Эдуард Сукиасян
Что будет в новых таблицах ББК?
Готовится к печати новое издание таблиц ББК для детских и школьных библиотек. Подписку на него издательство «Либерея» объявило первый раз ещё в каталоге Роспечати на 2008 год. Но почему-то сие объявление осталось не замеченным библиотекарями. Ждали огромного спроса, а заказов оказалось всего несколько тысяч, так что подписку объявляют ещё раз в новом году. Специально для пропустивших, ибо по сведениям издательства, таблицы достанутся только тем, кто подписался.
Почему же так важен выход нового издания и чем оно будет отличаться от предыдущих? На эти вопросы отвечает главный редактор ББК Эдуард Рубенович Сукиасян.
Сукиасян
главный редактор ББК, Российская
государственная
библиотека, Москва
ОЧЕРЕДНОЕ, 4-е издание таблиц Библиотечно-библиографической классификации (ББК) для детских и школьных библиотек по многочисленным просьбам библиотекарей выходит в свет на несколько лет раньше запланированного срока. Поэтапное издание Средних таблиц ББК, в которых большинство разделов подверглось существенной переработке, отразившей коренные изменения в жизни российского общества, его идеологии, политике, экономике, правовых основах, пока ещё продолжается. Логично было бы дождаться завершения этого издания, чтобы в таблицах для детских и школьных библиотек тоже отразить все изменения в структуре и содержании таблиц ББК, происшедшие в процессе их коренной модернизации, предпринятой в последние десятилетия, и отражённые в Средних таблицах. Однако новая по содержанию литература уже сегодня поступает в фонды детских и школьных библиотек. Таблицы 3-го издания, опубликованные в 1998 г., отразили лишь самые принципиальные решения, принятые в Рабочих таблицах ББК (1997).
Но ситуация в школьных и детских библиотеках показывает: ждать завершения издания Средних таблиц нельзя, надо помочь библиотекарям-практикам. Вариант подготовки дополнений и исправлений к изданным в 1998 г. таблицам, как показало обсуждение вопроса, себя не оправдает: в тысячах библиотек нет таблиц классификации вообще. Поэтому было принято решение подготовить, не дожидаясь завершения выпуска в свет Средних таблиц, как бы «промежуточное издание», отразив в нём то, что уже сделано, переработано.
4-е издание таблиц ББК для детских и школьных библиотек в полной мере отражает изменения, внесённые в 1, 2, 3-й и Дополнительный выпуски Средних таблиц ББК. Других разделов ББК изменения коснулись лишь в самых единичных случаях, при крайней необходимости. По мере выпуска в свет очередных выпусков Средних таблиц будут подготовлены соответствующие изменения или новые варианты разделов таблиц для детских и школьных библиотек. Информация будет размещаться в профессиональной периодической печати. Если в этом будет необходимость, будут подготовлены небольшие по объёму книжные издания.
Таблицы классификации для детских и школьных библиотек отражают в своём содержании особенности детской художественной и научно-познавательной литературы. Они используются в библиотеках, обслуживающих детей и школьников, в нескольких направлениях работы.
Во-первых, в организации фондов открытого доступа, безусловно обязательных для данной категории читателей. Библиотекарю, как и родителям, надо знать: можно успеть прочитать, как говорится, «от корки до корки», очень мало книг. Подсчитайте сами, результат будет весьма грустным. Поэтому: читать надо книги хорошие, стоящие того времени, которое на чтение затрачивается; втрое, впятеро, в десять раз больше книг стоит посмотреть, подержать в руках, познакомиться с содержанием, не читая целиком: всё, что надо, – вспомнится потом, тогда к этим книгам можно вернуться. И пожалуй, самое важное: надо учить школьников технике чтения, доводить её до того уровня, чтобы сам процесс чтения не отвлекал от сопереживания… Очень важно довести техническую сторону до совершенства (не вести глазами по строчке, не двигать губами при беззвучном чтении). Владеть скоростью чтения надо избирательно (поэзию, например, стоит читать медленно и вслух). Почему я пишу об этом в связи с открытым доступом к фондам? Для меня очевидным является тот факт, что в библиотеку ребёнок, школьник должен приходить для общения с книгами, а не только для того, чтобы «сдать – взять», иногда через прилавок. И это общение должно происходить не в «книжном развале», а в упорядоченном, систематизированном мире правильно организованного (по таблицам ББК) библиотечного фонда.
Во-вторых, при построении систематического карточного каталога, в котором легко организуется поиск двумя способами. Их должен знать каждый школьник. Первый способ – в иерархическом порядке, по отраслям наук и их подразделениям, сверху вниз, от общего к частному. Систематизация – естественный для человеческой личности процесс. В школе, например, всё систематизируется. По школьным предметам (это понятно), внутри – по более глубоким подразделениям (например, в биологии или математике) или по хронологическому признаку (например, в истории), по странам или материкам (например, в географии)… Обратите внимание: систематический каталог практически полностью соответствует структуре среднего образования. Впрочем, и высшего образования также. Второй способ поиска реализуется с помощью алфавитно-предметного указателя к каталогу и используется в запросах конкретного характера, когда читатель грамотно, чётко формулирует предмет в виде отдельного понятия. Таким же образом разыскивается литература персонального характера: ведь книги «о деятелях» далеко не всегда могут собираться в одном отраслевом делении систематического каталога.
В третьих – в системе библиографических пособий, если, конечно, библиограф использует таблицы ББК при разработке их структуры, применяет грамотную, современную терминологию, данную в таблицах.
Если в вашей библиотеке есть электронный каталог, последовательно добивайтесь того, чтобы в нем реализовывались лучшие черты карточного систематического каталога. В хорошем электронном каталоге в условиях детской или школьной библиотеки должна работать ББК. Если возможности используемой у вас системы пока не позволяют использовать поиск с использованием ББК (двумя указанными способами), сохраните карточный систематический каталог.
Специфика систематического каталога детской и школьной библиотеки хорошо изучена отечественными учёными. В конце 30-х гг. прошлого века
А.В.Клёнов убедительно доказал, что в библиотеках для взрослых читателей и в библиотеках, обслуживающих детей и школьников, может использоваться одна и та же система классификации. Допустимы лишь особенности, однако структура и индексация должны быть едины. В этом случае старшие школьники, подростки спокойно «переходят» к использованию более богатых фондов в сети библиотек. Это положение, высказанное более 70 лет назад, как никогда актуально сегодня. В фондах детских и школьных библиотек невозможно собрать всю нужную читателям литературу. Она есть в библиотеках, обслуживающих взрослых (и, между прочим, часто имеет там низкую или даже нулевую обращаемость).
Сегодня сеть детских и школьных библиотек получает новые таблицы ББК. В зависимости от того, как складывается ситуация в конкретной библиотеке, придётся планировать серьёзную работу. Во всех без исключения библиотеках с момента получения таблиц надо начинать систематизацию новых поступлений, оформить разделители, начать организацию нового ряда каталога. В соответствии с ГОСТ 7.59–2003 одновременно с систематизацией оформляются карточки алфавитно-предметного указателя и контрольной систематической картотеки.
Методические рекомендации «Новые таблицы Библиотечно-библиографической классификации. Организация и технология использования» можно заказать в издательстве Либерея-Бибинформ (тел. (495) 231-56-06, 231-56-07, E-mail liber!@liber.ru). Подписка на таблицы ББК для детских и школьных библиотек по каталогам Роспечати проводилась в 2008 году и будет продолжена в 2009 году.
Вниманию читателей!
Просим вас учесть, что ни редакция «БШ», ни книжные магазины не будут заниматься распространением этих таблиц. Пропустив подписку, не пишите, пожалуйста, писем в редакцию с вопросом: где купить. Будет негде…
Ваша «БШ»
Публикация произведена при поддержке интернет портала Узбекистана olam.uz. На страницах портала olam.uz, Вы найдете самые разные разделы, которые расскажут о свежих новостях, гороскопах, телевизионных программах, погоде в Ташкенте и многом другом. Новости портала Узбекистана olam.uz расскажут о подробностях личной жизни знаменитостей, и помогут быть в курсе последних событий политической, культурной и спортивной жизни страны и всего мира. А так же к Вашему вниманию полезные статьи и публикации, юмористическое видео и другие материалы, которые помогут интересно весело и с пользой провести Ваш досуг.