Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2009

Игорь Киршин

Я занимаюсь с детьми словесным творчеством. Поэтому буду толковать в основном о котах. Коты вызывают у детей большой интерес. Особенно у первоклассников. В связи с чем я дал им задание – нарисовать кота. Вот некоторые их рисунки.

Кот1 Кот2

Потом мы выбрали самого симпатичного кота и написали про него сказку. Общую: каждый добавил по одному предложению. Получилось вот что.

Кот

Однажды Кот пошёл в лес. Там он встретил Колокольчик. Колокольчик был привязан к Розе. Роза была белая. Кот позвенел в Колокольчик, и оттуда выпорхнула Фея. «Здравствуй, Кот!» – сказала Фея. А Кот испугался и убежал в кусты. А потом залез на дерево. Он боялся спуститься, потому что думал, что Фея – это дикий зверь.

И вдруг Фея сказала: «Я тебя тоже боюсь, Кот!»

И тогда Кот перестал её бояться и увидел, что она – Фея! И спустился с дерева.

Потом подошёл к Фее и лизнул ей пальчик.

Я очень хвалил эту сказку детям и даже напечатал её. Раздал ребятам. Надо было видеть, какой фурор вызвало появление напечатанной сказки! Я, конечно, от души восхищался их прекрасным произведением. Но затем началось самое главное: теперь можно было прочитать детям произведение мастера. О котах, разумеется. К.Паустовского, Н.Носова и т.д.

Зачем я всё это делаю?

Потому что убеждён: творчество и чтение – два крыла души. На одном крыле далеко не улетишь: они требуют друг друга. Попробовав написать текст, ребёнок переживёт чувства, которые помогут ему понять автора гораздо глубже. «Я – тоже автор!» И наоборот, ощутив прелесть произведения мастера, ребёнок требовательнее взглянет на свой текст. Я не жалею сил на похвалу. Именно потому, что знаю, как будет потом. А потом будет прочитан текст настоящего писателя в этом же жанре, на эту же тему. «Ты – молодец, Вася. Но можно ещё сделать вот так!» И всё становится на свои места, всё всем видно. При этом – как внимательно слушают текст классика после того, как напишут свой!

Ещё пример – касающийся детей постарше (4-й класс).

Детям было дано задание придумать и описать фантастическое существо вроде лешего или русалки. Для примера я прочитал «Исповедь медведя» Хулио Кортасара, строго-настрого запретив повторять прочитанное.

Исповедь медведя

Я медведь домашних труб, в тихие часы я прогуливаюсь по трубам, как по трубам горячей воды, так и по трубам отопления и по трубам вентиляции, брожу из квартиры в квартиру, то есть являюсь медведем, который бродит по трубам.

Думаю, меня уважают, потому что благодаря моей шкуре трубопроводы содержатся в чистоте; без отдыха я мотаюсь по трубам, меня хлебом не корми, дай только погулять по этажам, то бишь поездить по трубам. Иногда я высовываю лапу из крана, и служанка Хуанита с четвертого кричит, что пошла ржавчина, а не то ворчу на уровне кухонной плиты на пятом, и кухарка Гильермина жалуется, что напор слабый. По ночам меня не слышно, по ночам я передвигаюсь совсем тихо, высовываюсь из дымохода поглядеть, пляшет ли наверху луна, да и скатываюсь обратно в котлы, что стоят в подвале. Летними ночами я плаваю на крыше в баке, исклёванном звездами, умываю морду сперва одной лапой, потом другой, а напоследок сразу двумя, и уж так мне хорошо, не передать…

Дети написали – здорово! Вот один из детских текстов.

Почему у некоторых бардак на столе

К некоторым детям, которые плохо учатся, приходит Дух Бардака. Он живёт под столом. Он очень наглый. Например, ребёнок убрался и лёг спать. Когда он проснётся – на столе ужасный бардак. Это Дух Бардака. Ещё дух помогает двоечникам. Он вырывает листы из тетради с плохими оценками, и ест их. Его можно назвать Бардабум!

Наташа Криванкова

Посмотрите, какая свобода фантазии! Какая точность и выразительность! И ведь совершенно непохоже на Кортасара – ни по стилю, ни по образам.

Так словесное творчество детей становится путём к книге. А книга – стимулом к собственному творчеству. Возникает равновесие между восприятием и активностью. Ведь ребёнку хочется самому что-нибудь делать, он переполнен энергией. Такое взаимодополнение творчества и чтения спасает как от графоманства, так и от равнодушия к литературе.

Главное, чтобы было про котов. А не про Шопенгауэра. Тогда дети с удовольствием напишут, нарисуют и сыграют. Да ещё как здорово!

Вот я написал всё это и задумался: ну кто не рисует с детьми котов? И что тут нового? А главное тут – в отношении к детскому творчеству. Вот что по этому поводу написалось у меня:

Родителям первоклассников

Дети приносят в «Солнечный Сад» множество подарков: смешных пластилиновых человечков, рисунки котов и даже Бабу-ягу из пробок. О чём это говорит? О том, что дети много думают о Саде, ждут его. Почему? Потому что им хочется Солнца! А Солнце – это чьё-то искреннее, доброе внимание. Дайте детям Сад! Сад – в вас. Солнце – ваше чистое сердце. Именно ваше солнечное сердце дарит ребёнку крылья. Эти крылья появляются каждый раз, когда вы восхищаетесь его светлым творчеством.

В этот момент вы возносите его силой своего сердца. Ребёнок расцветает, ему хочется жить и творить.

Дайте детям «Сад»! Пусть он будет у ребят не два раза в неделю, а сколько захочется! Пусть рисуют, сочиняют, лепят. Но ведь должен быть человек, которому это НУЖНО. Пусть им будете вы. Как это сделать конкретно? Если ребёнок захочет сочинить сказку – запишите её. Ребёнку пока трудно записывать, помогите ему. Текст принесите нам в «Сад». Мы его прочитаем вместе. Обрадуемся! Когда будете записывать – радуйтесь и хвалите щедро за каждое удачное слово. Не бойтесь перехвалить. Постепенно ребёнок всему научится. Главное, чтобы ему хотелось работать. А ведь хочется работать, когда то, что ты делаешь, кому-то очень нужно. Будьте щедры – похвалите сказку, порадуйтесь рисунку, удивитесь слепленному зайцу. Даже если сделано коряво, найдите, что в этом творении есть хорошего, – оно всегда есть.

Статья подготовлена при поддержке клиники «Семейный доктор». Если Вы решили поправить свое здоровье, то оптимальным решением станет обратиться в клинику «Семейный доктор». Перейдя по ссылке: «биоармирование лица», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.familydoctor.ru.

И тогда у детей будет настоящий «Солнечный Сад».