Нина Колоскова
Проектная и исследовательская деятельность учащихся экологической и природоохранительной направленности. Список материалов из специализированных периодических изданий
«…Именно привычка думать, сомневаться и искать, помноженная на навыки систематической исследовательской деятельности, и станет альфой и омегой современного обучения» (эти слова были сказаны в одном из выступлений на III Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»).
Аргунова М. В. Обучение, погружённое в деятельность и общение / М. В. Аргунова // Экология и жизнь. – 2008. – № 9. – С. 32–35; № 10. – С. 36–39.
«Сегодня на уроке помимо образовательной, воспитательной и развивающей функции всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции». Вследствие этого «особое значение приобретают исследовательские и коммуникативные задачи урока». Для реализации этих задач автор предлагает использовать одну из технологий нового курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-х (11-х) классов – чтение и письмо для развития критического мышления.
Вершинина Н. И. Главное в экологическом воспитании – экологическая практика / Н. И. Вершинина и др. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 32–34.
Авторы материала – участники областной экспериментальной площадки и межрегионального эксперимента «Экология. Здоровье. Школа» считают, что экологическое образование и воспитание в интересах устойчивого развития должно быть представлено, прежде всего, как воспитательный процесс на экологической практике в окружающей среде.
Клец Д. Отношение школьников и педагогов к проблемам экологии / Д. Клец, В. А. Лапшов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 34–37.
В статье представлены результаты межшкольного экологического проекта по вопросу отношения учащихся и педагогов к проблемам экологии. Этот проект выполнен путём анкетирования пяти учебных коллективов г. Саратова.
Корякина Н. Школьники и вода для большого города / Н. Корякина // ЭКОС. – 2008. – № 1. – С. 21–22.
Один из лауреатов «Национальной экологической премии» – проект «Балтийское море – наш общий дом» детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербург».
Кочарова К. Исследование микробной загрязнённости воздуха в помещениях школ: Научно-экспериментальная работа / К. Кочарова и др. // Биология. – 2008. – № 18–19. – С. 21–25.
Материал содержит описание экспериментальной части исследования, его результаты и выводы.
Кузьмина О. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы / О. В. Кузьмина // Биология. – 2008. – № 20. – С. 18–19.
Научное общество учащихся – это один из путей организации их научно-исследовательской деятельности.
Кульпина Н. С. Всё в наших руках. «Живая глина», фитодизайн и другие увлечения юннатов / Н. С. Кульпина // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 36–39.
О системе дополнительного образования детей в Российской Федерации. О методических приёмах, которые используются в деятельности Московской городской станции юных натуралистов и направлены на повышение эффективности усвоения экологических знаний и умений детьми. А также о педагогических технологиях, повышающих мотивацию обучающихся в этой области.
Миронова Ю. В. Озеленение школьных помещений / Ю. В. Миронова // Биология. – 2008. – № 13. – С. 36–40.
Материал содержит методические рекомендации по проведению мониторинга «среды обитания» учащихся и привлечению их к озеленению школы, организации зимнего сада. Также представлены списки рекомендуемых и не рекомендуемых растений для озеленения школьных помещений.
Моргун Д. В. Зелёные маршруты юных экологов Москвы / Д. В. Моргун, Ю. А. Багринцева // Экология и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 34–38.
Каждый год учащиеся Московской городской станции юных натуралистов выезжают в учебные экспедиции.
Потапова Э. А. Зелёная книга пришкольного участка / Э. А. Потапова // Биология в школе. – 2008. – № 5. – С. 33–40.
Автор материала – учитель биологии и экологии образовательного центра № 1420 г. Москвы. По её мнению, пришкольный участок может сыграть большую роль в формировании экологической культуры школьников, в развитии у них познавательного интереса, навыков и способов деятельности.
Российский школьник стал призером Стокгольмского юниорского водного конкурса // ЭКОСинформ. – 2008. – № 8. – С. 59.
Подведены итоги ежегодного Стокгольмского юниорского водного конкурса. В этом году Россию представлял Алексей Шинкарёв из Казани с проектом «Восстановление городских водоёмов с использованием латентных стадий гидробионтов».
Рынкевич И. Человек и природа во власти времени / Рынкевич И. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 52–57.
Педагогический отряд «Параллели» действует в Петрозаводске с 2003 года. Это молодёжная общественная организация, которая занимается разработкой психологических игр и упражнений, проводит лагеря для студентов и старшеклассников. В данном материале представлена новая оригинальная разработка – экологическая программа-тренинг.
Рынкевич И. Друзья заповедных островов Москвы. Журнал в журнале. Учителю экологии / И. Рынкевич // Биология в школе. – 2008. – № 5.
Активное участие в изучении и сохранении уникальных природных объектов Москвы принимают московские школьники. Они объединяются в клубы друзей московских парков и становятся членами Общероссийского движения «Друзья заповедных островов».
Cуханова Л. В. Методика проведения экологического мониторинга силами учащихся с использованием инновационных технологий / Л. В. Cуханова, Т. В. Косенкова, Т. И. Бганцова // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 7. – С. 62–68.
По мнению авторов, организация экологического мониторинга – это важное направление природоохранной деятельности, дающее реальные возможности приобщить учащихся к творческой исследовательской работе и реальной защите природы.
Список подготовлен на основе фонда периодических изданий
методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара, Москва