Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2009

Юрий Нечипоренко

В Риме жила русская колония из нескольких художников и десятка знатных семей. Гоголь любил бывать в гостях у графини Зинаиды Волконской, которая владела целым имением с большим участком земли в Риме. Она была красавицей, певицей, дружила ещё с царём Александром I и собирала в своем салоне в Москве в 20-е годы знаменитых литераторов. Потом она приняла католичество и уехала в Рим. На её званые вечера в Италии собирался цвет знати из разных стран.

На этих вечерах Гоголь встретил двух ксёндзов. Польша тогда входила в Российскую империю, но стремилась к независимости: там нередко вспыхивали восстания. Ксёндзы исполняли роль польских разведчиков и обхаживали Гоголя, надеясь получить через него влияние в России. Гоголь дурачил ксёндзов: подавал им надежды на свой переход в католичество, прислушивался к их словам, водил долгие беседы. Но всё это оборвалось, как только Волконская уехала из Рима. Гоголю не нужны были шпионы без поддержки вкусными обедами. Вообще Гоголь мог коротко сойтись с человеком, доверительно выслушать его, выпытать, вникнуть в его душу – чтобы потом, получив знание и составив представление о его жизни, расстаться с ним навсегда. Польские шпионы столкнулись в лице Гоголя с не менее хитрым шпионом.

В круг друзей Гоголя в Риме вошёл художник Иванов, который работал над огромным полотном «Явление Христа народу». Художники и писатели, люди творческие, постоянно делают что-то новое – их невозможно раскрыть, как шпионов, прочитать, как книгу, раз и навсегда. Гоголь проводил много времени в мастерской Иванова и беседовал с ним об искусстве. Таких разговоров от него никак не могли добиться многие знатные господа. Гоголю было неинтересно всё, что они могли сказать. В светском обществе сложилось мнение, что Гоголь – нелюдимый и необщительный тип.

Иванов изобразил Гоголя на своём полотне в виде человека в красном плаще, который обращён к зрителю вполоборота. Он смотрит на Христа и сомневается, боится верить своим глазам. Художник выделил в писателе чувство сомнения как главное качество. Любопытно, что Гоголь тоже изобразил художника в своей повести. Когда он переписывал «Портрет», то противопоставил главному герою, что растратил дар попусту, художника, который неустанными трудами шлифовал свой талант и не шёл на поводу у публики, а поднимал её за собой к высотам искусства.


Печатается по: http://epampa.narod.ru/nech/gogol2.html