Энвер Азизов
ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕАМБУЛА
Формализацию работы библиотеки многие коллеги недолюбливают. Само слово наводит на формальный, поверхностный подход. Форма, преобладающая над содержанием, т.е. сутью и смыслом работы. Но, с другой стороны, факт состоит в том, что одно без другого не существует. Любое содержание имеет форму, и они нерасторжимы. Следовательно, и формализованные методы анализа работы библиотеки имеют право быть.
Статья подготовлена при поддержке компании «КАН-СТРОЙ». Если вы решили озеленить свой участок, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «КАН-СТРОЙ». На сайте, расположенном по адресу http://kan-stroy.ru/, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать работу по озеленению по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.kan-stroy.ru.
ИГРЫ В СТАТИСТИКУ
Почему игры? Во-первых, есть и серьёзная методика: Олефир С.В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 21). Во-вторых, мне нравится принцип «учение с увлечением», и если можно отнестись к чему-то как к игре, то зачем напрягаться? К тому же следует принять во внимание, что возможности программы Excel позволяют легко и приятно жонглировать разными данными и строить красивые диаграммы.
Игра первая. Охват (кто читает?)
1. Подсчитаем для начала количество читателей по классам. Возьмём формуляры и посмотрим, сколько учеников в каждом классе брали в течение учебного года хотя бы одну книгу (один документ).
2. Далее подсчитаем, какой процент это число составляет от общего количества учеников в данном классе. Например, в классе 30 человек. Это 100%. Из 30 брали книгу (документ) в библиотеке 20 человек. Делим 20 на 30 и умножаем на 100.
Задаём полученные данные программе Excel, нажимаем на кнопочку «Построить диаграмму» и получаем, например, такую гистограмму с группировкой (рис. 1).
Рис. 1
3. Можно посмотреть охват читателей по ступеням образования, сравнивая начальную, среднюю и старшую школы. Суммируем проценты по каждой ступени образования и делим на количество классов, получая среднее число. Строим диаграмму – точечную с гладкими кривыми и маркерами (рис. 2).
Рис. 2
Игра вторая. Читаемость (сколько читают?)
1. На этом этапе подсчитываем сначала книговыдачу, то есть количество выданных книг в каждом классе.
2. Поделив книговыдачу в данном классе на число читателей этого же класса, получаем среднее число выданных библиотекой изданий одному читателю – это и есть читаемость. При желании можно построить диаграмму читаемости по классам и по ступеням образования.
Игра третья. Активность (кто читает больше?)
1. Попробуем перевести читаемость в проценты. Как? Волевым решением принимаем, что 10 книг в год – это максимум, т.е. 100%. (Чувствую, придётся объясниться. Исходя из многолетнего опыта работы, считаю, что больше 10 книг в год учащиеся, как правило, не берут. Если ваш опыт подсказывает вам другое, смело меняйте величину на ту, которую считаете нужной.) Таким образом, 5 книг будет составлять 50 %, 6 – 60 % и т.д.
2. Далее умножаем процент охвата (из предыдущих расчётов) на процент читаемости. Получаем некое число, которое назовём индексом читательской активности. Это интегративный показатель, одновременно учитывающий и степень охвата, и степень читаемости. Вновь задаём данные программе и получаем диаграмму с областями и накоплением (рис. 3).
Рис. 3
Игра четвёртая. Обслуживание (как распределяются услуги?)
1. Если сумму индексов всех классов (327) принять за 100%, то чтобы вычислить долю каждого класса, нужно по правилу пропорции умножить индекс класса на 100 и разделить на 327. Например: 89 x 100 : 327 = 27,2 (%). Построим в этот раз кольцевую диаграмму (рис. 4).
Рис. 4
2. Долю в обслуживании ступеней образования тоже имеет смысл посмотреть, суммировав доли соответствующих классов и построив объёмную круговую диаграмму (рис. 5).
Рис. 5
Игра пятая. Динамика (что меняется?)
Собрав данные за несколько лет, можно и нужно сравнить их, получив наглядную картину изменений. Например, в моей школе получились такие сравнительные диаграммы (рис. 6, 7, 8):
Как видно из этой группы диаграмм, если в абсолютных значениях мне гордиться особенно нечем (скорее наоборот), то динамика все-таки внушает оптимизм. И этот факт можно использовать в различных ситуациях.
НУ И ЗАЧЕМ МНЕ ВСЁ ЭТО?
Так, возможно, спросит кто-то из коллег.
Отметим два аспекта. Во-первых, информация, опирающаяся на цифры-факты и представленная в наглядном виде, имеет определённую убеждающую силу. С таким материалом, с эффектной презентацией можно выходить на педсовет, семинары и другие мероприятия. Аргументированно отстаивать интересы библиотеки и читателей. Добиваться признания и требовать поддержки.
Во-вторых: постановка целей, выработка задач, сбор информации, анализ, выводы, презентация результатов, рефлексия – получается… проект. Да какой! И ничто не мешает его расширить, углубить, сделать основой для серии занятий с детьми. Статистические методы в библиотечной работе – недооценённый ресурс для экспериментов, анализа и экспертных оценок. При наличии современной техники, мгновенно выполняющей все черновые расчёты и построения, такая деятельность может стать увлекательным исследованием-игрой.
Поиграем?
Рис.6
Рис. 7
Рис. 8