Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2009

Елена Иванова

Информационные технологии в школьных библиотеках

Знаете, иногда полезно ставить знаки вопроса там, где на первый взгляд всё очевидно и понятно. В программах развития образования всех уровней зафиксировано: «Необходимо развивать использование ИКТ в школах».
Да кто спорит, конечно надо!
Вопрос – для чего? Что хотим получить? Чего достичь?
В докладе, который представлялся на конференции «ЛИБКОМ–2008», мне хотелось поделиться своими размышлениями и опасениями, просто хотелось проговорить эти слова: «информационная избыточность», «информационная зависимость».
Чтобы подумать...

Рис.1

Как истинный библиотекарь, доклад я предварю цитатами. Причем сразу двумя, а вы выберите ту, которая вас больше вдохновит.

Не идёт фраза: «Позвольте, я возьму на себя» – или: «Вам ведь трудно, разрешите я...» А уж фраза: «Я вами руководил, я отвечу за всё» – прямо колом в горле стоит (М.М.Жванецкий).

Во всех делах полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали не требующим доказательства (Бертран Рассел).

И начну не с информационных технологий. И даже не с вопросов развития школьных библиотек. Начну с информационной избыточности.

Этот термин фигурирует в самых разных научных областях: информатике, радиофизике, теории управления, теории организации и других. Реже всего он встречается в статьях, посвящённых вопросам развития библиотечного дела (мне совсем не встретился: нашлись материалы о безопасности личности в Интернете, об этических основах работы в Сети и многом другом).

Что же это такое – информационная избыточность и почему я приглашаю всех вас к разговору на эту тему?

При дилетантском рассмотрении (в данном случае – моём) информационная избыточность – это не всегда плохо. Такая стратегия информационной работы иногда бывает вполне обоснованна, например – при сборе данных для подготовки особо ответственных решений, что ведёт к повышению качества решения.

Но существует и необоснованная информационная избыточность, когда сведения не имеют отношения к существу вопроса и предоставляются в объёме, превышающем возможности их обработки. Более всего такое описание информационной избыточности ассоциируется с бесконечным, необоснованным, нецелесообразным использованием Интернета.

Казалось бы, что плохого в неограниченном потоке информации, который открывается нам на просторах «мировой паутины»? У нас всегда есть выбор: не нравится Интернет – не пользуйся. Но не всё так просто. Попробовав однажды, оторваться от Сети сложно, степень привыкания к Интернету сильнейшая.

И здесь мы начинаем говорить об информационной зависимости, в том числе – об интернет-зависмости. Речь идёт не о работе с профессиональной (например, образовательной) и потому – необходимой информацией. Мы говорим об избыточной информации, которую наши «продвинутые» дети потребляют без меры и – главное! – безо всякой на то необходимости. При этом количество информации не всегда переходит в качество – то есть в знания, полученные на основе применения этой самой информации. Информационное изобилие и интеллектуальная скудость – это ли не проблема?

Обращение к ресурсам Сети мы чаще всего подкрепляем неопровержимым, как нам кажется, аргументом: мы утоляем информационный голод. Вдумаемся в эти слова. Сложно рационально объяснить информационный голод у городских жителей развитых стран в XXI веке. Скажите, какой может быть информационный голод в нашей повседневной жизни, с «вездесущностью» в ней телеканалов, газет, журналов, театров, кинотеатров, а также библиотек. Зачастую речь идёт не об утолении информационного голода, а об иллюзии такого утоления.

Чтобы поставленная проблема не казалась преждевременно выдвинутой, преувеличенной, позвольте привести некоторые примеры.

Газета «Вечерняя Москва» от 06.11.2008. В статье «Интернет-зависимость наступает» рассматривается зависимость от высоких технологий как реальность сегодняшнего дня. Приведены пять основных типов зависимостей, которые выдвинул доктор Кимберли Янг, профессор психологии Питсбургского университета и создатель первого центра помощи интернет-зависимым:

По статистике, ведущую роль, связанную с возникновением интернет-зависимости, играют чаты и многопользовательские игры.

Американские суды сегодня выносят такую «страшную» меру наказания, как запрет на пользование компьютером (читай – выход в мировую компьютерную сеть!) на различные сроки, включая пожизненное отчуждение от Интернета.

В некоторых странах проблема игровой зависимости вышла на государственный уровень.

Рис.2

Китай является второй страной по количеству пользователей Сети после США. В ней проводят время около 123 миллионов граждан этой страны. По данным агентства Рейтер, китайское правительство собирается поощрять разработку технологий, которые помогут предотвратить у детей развитие зависимости от Интернета. Власти этой страны активно продвигают использование Сети в образовательных и деловых целях, однако сегодня вызывает сильную озабоченность то, что у многих несовершеннолетних вырабатывается стойкое пристрастие к Интернету. Китайские психологи уже изучают это новое заболевание, и по всей стране открываются клиники, где лечат от избыточного использования Сети. Парламент тоже принял решение поощрять разработку технологий, которые помогут предупредить развитие этого заболевания у детей. Официальные лица заявляют, что новая поправка к закону о защите несовершеннолетних должна побудить разработчиков ПО создавать программы, которые, например, останавливают «онлайновую» игру по прошествии определённого времени.

Большинство взрослых людей прекрасно понимают: постоянное, безмерно избыточное, бессмысленное потребление ненужной информации мешает. Такая информационная «всеядность» отупляет, отучает самостоятельно мыслить, заменяет собственные идеи различными клише, отвлекает от творчества.

Но что делать с детьми? В статье «Завяз в паутине» (АиФ Здоровье, №44, 30.10.2008) приведены причины интернет-зависимости у детей. Главная – это восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального общения, где такой отклик получить труднее. Интернет становится для некоторых детей единственной возможностью установить контакт и единственной надеждой быть понятым. Вторая причина интернет-зависимости – желание избавиться от требований родителей, школы, окружения…

Проблема? Да. И решать её необходимо комплекс­но: это и обучение детей тому, как выражать свои чувства, и осознание реальной, а не вымышленной привлекательности Интернета. Полагаю, в этой связи значительную помощь может оказать школьная/детская библиотека.

Об информационных технологиях и Интернете мы знаем много. Уже несколько лет уверенной рукой выводим для различных докладов примерно следующее: «Новые информационные технологии, Интернет оказывают огромное влияние на развитие, усиление роли библиотек. Особенно это касается детских, школьных библиотек, где дети учатся оперативно находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах».

Всё верно: Интернет действительно шагает по планете, заходя и обосновываясь в библиотеках, в том числе и школьных, детских. И мы приветствуем это огромное, безмерное информационное поле, осваиваем его, как можем. Для этого используем свои профессиональные навыки работы с информацией.

Каким образом грамотно выстраивать работу библиотек в условиях «интернетизации» страны и отечественного образования? Что должна и может сделать школьная библиотека?

Во-первых, «озвучить» проблему. Во-вторых, обозначить свою позицию по данному вопросу. В-третьих, предложить конкретные направления работы.

Проблему мы «озвучили». Позиция очевидна: для школьных библиотек смысл работы в Сети, в первую очередь, должен связываться с использованием предлагаемых там ресурсов в поддержку образования. Причём работа должна выстраиваться с соблюдением простого, но важного баланса: максимизировать позитивные аспекты внедрения информационных технологий, поддерживающие цели образования, и в тоже время пытаться минимизировать негативные явления и опасности, которые могут возникнуть при применении технологий.

Теперь немного о конкретных направлениях работы. В попытке достичь указанного баланса в использовании информационных технологий школа и библиотека должны опираться на чётко разработанную стратегию, то есть на продуманный план действий. Такую стратегию можно письменно закрепить в виде обязательного внутришкольного документа, например «Заявления об ответственности за использование Интернета».

Нужно, чтобы в подобном заявлении была предельно точно выражена позиция школы и библиотеки, а также были чётко сформулированы условия использования Интернета в образовательном учреждении.

Рис.3Кроме общих заявлений, необходимо определить конкретные области и методы применения ИКТ в учебных, образовательных, воспитательных целях и тем самым показать обоснованность и разумность их использования в библиотеке, в классах, в лабораториях.

Следует также установить для детей правила и нормы использования информационных технологий в школьной библиотеке.

Нужны определённые технические решения (фильтрация контента).

Необходимо регулярное обучение применению ИКТ, причём в первую очередь обучать следует педагогов, библиотекарей, то есть взрослых.

Необходимо единое место доступа ко всем ресурсам в поддержку образования. Нужно по крайней мере одно особое информационно-мультимедийное образовательное помещение, то есть среда, доступная для всех. Полагаю, совершенно очевидно, что это – школьная библиотека (называйте её как угодно: информационный центр, медиатека и т.п.). Она может стать не просто центром доступа к ресурсам, а своеобразным «полигоном», местом испытания новых методик обучения с применением ИКТ.

И это только часть предложений, которые могут исходить из школьной библиотеки.

Могу предположить примерно следующие гневные высказывания в свой адрес: «Как, нам только-только дали в руки эти современные инструменты – информационные технологии, а вы уже пишете о том, что надо ограничить их использование!» Во-первых, не ограничить, а управлять процессом. Во-вторых, я не изобретаю велосипед, всё уже было в нашей жизни. Вспомните руководство чтением. Почему же не быть руководству использованием ИКТ в школе и библиотеке?..

В заключение позвольте привести слова Билла Гейтса: «Компьютеры сегодня в миллион раз более мощные, чем 20 лет назад. И это произойдёт снова: через 20 лет компьютеры будут в миллион раз более мощными, чем сегодня.

Что это значит для наших детей? Что значит жить и преуспевать в таком мире? Наши дети должны быть более чем просто грамотными – они должны будут свободно (бегло) читать, общаться, обрабатывать информацию и умело использовать технологии».

Статья подготовлена при поддержке компании «Юниконс». Если Вы решили приобрести лицензию на пожарную сигнализацию, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Юниконс». Перейдя по ссылке: «лицензия на пожарную сигнализацию», вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить более подробную информацию. В компании «Юниконс» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Уверена, что школьные библиотеки им здесь помогут.