Ольга Мяэотс
В СУЕТЕ последних десятилетий как-то растворилась фигура мастера-творца. Или, что даже более печально, девальвировалась. В кино же всегда растворялась фигура художника, он всегда остаётся за кадром, и мы о его роли задумываемся редко. Но сколь интересен, сложен и увлекателен его труд! А ведь именно такие мастера, как Юрий Норштейн, Фёдор Хитрук, Эдуард Назаров, Александр Татарский, могли бы стать героями традиционных школьных сочинений «Человек, на которого я хочу быть похожим». Ну ладно, пусть теперь уже на такие темы сочинения не пишут, но задаваться таким вопросом дети не перестали!
Издательство «Гаятри» выпустило уникальное издание – двухтомник размышлений патриарха отечественной анимации Фёдора Хитрука «Профессия – аниматор»1. Большинство из нас, зрителей, знают Хитрука как режиссёра, создателя знаменитого мультипликационного Винни Пуха, льва Бонифация, Топтыжки. Но Хитрук – не только добрый сказочник, но и мастер гротеска, сатирик. Его фильмы «История одного преступления», «Человек в рамке», «Остров» расширили возможности мультипликации, доказали, что её область – не только сказки и истории для детей, но и социальная сатира. А также, что ещё важнее, искусство философских метафор: детское цветное стёклышко может в руках мастера стать магическим кристаллом.
Старый библейский спор: что первично? Одни утверждают: «В начале было слово». У Гёте в «Фаусте» говорится: «В начале было дело». По третьей версии: «В начале была мысль». Как аниматор, я скажу: В начале было чувство. Импульсом к любому действию служит эмоция – мы ощущаем что-то. Затем осознаём и оформляем это в слово, после чего тело выполняет поданную команду. Так говорил Уолт Дисней ещё в 1930-х годах, когда открывал курсы для переподготовки аниматоров. Значит, одушевляя персонаж, мы прежде всего должны думать о его ощущениях. Арт Бэббит, один из последних могикан диснеевской студии, советовал начинать движение персонажа с его глаз: сперва поворачиваются глаза, затем голова, а вслед за ней – всё тело. Получается такая последовательность: чувство-мысль-слово-дело. Федор Хитрук. |
Первый том – попытка дать автобиографию. Попытка – потому что автору быстро наскучивает повествовать о себе, о том, как всё шло год за годом, и его рассказ постепенно превращается в размышления о творчестве, об истории анимации – отечественной и зарубежной (в книгу вошли 12 портретов режиссёров-аниматоров), о творческих поисках, находках и открытиях. Эти записи по сути – размышления мэтра, но по форме – записки ученика, который не утратил способности удивляться, потребности постоянно экспериментировать, искать новые пути, восхищаться удачами коллег. «Смотрите! Интересуйтесь!» – призывал Хитрук своих учеников и сам удивлялся и радовался каждой удачной находке.
Фёдор Хитрук многократно начинал писать эту книгу, однако всякий раз застревал, возвращался к началу, переписывал, тонул в размышлениях, собственных противоречиях. Но именно в этой «неустойчивости самооценок» (определение Ф.Х.) – главная ценность книги. Это не книга-учебник, а книга-размышление, причём не только об анимации, но шире – об искусстве вообще, его законах, особенностях, языке. Это книга, где пульсирует живая мысль, а спор ещё не завершён, и мы, читатели, вольны в нём участвовать.
Многие годы Фёдор Хитрук вёл курсы режиссёров-аниматоров при студии «Союзмультфильм» и во ВГИКЕ. Его учениками с гордостью называют себя нынешние мастера жанра – Александр Петров, Игорь Ковалёв, Михаил Тумеля, Иван Максимов, Михаил Алдашин. В книгу вошли конспекты уникальных лекций, прочитанных Хитруком. (А каждый его ученик хранит свои студенческие записи как великую драгоценность!) Завершают второй том рассказы коллег и учеников Фёдора Хитрука.
1 Хитрук Ф. С. Профессия – аниматор. Т.1–2. – М. : Гаятри, 2008.