Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2009

Татьяна Колпакова

Работа с фондом творческих работ учащихся

Колпакова
Татьяна Васильевна
Колпакова

заведующая библиотекой
МОУ «Сергиево-посадская
гимназия
им. И.Б.Ольбинского»,
г. Сергиев Посад,
Московская обл.

Каждый раз в начале учебного года в Сергиево-Посадской гимназии им. И.Б.Ольбинского открывается конкурс самостоятельных творческих работ им. Павла Александровича Флоренского. В «Положении о Конкурсе» записано: «Общегимназический конкурс самостоятельных творческих работ им. П.А.Флоренского является частью образовательной программы Сергиево-Посадской гимназии, формой организации интеллектуальной творческой деятельности учащихся». Конкурс проводится по четырём номинациям: реферат, исследование, проект, эссе.

Ещё в то время, когда открывался первый конкурс, директором гимназии И.Б.Ольбинским совместно с библиотекой было принято решение не хранить со­зданное детьми в кабинетах гимназии, а создать фонд творческих работ в библиотеке. Результат превзошёл все ожидания. Но для того чтобы фонд самостоятельных творческих работ (СТР) был полезным, интересным и «дееспособным», пришлось продумать систему его организации, хранения и использования. На библиотеку ложилась техническая сторона работы с СТР: создание системы правильного оформления самих рефератов (титульный лист, система сносок и ссылок, оформление списка использованной литературы); организация системы учёта, хранения, отражения в справочном аппарате библиотеки и выдача СТР.

Сергиево-Посадская гимназия была основана в 1994 году. Количество учащихся – 250 человек, обучение с 7-го класса, система профильных спецкурсов с 10-го класса. С 2008 года носит имя своего первого директора – учителя математики, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Иосифа Борисовича Ольбинского.

Библиотекарь разработала программу библиотечных уроков и сделала подборку методических материалов по написанию работ разных жанров, правилам оформления титульного листа, текста, содержания, плана работы, списка использованной литературы, там же были представлены образцы библиографического описания различных видов литературы, а кроме того, определение ссылок и сносок и примеры правильного их использования.

В гимназии обучение и подготовка СТР начинается с 7-го класса, и тематика библиотечных уроков подчинена цели написания творческой работы. Поэтому сразу же после уроков знакомства с библиотекой проводятся уроки, где рассматриваются следующие вопросы:

Конкурс проводится в течение 11 лет, и в библиотеке хранится уже 1720 самостоятельных творческих произведений. Это «интеллектуальный потенциал» гимназии, уникальное собрание работ гимназистов: разнообразные рефераты, творческие проекты, интереснейшие исследования, чарующие своей эмоциональностью эссе. Первые работы (появившиеся в 1994 году) написаны от руки или напечатаны на пишущей машинке, иллюстрированы чёрно-белыми фотографиями, карандашными рисунками и картами. С развитием техники работы тоже менялись – стали превращаться в оформленные на компьютере произведения, к которым прилагаются презентации на CD, DVD. Всё это богатство ежегодно поступает в библиотеку в апреле–мае, после получения рецензий, завершения конкурса и награждения победителей.

Далее осуществляется включение работ в фонд библиотеки. Так как их расстановка для школьной библиотеки необычная – нумерационная, то обработка начинается с присвоения учётного порядкового номера. Затем соблюдается такая последовательность: печать библиотеки, ввод в электронную базу данных, распечатка каталожных карточек, отметка «Э» (электронный каталог) на титульном листе, расстановка карточек в «Картотеке самостоятельных творческих работ учащихся».

фото1
фото3

Фото автора

Популярность СТР у читателей – факт неоспоримый. За годы работы с СТР библиотека проводила изучение выдачи и социологический опрос выпускников, изучала рейтинг популярности, отмечала тысячную работу и т.д. Кто и с какой целью обращается к ним? Учащиеся гимназии, учителя и выпускники гимназии. Семиклассники – чтобы понять суть разнообразия жанров (реферат, эссе, исследование, проект), включиться в неизвестный им вид творческой деятельности, почитать, полистать. Дети постарше – увидеть, какие работы есть на выбранную или похожую тему; посмотреть библиографию; посмотреть то, что написали сами (очень приятно видеть в каталоге карточки со своей фамилией, взять в руки и сравнить свои произведения прежних лет), а также работы сестрёнок и братишек, знакомых, которые учились раньше или учатся сейчас в гимназии. Работы часто используются при выполнении различных заданий по предметам. Вследствие разнообразия жанров, широты тематики и глубины изучения в СТР есть очень много интересного. Можно получить удовольствие от чтения эссе, углубиться в исследование обычных явлений и предметов. Учителя рекомендуют использовать СТР при изучении различных тем, составлении методических и аттестационных материалов, проведении семинаров. Классные руководители – при составлении портфолио детей. Выпускники гимназии – для продолжения работы над темами в вузах, как дополнительный материал при написании рефератов и просто для ностальгических воспоминаний о гимназии. Таким образом, решение собрать СТР в библиотеке было весьма удачным.

Следует отметить, что библиотека использует фонд СТР, так же как и основной, во всей своей работе:

На произведения, участвующие в конкурсе, дают рецензии научные работники, специалисты различных отраслей, писатели. По результатам конкурса издаются ежегодные «Сборники самостоятельных творческих работ», которые также хранятся в библиотеке.

Самостоятельные творческие работы и сборники выдаются как в читальном зале, так и на дом.

фото2

Фото автора

Основная цель библиотеки гимназии – всё-таки подготовка детей к работе с различными видами документов, разнообразными каталогами в любых библиотеках, и фонд СТР с нумерационной расстановкой представляет собой одно из таких средств воспитания информационной грамотности. Чтобы получить желаемую работу, дети должны найти её номер в «Картотеке самостоятельных творческих работ учащихся» (ящик в каталожном шкафу выделен зелёным цветом). Материал в картотеке сгруппирован по предметам (биология, математика и т.д.), внутри – по алфавиту, а в пределах работ одного автора идёт в обратном хронологическом порядке (дети за период обучения пишут 5–6 работ). Ящик с картотекой СТР мы называем «замарашкой», потому что он резко отличается по цвету от других. Разумеется, не по причине грязных рук, а исключительно из-за слишком частого к нему обращения.

Вторая возможность найти необходимое произведение или информацию о нём – работа с электронным каталогом. Путь современный и очень эффектный в глазах детей и учителей. Нет предела восторгу учителя, за несколько минут получившего распечатку списка всех творческих работ, которыми он руководил; или удовлетворению классного руководителя, получившего список всех работ своего выпускного класса по годам, и т.п.

Обучение работе как с традиционным, так и с электронным каталогом на примере поиска СТР проходит исключительно эффективно.

В связи с тем, что размер места хранения ограничен, сегодня разрабатывается программа перевода СТР на электронные носители. Но это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, привлечения технических и человеческих ресурсов. А может быть, это серьёзная тема для проектной деятельности старшеклассников на конкурсе самостоятельных творческих работ им. П.А. Флоренского.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Advokat-Dyachkov.Ru. Если вы попали в затруднительное положение из-за своего бизнеса или вас неосновательно обвиняют в экономических преступлениях, которых вы не совершали, то оптимальным решением станет обратиться к адвокату Олегу Дьячкову. Перейдя по ссылке: «http://advokat-dyachkov.ru/advokatskaya-zashhita/nalogovyie-prestupleniya/», вы сможете получить профессиональную помощь от адвоката.