Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2009

Ольга Мяэотс

В НОВОГОДНИЕ праздники, обзванивая друзей и знакомых, я вместо традиционных пожеланий говорила: «А вы уже были на выставке Михаила Алдашина?» И если в ответе улавливала некое сомнение, тут же настойчиво добавляла: «Сходите обязательно! Вы умрёте от счастья!»

Михаил Алдашин наиболее известен как художник и режиссёр анимационных фильмов. Хотя «известен» – это громко сказано. Несмотря на длинный список отечественных и зарубежных премий. Про современную отечественную анимацию мы знаем до обидного мало. До большого экрана доходят лишь полнометражные фильмы, например: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Федота-стрельца» или «Первая любовь». Но искусство это волшебное, слава богу, живо. И развивается. Мультфильмы показывают на фестивалях, на спецпоказах в возникающих здесь и там клубах любителей анимации. Многие хорошие новинки можно найти в Интернете.1

Самая главная работа Алдашина, из-за которой, видимо, его выставки часто приурочивают к зимним праздникам, – анимационный фильм «Рождество». Удивительно тонкая, красивая, мудрая работа. Возвышенная и в то же время «соразмерная» человеку. Очень ПРОСТАЯ история – в самом высоком смысле.

Я хотел рассказать эту старую и вечно новую историю так же просто, наивно и бесхитростно, как её рассказал бы ребёнок, которому прочитали Евангелие: показать мир, светлый даже в ночи, где живут добрые звери, строгие ангелы, где пастухи пьют вино и дерутся, а Дева стирает бельё, где появляется жизнь, рождённая спустившейся с небес Любовью. Так объяснил свой замысел художник. Но глазами ребёнка на вечный сюжет смотрит ещё и человек, умудрённый опытом, Художник, в подсознании которого живут образы, созданные иными художниками, сюжетные повороты и метафоры, увиденные в чужих работах. Так рождается даже не второй план – а бесконечный ряд ассоциаций, перекличек, толкований. И, удивительным образом, мы, зрители, оказываемся с автором на равных: нам не диктуют, не показывают – от сих до сих, а мы как бы беседуем о чём-то знакомом и очень важном. Рассуждаем, сочувствуем. Как редко современное искусство даёт нам такую возможность!

Видение художника – особый, часто неожиданный, взгляд на знакомые и привычные предметы и события. Всё это в полной мере открылось на выставке ещё и потому, что помимо демонстрации мультфильмов и экспозиции, представляющей работу над ними (эскизы, раскадровки, рисунки), особый раздел составляла живопись Михаила Алдашина – новый цикл, названный автором «Домой».

Выставка называется ДОМОЙ, потому что я люблю возвращаться в Туапсе, где родился. В небольшой городок между горами и морем, где солнце, каштаны, шторма, хурма, ветра и облака, собаки, порт, квасные бочки. Водопады, буксиры, заборы, фонтаны, виноград, кефаль и ещё много всего. Это часть меня, и я состою из этого. Однажды я понял, как мне это дорого, и решил это всё нарисовать.

К каждой картине есть авторские подписи – удивительные миниатюры, лаконичные и прекрасные, почти стихи в прозе. И мы, зрители, поддаёмся их очарованию и погружаемся в воспоминания – тёплые и уютные, как сказка южной ночи. Вот серия «Дома» – обычные, в два-три этажа, домики, где давно сжились несколько соседей. Но для каждого из домов есть собственная история, на которую оказывают влияние время суток, погода, настроение живущих в нём людей и прихоть художника. Например, история может быть такой: После дождя летом всё мокрое и тёплое. И ветер дует. И в горячих лужах рябь. Сейчас выскочит из подъезда мальчик, сядет на мокрый велосипед и начнёт с восхищёнными криками по лужам рассекать.

Какой же южный город без собак! Они лениво греются на солнышке или деловито трусят по набережной в поисках своего собачьего счастья.

Собака бежала куда-то и обернулась, потому что думала – а вдруг ей свистят. Непонятно. А вечер тёплый, летний. Торопиться некуда. Сейчас осмотрится, затаив надежду, потом неспешно повернёт голову и затрусит дальше. А может быть, всё-таки ей посвистели, и у неё теперь будет хозяин.

Михаилу Алдашину удаётся оживить любую вещь – чайник, стакан с водой, эмалированный тазик, бидон с молоком – и показать, что в их привычной незатейливости на самом деле скрыта тайна. Вот совсем нехитрый «натюрморт» – керосиновая лампа да коробок спичек. Но даже не читая авторской подписи, ощущаешь здесь загадочное уютное мерцающее тепло. На даче у нас не было электричества, и мы ужинали при свете керосиновой лампы. И было тихо и таинственно, как на старинных картинах.

В детстве веришь, что всё возможно, и легко превращаешь стулья в поезд, а тазик – в море. И вот вспомнилось:

Так я фантазировал в детстве – увидеть маленький волшебный кораблик, настоящий! И представлял себя внутри, когда выходишь на палубу, и вдруг стеклянные стены до неба и плыть некуда. Как мы сюда попали?

Не забудем, что Михаил Алдашин не только художник, но и режиссёр. А ещё – удивительный мастер слова. Поэтому выставка распахивается перед зрителем, словно книга. И это впечатление – прочтения – лишний раз убедило меня в родственной близости анимации (поскольку живописные картины были художником «анимированы», т.е. «оживлены») и книжной иллюстрации, где художник одновременно и рассказчик – создатель своей собственной сюжетной линии.

Анимацию называют «искусством одушевления». Современная российская анимация, наследуя лучшие традиции, в отличие от нынешнего «большого» кинематографа, побуждает зрителей думать и сопереживать, а не просто дёргаться от смеха или ужаса. И этим она близка литературе. И тут их явная перекличка. Анимация смогла сохранить столь драгоценное (и редкое ныне) внимательное и уважительное отношение к маленькому человеку – и ребёнку, и взрослому, способность оперировать нюансами, лёгкими, приглушёнными оттенками красок и настроений. А ещё она помогла сохранить радость беззаботного смеха – от чистого сердца.

Собственно, это и подтолкнуло меня написать об анимации в нашей «литературной вкладке»: «мультики», как и книжки-картинки, первыми открывают ребёнку Высокое Искусство. И значит, в мир литературы, мир книги можно войти и через эту волшебную дверцу. Нам, взрослым, следует об этом помнить.

Анимационные работы М.Алдашина можно посмотреть здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=2Dvpz-nMJ5w&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=pYulNOlxDZk

http://rutube.ru/tracks/622363.html

 


1 http://www.animator.ru

http://vision.rambler.ru/cartoons/

http://www.suzdalfest.ru/

http://www.krokfestival.com/

http://ru.youtube.com/