Светлана Кондрашова
Из опыта работы Межшкольного методического центра Сузунского района
Библиотечная среда включает
информационную, материальную,
эмоционально-психологическую,
культурную,
экологическую
составляющие,
т.е. всё окружение
библиотекаря
и пользователя
в библиотеке.
М.Я.Дворкина
Исходные данные о районе и проблемах
Кондрашова
начальник информационно-
издательского отдела
МОУ ДО «Межшкольный
методический центр
Сузунского района»
р.п. Сузун,
Новосибирская обл.
В образовательных учреждениях Сузунского района функционирует 19 библиотек, работает 21 сотрудник. Как и повсюду, у школьных библиотек (ШБ) Сузунского района немало проблем:
– практически полное отсутствие комплектования фонда художественной и справочной литературой на протяжении 15 лет, вследствие чего школьная библиотека, являющаяся зачастую единственным доступным источником информации для сельского школьника, сегодня не представляет собой территорию качественной информации, что не даёт нашим сельским детям равных с городскими детьми «информационных шансов», равных возможностей для самореализации (существовало лишь несколько государственных проектов по комплектованию школьных библиотек художественной и справочной литературой – Библиотека русской классики, Большая Российская энциклопедия, «Соросовская библиотека»);
– отсутствие подписки на периодические издания для обеспечения образовательного процесса и для досугового чтения;
– отсутствие площадей для работы в режиме читального зала;
– дефицит квалифицированных библиотечных кадров [сегодня только 1 человек из школьных библиотекарей района имеет высшее профессиональное образование, 1 – среднее специальное (9,5%), 67% имеют высшее образование, из них 62% – педагогическое; 33% имеют образование, не связанное ни с библиотечной, ни с педагогической деятельностью (зоотехник, экономист, юрист, бухгалтер)]; стаж работы большинства библиотекарей – менее 5 лет.
Однако школьная библиотека – гарант права ребёнка на получение информации и тем самым на образование и самообразование. В существующих условиях нам нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования, а школьного библиотекаря – его ключевой фигурой. Единственным выходом и реальным решением проблем является модернизация школьной библиотеки в информационный центр (ИЦ) школы.
Задачи программы
– изучить и систематизировать опыт работы по созданию ИЦ школ России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск).
– создать нормативную базу для реализации эксперимента (примерные: положение об информационном центре, правила пользования ИЦ, читальным залом и медиатекой, должностные инструкции сотрудников ИЦ).
– выявить и описать индивидуальные условия функционирования школьных библиотек Сузунского района (мониторинг состояния).
– разработать и создать индивидуальные для каждого ОУ модели информационных центров с использованием межведомственной интеграции (подпрограмма межведомственного взаимодействия) – медиацентр, библиотечно-информационный центр, информационно-методический центр, информационно-воспитательный центр, информационно-ресурсный центр и т.п.
– используя возможности Межшкольного методического центра (ММЦ) Сузунского района, сформировать корпоративный электронный каталог информационных образовательных ресурсов района и электронный банк данных педагогической информации с базой собственных медиаресурсов инновационного педагогического опыта на основе АИБС «МАРК–SQL».
Сроки реализации программы: 2008–2011 гг.
База для реализации программы:
– приобретение учебной литературы за счёт средств муниципального бюджета;
– наличие доступа к Интернету во всех общеобразовательных учреждениях и в 10 школьных библиотеках;
– наличие компьютера, принтера и других средств оргтехники в 15 библиотеках ОУ;
– оснащённость всех библиотек ОУ лицензионным программным обеспечением («МАРК–SQL»), позволяющим автоматизировать библиотечные процессы;
– наличие медиаресурсов в фондах всех библиотек и в медиацентре ММЦ: 284 диска – ЦОР, ИИСС, БЭН, подлежащих копированию для использования в образовательном процессе, из них 20 – собственные ресурсы;
– все библиотеки ОУ имеют отдельное помещение, причём четыре из них въехали в 2008/2009 учебном году в новое помещение, в двух библиотеках проведён капитальный ремонт, в остальных – косметический;
– 15 сотрудников ШБ занимались по программе «ИКТ в деятельности учителя-предметника» на базе ММЦ Сузунского района, 12 библиотекарей и два методиста ММЦ прошли в 2008 г. подготовку в ОблЦИТ по программе повышения квалификации «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных информационных условиях»;
– для работников библиотек предусмотрены стимулирующие доплаты за инновационную деятельность;
– координацию деятельности школьных библиотек района осуществляет информационно-издательский отдел ММЦ; задача отдела – выровнять качество работы школьных библиотек, так как уровень их деятельности очень разный и не всегда высокий.
Небольшой комментарий
О межведомственной интеграции. Мы прочитали в «БШ» о таком эксперименте в Озёрске, связались с коллегами из ЦСДШБ г. Озёрска, они выслали нам материалы, которые мы внимательно изучили. К сожалению, их вариант оказался для нас неприемлем. Решили, что будем создавать свою, «сибирскую» модель интеграции. Мы планируем межведомственное объединение библиотек сельских формирований и библиотек ОУ на базе школ. И хотим осуществить этот процесс только в четырёх сёлах, поскольку в них перечисленные в этой статье проблемы особенно остры. У нас в районе сельские библиотеки, относящиеся к отделу культуры, имеют профессиональные кадры, богатый новый фонд справочной и художественной литературы, подписку на периодические издания и т.п. Главная же цель – создание системы качественного информационного обслуживания сельского населения, где основная читательская аудитория – педагоги и обучающиеся. В ММЦ разработана и утверждена «Программа интеграции». В данный момент составляем договор о сотрудничестве между ведомствами. Планируем сохранить финансовую и кадровую самостоятельность каждого объекта программы, но работать в одном помещении объединёнными ресурсами. Работа эта очень трудоёмкая, но рассчитываем многое сделать уже в этом году. Думаю, что такой вариант создания ИЦ тоже имеет право на жизнь.
О Сибирской гуманитарной библиотеке, упомянутой в программе. Сибирская гуманитарная Академия со следующего учебного года планирует открыть представительство в нашем районе. Академия будет обучать студентов на платной основе, а располагаться филиал будет в вечерней школе. Для работы и обучения студентов обещают установить сервер Сибирской гуманитарной библиотеки, содержащий огромное количество информации. В этой школе у нас нет библиотеки, поэтому установка электронной библиотеки и возможность пользоваться ею и Интернетом для учащихся этой школы большой плюс.
Из работы нашего отдела по модернизации библиотек сложилась целая система. В итоге мы издали сборник, который может быть интересен и методистам, и школьным библиотекарям. Поскольку чужой опыт обычно служит толчком к новым идеям у себя, то даже сугубо местные материалы могут пригодиться в других регионах. Мы можем поделиться этими материалами с теми, кому интересно. Вообще, нами подготовлено и оцифровано уже 4 диска «В помощь школьному библиотекарю».
(Если кто-то из вас, дорогие читатели, захочет связаться с ММЦ Сузунского р-на, вы можете написать на адрес редакции, и мы свяжем вас с автором материала. – Ред.).
Этапы реализации программы
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Цель этапа |
Ответств. |
1. Проектно-организационный |
2008/2009 учебный год |
|||
Август 2008 |
Проверка работы школьных библиотек по теме: «Итоги работы 2007/2008 учебного года» Инвентаризация информационных ресурсов ОУ |
Создание условий для функционирования информационного центра на базе школьной библиотеки |
ИИО ММЦ
Библиотекари ОУ |
|
Сентябрь 2008 |
Составление справки по итогам проверки |
|||
Ноябрь 2008
26.11.2008
28.11.2008 |
Подготовка нормативной базы для реализации программы Информирование участников эксперимента, проведение обучающего семинара Совещание директоров: «Педагогический потенциал школьной библиотеки и её роль в системе образования» |
ИИО ММЦ
Библиотекари ОУ
ИИО ММЦ, |
||
Декабрь 2008
В течение года |
Выявление библиотек ОУ, подлежащих межведомственной интеграции, утверждение программы Открытие филиала Сибирской гуманитарной библиотеки на базе Сузунской открытой (сменной) школы |
ИИО ММЦ |
||
Январь 2009 |
Создание и утверждение программы (концепции) развития ИЦ школы с учётом специфики ОУ, выбор модели ИЦ |
Руководители ОУ, библиотекари ОУ |
||
В течение года |
Повышение квалификации библиотечных работников |
ИИО ММЦ, |
||
Февраль 2009 |
Мониторинг информационных ресурсов библиотек ОУ |
ИИО ММЦ, |
||
Март 2009 |
Консультационный семинар «Новые подходы |
ИИО ММЦ, |
||
|
До 10 мая 2009 |
Анализ деятельности библиотек за 2008/2009 учебный год |
|
ИИО ММЦ, |
|
В течение года |
Создание материально-технической базы эксперимента (выбор и ремонт помещения, приобретение мебели, оборудования, технических средств). Организация технического обслуживания Создание фонда информационных ресурсов на различных носителях |
|
руководители ОУ
Руководители и |
|
В течение года |
Подключение всех библиотек ОУ к Интернету |
|
Руководители ОУ |
|
В течение года |
Адаптация педагогического коллектива к работе в условиях информатизации, вовлечение коллектива в экспериментальную работу |
|
Руководители и библиотекари ОУ |
2. Преобразующий |
2009/2010 учебный год |
|||
В течение года |
Организация системы функционирования ИЦ. Обеспечение свободного доступа к информации участников образовательного процесса |
Организация функционирования информационного центра |
Руководители и библиотекари ОУ |
|
|
Накопление и использование фонда информационных ресурсов в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса |
Библиотекари ОУ |
||
|
Создание рабочих мест для педагогов и обучающихся с выходом в Интернет |
Руководители ОУ |
||
|
Создание сайта(ов) школьной(ых) библиотеки(к) (страницы) и организация службы электронной почты для функционирования консультационной сети и дистанционного взаимодействия |
ИИО ММЦ, руководители ОУ, |
||
Октябрь– |
Обучающий и консультационный семинар по теме «Организация системы функционирования ИЦ» |
ИИО ММЦ |
||
В течение года |
Индивидуальные консультации по ведению электронного каталога |
ИИО ММЦ |
||
Повышение квалификации библиотечных работников |
ОблЦИТ |
|||
|
Создание электронной каталогизации документов на основе АИБС «МАРК–SQL» |
Библиотекари ОУ |
||
|
Проведение семинаров для педагогов и практических занятий для обучающихся по освоению новых информационных технологий («Основы информационных знаний обучающихся») |
Библиотекари ОУ |
||
3. Контрольный |
2010/2011 учебный год |
|||
|
Наличие и использование в образовательной деятельности учреждения систематически пополняемого электронного каталога литературы на основе АИБС «МАРК–SQL » (работа в режиме АРМ «Читатель», в модулях «Книгообеспеченность», «Поиск» и т.п). |
Получение экспертного заключения о прохождении эксперимента |
Библиотекари ОУ |
|
|
Наличие библиотеки электронных ресурсов и фонда(ов) собственных медиаресурсов инновационного педагогического опыта |
Библиотекари ОУ |
||
|
Организация справочно-информационной службы ИЦ, |
Библиотекари ОУ |
||
|
|
Разработка перспективной программы развития ИЦ в соответствии с образовательно-воспитательной программой школы и задачами модернизации образования |
|
ИИО ММЦ, |
|
Включение других школьных подразделений в единую локальную сеть ОУ |
Руководители ОУ |
||
|
Совершенствование СБА ИЦ (пополнение его из фондов музея и т.п.) |
Библиотекари ОУ |
||
|
Предоставление выходных форм отчётов всех видов, созданных в режиме электронного каталога |
Библиотекари ОУ |
||
|
Создание единого корпоративного электронного информационно-образовательного пространства Сузунского района с целью централизованной обработки и предоставления информации и банка собственных медиаресурсов инновационного педагогического опыта |
ИИО ММЦ |
||
|
Выдача экспертного заключения о прохождении эксперимента и присвоение библиотеке статуса «Информационный центр школы» |
ИИО ММЦ |
Информация о ходе выполнения программы на 01.01.2009
• Инвентаризация информационных ресурсов школы в большинстве библиотек ОУ не осуществлялась 15 лет. На 01.09.2008 г. инвентаризация проведена в 13 из 19 библиотек.
• В апреле–мае 2008 г. проведён мониторинг состояния школьных библиотек района. Осуществление мониторинга было одним из основных условий на первом этапе(этапе подготовительной работы для создания ИЦ), поскольку дальнейшая работа с фондом будет строиться в режиме электронного каталога. Создание каталога – процесс очень трудоёмкий. Планируем завершить его в течение двух-трёх лет. Сельские библиотекари, где книжный фонд библиотеки очень маленький (5–7 тыс. экземпляров), сделают эту работу намного быстрее библиотекарей сузунских школ (уже создан каталог учебного фонда в Малышевской школьной библиотеке). Начинать электронную каталогизацию документов необходимо с фонда учебников, занося имя автора и название издания, как оно дано в Федеральном перечне учебной литературы (это необходимо для возможного конвертирования баз данных). Затем рекомендуется делать роспись статей из периодических изданий и только потом переходить к каталогизации книжного фонда. Помимо системы «МАРК–SQL», существуют созданный Российской книжной палатой «Электронный каталог для школьных библиотек», система «1С : Библиотека» и др.
Достоинства системы «МАРК–SQL» именно для нашей программы:
– лицензионное программное обеспечение имеется бесплатно в каждой библиотеке;
– очень важный момент – преемственность (в этой системе работают все крупные вузовские и массовые библиотеки региона, многие библиотеки России и СНГ);
– возможность формирования выходных форм отчётов, специфичных для школы;
– поддержка трёх категорий пользователей – библиотекарь, учитель, ученик;
– поддержка электронных каталогов всех информационных источников.
Наши дети в своих сочинениях на тему «Если бы я был президентом» пишут, что мечтают видеть другую библиотеку в школе, и именно это для нас – главный стимул к действию.
Информационно-методический центр на базе школьной библиотеки – вариант модернизации, который нам сегодня наиболее доступен и выгоден. ИЦ – гарант получения компетентностного образования.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Proglaza.Ru. Если вы решили расширить свои знания в области медицины, то оптимальным решением станет посетить сайт www.Proglaza.Ru. Перейдя по ссылке: «амблиопия», вы сможете, не потратив много времени, ознакомится с симптомами, причинами и лечении амблиопии. Сайт www.Proglaza.Ru постоянно развивается, поэтому вы всегда сможете найти познавательную статью для себя.