Ольга Громова
ВСЮ осень и зиму шли по стране региональные конкурсы на лучшую школьную библиотеку. Критерии и способы проведения конкурса самые разнообразные. От конкурса пакета документов без личного соревнования – до представлений в стиле «А ну-ка, девушки!». На разных встречах мне нередко приходится слышать вопрос: «Что такое хорошая школьная библиотека?» И я затрудняюсь ответить.
В самом деле: хорошая – это какая? Где есть компьютеры, Интернет, где новые книги и красивая мебель? Или та, которая предъявляет хорошие показатели посещаемости, читаемости, количества массовых мероприятий?
Конечно, хорошо бы всем всё сразу и побольше. Но чудес не бывает, или бывают, но редко и в отдельно взятых местах. А хочется, чтобы было не чудо, а просто норма.
Но вот попадаю я недавно в такую библиотеку. Есть ВСЁ. И книги новые, и техника прекрасная, и мебель современная, и сотрудников – двое, с профессиональным образованием. Мечта! На дверях этой мечты строго написано: «График обмена книг: 1-е классы – понедельник с … до …; 2-е классы – вторник с … до…; <…> 9 – 11-е классы с 15 до 17 каждый день». Знаете, мне расхотелось приходить в эту библиотеку. Но работа есть работа. Я начинаю задавать вопросы сотрудникам. О том, как они себе представляют осуществление права на свободу доступа к информации; что такое, по их мнению, привлечение к чтению («Мы такие мероприятия проводим по чтению!» – сказали мне); что делать, если ребенок столкнулся со сложной проблемой, ему бы книжку, а тут – жди до среды. На последний вопрос ответили: «Если это учебная проблема – можно сделать исключение, мы же люди».
– А если просто на сердце тяжело и надо посидеть в тишине, полистать что-нибудь?
– Ну, вообще-то мы – информационный центр и психологические проблемы решать не обязаны. Есть психолог в школе.
– Ладно, забудем о психологических проблемах. А выставки все за стеклом – это правильно?
– Ну а как же? За ними разве уследишь?
– А как же выдача с выставок?
– Вот постоит какое-то время, а потом – пусть берут. Когда другую поставим.
Чего-то я не понимаю в этой жизни. Разучилась, что ли, мыслить с точки зрения реалий библиотечной работы?
Мне-то казалось, что шум и гам на абонементе школьной библиотеки – это нормально, толчея у выставок, книги с которых расхватаны в первый день, – это успех выставки… а для человека, пришедшего «просто так», надо непременно найти время и тихий уголок.
Разве не это – лучшая школьная библиотека? Куда хочется прийти в любой момент, а не по расписанию. Или удобство работы библиотекарей всё-таки важнее?..
Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Просто.Email». Если вы решили доносить информацию для своих абонентов через электронную почту, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Просто.Email». С помощью e-mail маркетинга вы сможете без особых трудностей извещать людей о состоянии сайта или других акциях или услугах. В компании «Просто.Email» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.