Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2009

Ирина Кузина, Анастасия Чебанова

Дистанционное изучение автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАРК–SQL»

Статья знакомит читателей с возможностями программы дистанционного обучения работе с автоматизированной информационно-библиотечной системой «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек»

ОСНОВНОЙ характеристикой современного общества является его активная информатизация, то есть проникновение информационных технологий во все сферы деятельности человека. Умение ориентироваться в таком обществе есть необходимое условие успешного и комфортного существования в нём.

В подобных условиях роль библиотек и возникающих на их базе интеллектуальных центров непрерывно возрастает. Это связано, в первую очередь, с тем, что, благодаря большому объёму хранящейся информации, её структурированному представлению, современные библиотеки предоставляют своим читателям возможность не только найти необходимую книгу или статью, но и получить полную информацию по интересующей проблематике.

Всё это относится, безусловно, и к школьным библиотекам, чью роль в обеспечении процесса образования и воспитания подрастающего поколения сложно переоценить. Уникальность школьной библиотеки состоит в том, что она сочетает в себе сразу несколько видов биб­лиотек, выполняя одновременно функции учебной, публичной и педагогической библиотек1.

Очевидно, что выполнение данных функций, а соответственно, и полноценная работа современной школьной библиотеки невозможны без полномасштабного внедрения и использования информационных технологий, в первую очередь – внедрения современных автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС).

При этом внедряемые АИБС должны соответствовать современному уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивать решение всего комплекса учебно-образовательных задач настоящего времени. По своим эксплуатационным и эргономическим характеристикам АИБС должны быть доступны для пользователей различных категорий.

Одним из таких средств автоматизации является АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных биб­лиотек» (далее – АИБС «МАРК–SQL»), разработанная Научно-производственным объединением (НПО) «ИНФОРМ-СИСТЕМА» специально для школьных библиотек с учётом специфики их работы. С момента создания АИБС «МАРК–SQL» было осуществлено более 40 тыс. её поставок в российские школы. Значительная часть этих поставок осуществлена в соответствии с результатами тендера, проведённого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

По мере внедрения АИБС в школьные библиотеки выявилась проблема недостаточной подготовки пользователей к работе с новыми информационными технологиями. Одним из основных условий успешного освоения АИБС «МАРК–SQL» является одновременное обучение пользователей работе с программой, что в рамках тендера, к сожалению, предусмотрено не было.

На первых этапах внедрения системы были обучены тьюторы из различных регионов России. Предполагалось, что впоследствии они организуют обучение в своих регионах. Кроме того, специалисты НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА» проводили обучающие семинары в различных городах и областях страны.

Однако опыт показал, что всего этого недостаточно. С течением времени всё больше выявлялась необходимость организовать массовое обучение работе с программой, способное охватить как можно большее число пользователей АИБС в различных субъектах РФ.

В то же время массовое подключение российских школ к Интернету, осуществляемое государством в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», сделало логичным и возможным организацию, в первую очередь, удалённого обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Для организации массового обучения использованию АИБС Федеральное агентство по образованию в конце 2006 года объявило конкурс на выполнение работ по созданию обучающей интернет-системы, а также организации дистанционного обучения для всех категорий пользователей.

Проект был реализован специалистами НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА» в декабре 2006 года. В качестве программной оболочки была выбрана система дистанционного обучения (СДО) «Прометей» (версия 4.2), которая позволяет организовать учебный процесс через стандартный веб?браузер, а также осуществлять дистанционное управление этим процессом.

Разработанная обучающая интернет-система функционирует с января 2007 года.

Созданием и поддержкой дистанционного учебного процесса в обучающей системе занимаются администратор и организатор. Первый занимается настройкой системы в целом, регистрацией новых сотрудников и учебных курсов, а также пополнением электронной библиотеки. Второй отвечает за создание календарных планов изучения курсов, обработку заявок на обучение и комплектование учебных групп.

Система позволяет формировать различные группы слушателей и составлять для них отдельные программы обучения.

Непосредственно процесс обучения контролируют тьюторы (консультанты). Они организуют и направляют учебную деятельность слушателей, проводят консультации, составляют тесты и осуществляют тестирование. Консультирование производится дистанционно с использованием электронной почты и форума. Тьюторы также оценивают успехи слушателей и выставляют им оценки. В процессе обучения слушатель может общаться с тьютором – задавать вопросы, проверять свои знания с помощью тестов и контрольных заданий, а также выполнять работу над ошибками.

Желающие пройти дистанционное обучение в зависимости от своей категории имеют возможность записаться на один из следующих курсов:

В процессе занятий слушатель освоит основные функциональные возможности программного обеспечения и приобретёт необходимые навыки работы с АИБС «МАРК–SQL», в том числе научится:

Остановимся на основных функциональных возможностях созданной обучающей системы и расскажем, как с ней работать.

Обучающая интернет-система для АИБС «МАРК–SQL» представлена на нашем сайте WWW.INFORMSYSTEMA.RU. Щёлкнув мышкой по ссылке «система дистанционного обучения», пользователь попадает на начальную страницу дистанционной обучающей системы (рис. 1).

Рисунок1

Рис. 1. Система дистанционного обучения. Первое знакомство

На этой странице даётся информация об условиях обучения, о процедурах регистрации и выбора курса, а также краткая информация, касающаяся НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА» и АИБС «МАРК–SQL».

Если пользователь уже является зарегистрированным слушателем, то он просто заходит в систему под своим логином и паролем (рис. 3). В противном случае система сама предлагает ему зарегистрироваться, заполнив специальную форму, которая имеет следующие пункты (см. рис. 2):

Выделенные поля являются обязательными для заполнения. Поля «Пароль» и «Повторите пароль» должны содержать одинаковую информацию.

Рисунок2

Рис. 2. Форма для ввода регистрационных данных

После регистрации пользователь зачисляется в одну из групп и с этого момента считается слушателем. Назначается тьютор, который будет контролировать процесс его обучения. Сообщение о зачислении отправляется организатором слушателю по электронной почте.

После получения сообщения о зачислении в группу слушатель может войти в систему и начать свои занятия по выбранному курсу. Для входа в систему требуется нажать кнопку «слушатель».

Когда появится окно, необходимо ввести логин и пароль слушателя (см. рис. 3).

Рисунок3

Рис. 3. Ввод логина и пароля

После ввода логина и пароля слушатель попадает на свою персональную страничку (пример такой странички – на рис. 4).

Если слушатель только начинает свои занятия, то после регистрации и входа в систему ему нужно выбрать курс, который он будет изучать, и открыть обучающие материалы к этому курсу. Для получения методических материалов по выбранному курсу необходимо щёлкнуть мышью по ссылке «обучение» в левой части персональной странички, а затем открыть раздел «библиотека» (см. рис. 4).

Рисунок4

Рис. 4. Персональная страничка слушателя

На следующем рисунке показано, как обучающие материалы по курсу получают библиотекари. Щёлкнув мышью по ссылке с названием книги, слушатель получает доступ к учебному материалу (рис. 5).

Рисунок51

Рис. 5. Выбор обучающих материалов по изучаемому курсу

Учебно-методический материал обучающей интернет-системы имеет иерархическую гипертекстовую структуру, соответствующую основным тематическим разделам учебной программы, и содержит следующие главы:

Учебная программа для пользователя категории «Библиотекарь» включает все технологические процессы АРМов (АРМ – автоматизированное рабочее место), имеющиеся в АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек».

Для пользователя категории «Преподаватель» в учебной программе представлены технологии АРМ «Комплектование», «Каталогизация», «Поиск», «Абонемент» с ограничением некоторых функций внутри АРМов, таких как удаление записей, постановка на учёт, списание литературы и др.

Пользователю категории «Учащийся» доступен для изучения только АРМ «Поиск».

На рис. 6 показан фрагмент обучающих материалов для АРМ «Каталогизация». В левой части экрана слушатель видит представленный в иерархическом виде список разделов, а в правой – соответствующий этим разделам методический материал. Если в процессе обучения слушателю необходим методический материал конкретного раздела, он находит в оглавлении, показанном в левой части экрана, этот раздел и щёлкает по нему мышкой. После чего в правой части экрана появляются обучающие материалы этого раздела.

Рисунок6

Рис. 6. Учебно-методический материал

Доступ к учебному материалу может осуществляться различными способами:

Если возникают затруднения, связанные с освоением материала или выполнением заданий, слушатель может послать сообщение своему тьютору с просьбой прояснить тот или иной вопрос.

Процесс обучения и освоения материала контролируется как самим слушателем (контроль в виде самопроверки), так и автоматически системой (рис. 7).

Блоки контроля предусмотрены на следующих этапах:

Рисунок7

Рис. 7. Выбор вариантов контроля

После каждой темы у слушателя есть возможность ответить на вопросы по пройденному материалу и тем самым проверить и закрепить полученные знания.

На рис. 8 показано окно выбора тестов для самопроверки для курса «библиотекарь».

Рисунок8

Рис. 8. Окно выбора тестов для самопроверки

Щёлкнув мышью интересующий раздел, слушатель получает список вопросов по этому разделу.

Для организации автоматизированного контроля знаний в обучающей интернет-системе имеются тесты с возможностью выбора формы ответа.

При тестировании используются как простые последовательности вопросов, так и адаптивные. В первом случае количество вопросов и продолжительность теста сообщаются учащемуся в начале теста. Слушатель сам решает, на какие вопросы теста он хочет ответить в первую очередь. В адаптивном тесте каждый следующий вопрос зависит от того, как учащийся ответил на предыдущие вопросы.

После завершения теста слушателю выдается сообщение о завершении и предоставляется возможность просмотреть результаты.

Итоговый контроль в системе осуществляется в виде экзамена. Сдача экзамена возможна только после получения слушателем допуска у тьютора.

С момента создания обучающей системы и по сей день дистанционное обучение осуществляется бесплатно. Если у пользователя нет возможности постоянно пользоваться Интернетом для изучения материалов и прохождения тестов, он может получить соответствующие материалы в электронном виде и изучать их в удобное для себя время по своему собственному графику. Когда пользователь почувствует себя готовым к сдаче экзамена, он может зарегистрироваться в системе и сдать экзамен.

Количество пользователей, прошедших дистанционное обучение, постепенно растёт. Данный факт указывает на то, что библиотечные работники заинтересованы в дальнейшем применении и развитии системы, свидетельствует о том, что она для них полезна.

Благодаря развитию информационных технологий и массовому внедрению их в российских школах, НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА» совместно с Национальным фондом подготовки кадров смогли реализовать ещё один очень важный и полезный для школьных библиотек проект.

В октябре 2008 года в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), имеющую адрес http://school-collection.edu.ru/, была включена АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек».

Кроме непосредственно дистрибутива АИБС «МАРК–SQL – версия для школьных библиотек» комплект ЦОР включает общее руководство, руководство пользователя и учебные материалы по работе с АИБС. Для «скачивания» АИБС и сопроводительных материалов к ней необходимо зайти на сайт http://school-collection.edu.ru/, в закладке «Инструменты» щёлкнуть мышкой «Инструменты организации учебного процесса», а затем открыть раздел «Материалы для библиотек».

Таким образом, школьный библиотекарь может свободно «скачать» самую последнюю версию АИБС, изучить сопроводительные материалы, а затем, при необходимости, пройти дистанционное обучение работе с АИБС под руководством специалистов НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА». И всё это, подчеркнём ещё раз, совершенно бесплатно.

Как разработчики, мы искренне надеемся, что средства автоматизации, разрабатываемые и внедряемые НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА», а также созданная нами система дистанционного обучения поддержат школьных библиотекарей в их нелёгком, но таком нужном труде и позволят школьной библиотеке занять достойное место в информационно-библиотечном пространстве.


1 Школьная библиотека. – 2003. – № 9. – С. 25.