Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2009

Анна Макурина, Ольга Мымрина

Рассказ Рённауг Клайвы «И не забывай гладить котёнка»: чтение с остановками

Макурина
Мымрина

Анна Николаевна
Макурина

ведущий методист

Ольга Леонидовна
Мымрина

библиотекарь
отдела обслуживания
старших школьников

Архангельская ОБД

НЕПРОСТО подготовить и провести массовое мероприятие по произведениям современных авторов, пишущих для детей и подростков. Именно в этой области литературы сегодня имеет место острая нехватка аналитической критики, и необходимо самим в какой-то мере брать на себя роль критиков. Читательские вкусы библиотекарей и подростков, как правило, не совпадают. Это связано и с «мутностью», многоликостью потока современной литературы для детей и подростков, и с тем, что библиотекарь и читатель сегодня обитают в разных «культурных полях». И всё же работать с современной детской книгой необходимо. Это один из возможных способов вступить с подростком в диалог. А начав диалог, приняв интересы подростка, можно попытаться решить наши традиционные задачи: увлечь чтением, расширить круг чтения, развить художественный вкус.

Книгу норвежской писательницы Рённауг Клайвы «И не забывай гладить котёнка» наша библиотека получила в дар весной 2007 года. В течение целого года книга не была обработана, потому что не могли решить, в фонде какого отдела она должна находиться. Жаркие споры велись в коллективе о читательском адресе рассказа. Педагоги и психологи? Старшие подростки? Достаточно ли педагогической компетентности родителей, чтоб читать рассказ о сложнейшей проблеме детской ревности своим детям младшего школьного возраста? (этот читательский адрес указан в аннотации.) Как воспримут маленькие читатели жестокие поступки главной героини Анны и сумеют ли разобраться в запутанных мотивах её поступков?

Мы решили спросить об этом у самих читателей. Не у маленьких, разумеется, а у тех, кто должен (по уровню своего читательского развития и наличию определённого жизненного опыта) понять, например, зачем Анна утопила кошку. Речь о подростках, конечно. На одном из заседаний клуба любителей книги и чтения, созданного при нашей библиотеке полгода назад, мы решили прочитать детям 11–15 лет рассказ, используя стратегию «чтение с остановками».

В начале занятия мы объявляем, что будем читать вслух рассказ норвежской писательницы Рённауг Клайвы «И не забывай гладить котёнка». Затем спрашиваем, о чём может быть рассказ с таким названием. Высказаны предположения, что это «книга, как кто-то уехал и поручил своего котёнка другому человеку». Большая часть детей уверены в том, что с котёнком сюжет связан не напрямую, а ассоциативно, – это рассказ о человеческих чувствах.

Затем ребята узнают историю появления этой книги в нашей библиотеке, мы рассказываем им о спорах, ведущихся вокруг неё, но не называем причину этих споров. Нацеливаем ребят на то, что они могут помочь нам решить, в какой отдел «определить» книгу: младший, старший или «взрослый» – для учителей и родителей (отдел информации по проблемам детства). На вопрос, появились ли у них новые предположения относительно содержания рассказа, дети высказывают целых три. Это книга о какой-то «проблемной жизненной ситуации». Книга одинаково интересна детям и взрослым. Книга «слишком философская» для детей.

Прочитав первые страницы, делаем остановку на эпизоде, когда Анна собирается подслушать, о чём шепчутся мама и незнакомая тётя.

Первая остановка. Оправдались ли ваши прогнозы относительно содержания? Что вы скажете о героине? О чём сейчас пойдёт разговор между мамой Анны и её знакомой?

Несколько человек заявляют, что с трудом понимают текст. Обещаем поговорить об этом во время следующей остановки, если будет необходимость. Оправдались ожидания тех, кто предполагал, что в рассказе описана «жизненная ситуация». Часть детей говорят, что сочувствуют Анне, которая отчаянно ревнует родителей к только что родившейся младшей сестре. О предстоящем разговоре между взрослыми высказывают две версии: они будут вновь восхищаться новорождённой; мама расскажет, что взяла Анну из приюта. Этим и объясняется её отношение к дочери.

Продолжаем узнавать эпизоды из жизни Анны (в этом особенность повествования). Останавливаемся после слов Анны, обращённых к младшей сестре: «Я твоя старшая сестра. Старшая и сильная. Но, говорят, противная».

Рисунок1

Вторая остановка. Почему Анна так про себя говорит? Вы согласны с ней? Обратите внимание, что рассказ строится с помощью «накопления» маленьких эпизодов (Анна подслушивает, надувает шар, выгоняет гостей, воет). Почему писательница выбрала именно такой способ повествования?

Первая реплика после прочтения: «Эту книгу надо отдать в старший отдел!» Пока оставляем мнение без комментариев, собираемся вернуться к этому вопросу позже.

Дети сходятся в том, что Анна называет себя «противной», потому что все её такой считают, даже мама (вспоминают подслушанный разговор). И Анна об этом прекрасно знает. Говорят о том, что у Анны заниженная самооценка – по вине родителей, которым она мстит. Возникает спор.

– Люди иногда говорят о себе плохо, чтобы стремиться к лучшему.

– Это не тот случай, Анна так говорит назло родителям.

Обсуждаем особенности стиля. Дети отмечают резкий переход от одной части к другой, из-за чего «в тексте нет связности». На вопрос, не является ли эта особенность повествования причиной затруднений в восприятии текста у некоторых их них, отвечают утвердительно. Тут же замечают, что дети младшего школьного возраста не смогут понять текст, «им будет тяжело читать». Эпизоды-фрагменты кажутся детям незаконченными. На вопрос, почему же автор использует такой способ повествования, отвечают, что Рённауг Клайва описывает не всю жизнь Анны. Она выбирает моменты, высвечивающие её проблемы во взаимоотношениях с родителями, её ревность, ранимость и отчаянное желание быть услышанной.

Продолжаем чтение. После эпизодов, в которых Анна утопила сначала шмелей, а потом кошку, спрашиваем, нужна ли остановка? Решаем остановиться и перевести дух.

Третья остановка. Какие чувства вызывают у вас два последних эпизода? Поделитесь впечатлениями и мыслями, которые у вас возникли.

Дети соотносят жестокий поступок Анны с поступком её отца. Папа утопил котят (об этом мы узнаём в начале рассказа), и теперь Анна думает, что жизнь живых существ не имеет ценности, поэтому и совершает эти убийства. Вспоминают, что Анна сказала о себе «сильная». Значит, девочка хотела это доказать. Прежде всего себе. Затем вспоминают подслушанный разговор и все попытки Анны обратить на себя внимание. Да это же протест! Свою злость на родителей, свою ревность она вымещает на пчёлах и кошке. Одна из участниц клуба вспоминает «Муму» Тургенева (без иронии), она видит сходство в поступках Герасима и Анны. У обоих главный мотив – протест.

Продолжаем читать и узнавать о новых проделках Анны. После эпизода, в котором девочка срубила все деревья в саду, останавливаемся.

Четвёртая остановка. Какой будет реакция родителей?

Мнения разделяются. Большинство уверены, что Анну не накажут. Потому что привыкли к её выходкам. И ещё привыкли не обращать на неё внимания. Возникает предположение: если Анна будет продолжать в том же духе, в конце книги её отдадут в детдом. Чтоб узнать, так ли это, надо дочитать.

Читаем дальше и узнаём, какой была реакция папы. Не только не наказал, но даже не поругал.

Пятая остановка. Этого ли ждала Анна?

Нет, конечно. Ждала, что родители так разозлятся, что она сможет высказать им всё! Часть подростков на стороне родителей, уставших от нервотрёпки. Анна избалованная, у неё дурной характер, нечего её жалеть. Таков вердикт.

Продолжаем читать. Первый луч надежды – момент, когда тётя Анны называет племянницу хорошей девочкой, а та выходит из комнаты. Первая брешь в жёсткой броне. На мгновение останавливаемся, чтобы просто обратить на это внимание детей. Заканчивается фрагментарное повествование, начинается история побега из дома и знакомства с художницей. Неожиданно возникает тема приюта, появлявшаяся в предположениях детей дважды (Анна неродная дочь, Анну отдадут в детдом). Анна, оказывается, мечтает о настоящих любящих родителях, которые вынуждены были отдать дочь чужим людям (!), но сейчас разыскивают её. На мгновение останавливаемся. Многие дети хоть раз в жизни думали о чём-то подобном. С этим соглашаются все. Дочитываем до момента, где Анна приносит свой портрет домой и впервые слышит о себе хорошие слова: «Анна стала гораздо лучше, гораздо спокойнее. Мы её почти не замечаем. Это просто чудо. Такое облегчение!»

Шестая остановка. Что же произошло с Анной? В чём причина резкой перемены? Отвечают, что Анна встретила человека, который её понимает и считает хорошей девочкой. Художница не знает об Анне ничего, она видит перед собой хорошего, славного ребёнка и рисует девочку в виде ангела. Теперь Анна знает о себе, что она хорошая девочка. Ребята, ранее защищавшие родителей и считавшие Анну испорченным ребёнком, посчитали, что девочка перевоспиталась. Поняла, что, когда она хорошо себя ведёт, к ней лучше относятся. Возникает предположение, что восклицание «такое облегчение!» может разозлить Анну, так как взрослые радуются тому, что не замечают девочку.

Но худшие предположения не подтвердились. Анна расцветает, греется в лучах внимания и любви. Останавливаемся после эпизода, когда Анна сама, по своей воле, помогает маме успокоить малышку.

Рисунок2

Седьмая остановка. Ждёт ли нас хеппи-энд? Чем закончится рассказ?

По общему мнению, хеппи-энд вряд ли возможен. Потому что родители ещё не готовы, ещё не всё поняли. Потому что «у таких книг не бывает хеппи-энда».

Читаем последний отрывок. Можно ли сказать, что книга заканчивается хорошо? Оправдались ваши ожидания? В чём смысл заглавия и появления образа котёнка и кошки в тексте? Ваше мнение о возрастном адресе книги.

Нашлись те, кто считает конец счастливым: «дальше всё будет хорошо». Большая часть детей полагает, что у книги открытый финал: «читатель должен сам додумывать». Почему же конец нельзя назвать счастливым? Потому что мама изменилась, увидела Анну в новом свете, поняла, что дочери надо уделять больше внимания и показывать свою любовь, но вот отец – нет. Он не понял ничего, об этом свидетельствует разговор о покупке картины.

Затем говорили о смысле заглавия, о смысле появления образа котёнка в тексте. Пришли к тому, что образ котёнка ассоциативно связан с миром чувств, эмоций, с темой заботы и ответственности. А книга именно об этом – о том, что ребёнок должен чувствовать любовь и заботу. Только тогда он будет счастливым.

Завершали разговор размышления о читательском адресе книги. По общему мнению, она вовсе не предназначена для детей младшего школьного возраста, как это заявлено в аннотации. Аргументация достаточно серьёзная. Во-первых, текст (имеется в виду язык, стиль) достаточно сложен для восприятия. Во-вторых, «у маленьких детей нет опыта», они не смогут осмыслить жизненную ситуацию, описанную в книге. В-третьих, «маленьким нужен герой, на которого надо равняться», а на Анну нельзя равняться. А если они начнут Анне подражать... В-четвёртых, там есть жестокие сцены, которые малыши не смогут воспринять адекватно. Было высказано мнение о том, что маленьким можно читать эту книгу, но только «в сопровождении взрослых». Мнение не поддержали. Зато все согласились, что она очень полезна для взрослых и для тех, у кого переходный возраст.

В конце мы поблагодарили детей за работу, за помощь в решении вопроса, в фонде какого отдела библиотеки должна находиться книга «И не забывай гладить котёнка». Мы также попросили ребят поделиться впечатлениями о новой для них форме работы – о чтении с остановками. Большей части детей такая форма понравилась. Они высказали пожелание на будущее – выбирать менее объёмные тексты для чтения. Действительно, мы нарушили правила стратегии «чтение с остановками» [2, с. 59], взяв текст, превышающий семь страниц.

Большую ценность, на наш взгляд, представляет заключительное высказывание одной из участниц клуба. Девочка сказала, что вначале не понимала даже, о чём рассказ. Но благодаря остановкам, возможности узнать впечатления и мысли других, высказать свои суждения, к ней пришла радость понимания и открытия нового. Это высказывание свидетельствует о том, что данная стратегия действительно способствует пробуждению интереса к чтению как процессу.

Библиография

1. Дробот О. Ангелом быть непросто // Библиотека в школе. – 2006. – № 22. – С. 27–28.

2. Загашев И. История старого мастера. Занятие для вдумчивых читателей // Библиотека в школе. – 2004. – 17. – С. 14–18.

3. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. – 2004. – 17. – С. 56–61.

4. Клайва Р. И не забывай гладить котёнка. – М. : Самокат, 2006. – 64 с. : ил.

5. Степанькова О. Трудные вопросы для вдумчивых читателей. Размышления над книгой «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» // Библиотека в школе. – 2008. – № 6. – С. 8–11.