Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2009

Рассказ художника-постановщика анимационных фильмов Владимира Зуйкова

Из книги: Хитрук Ф. С. Профессия – аниматор.

НИКТО не может представить, сколько бед пришлось претерпеть в начале работы над Винни Пухом: от текста, который «не лез» в метраж (а в книге всё хорошо, всё тонко и остроумно), и до борьбы с персонажами. Да, именно борьбы.

У меня вначале Винни Пух был похож на ёжика. Какая задача? Нарисовать совершенно нового медведя (а их в мультипликации сотни), да ещё такого, чтобы был прост в конструкции. Всё это продолжалось до тех пор, пока я просто не вспомнил, что у меня в детстве был одноглазый бархатный медведь, у которого не поворачивалась шея ни в одну, ни в другую сторону. Этот медведь и был нарисован. Потом он претерпел много изменений – менялась голова, появились большие глаза. От моего медведя осталось только примятое ухо. И когда это ухо появилось, Хитрук сказал: «Я знаю, почему у него примятое ухо, – он на нём спал!» Вот такая чёрточка.

А ёще интересная история, как этот медведь пошёл. Ножки у него не были прикреплены к туловищу. По-моему, в первый раз вообще за всю историю мультипликации они кончались совершенно свободно, ничем. Оказалось, что это довольно удобно. Но как он пошёл? От ошибки, от случайности. Мария Леонидовна (первая супруга Хитрука), делая сцену «походка Винни Пуха», ошиблась. Если у обычного существа пошла ножка правая, то рука поднимается левая, а она сделала ручки и ножки вместе – всё наоборот… Хитрук пришёл в ужас. «Маша! – закричал он жене. – Как он у тебя ходит! Нужно немедленно исправить!» А мы хохочем: «Фёдор Савельевич, он так и должен ходить! Блестяще просто! Это же находка, это же характер!» Немного попыхтел, посопел Хитрук: «Нет, так нельзя… Ну ладно, я подумаю». Потом пришёл к выводу, что именно так и должно быть.

Ещё интересный был момент с Пятачком, который никак не получался. Свинка – она и есть свинка, значит, полненькая. Пришёл Борис Заходер, который так и не смирился с такой изобразительной трактовкой «Винни Пуха». Но здесь он дал дельный совет: «Ну что вы нарисовали?(А мы чувствовали – что-то не то с ним творится, с Пятачком.) Маленькое животное, у него должна быть тоненькая шейка». И вот тут он получился враз, сразу у меня нарисовался. Ия Саввина, которая его озвучивала, говорит: «Всё, я знаю, как его озвучить. Я буду говорить за него так, как Белла Ахмадулина читает стихи».

В «Винни Пухе» Хитрук сделал гениальную находку. Когда он написал сценарий, его спрашивали: «А куда девался Кристофер Робин, который в книге-то очень важный персонаж?» Хитрук его просто выкинул, частично распределив реплики данного персонажа между друзьями Винни Пуха. Это было очень разумно, потому что присутствие Кристофера Робина говорило о том, что, в конечном итоге, Винни Пух – его кукла. И Пятачок – кукла, и Иа, потому что нормальный ослик не может потерять хвост. В иллюстрациях к книге куклы и нарисованы, а у нас они не куклы. И хоть Пух и поёт, что в голове опилки, на самом деле это воспринимается как литературная метафора. Они всё-таки живые… Это именно какие-то анимационные существа, а не куклы. В них соблюдена та мера реальности, антропоморфности, они же все «люди», но вот не совсем «люди» – эта мера здесь была найдена идеально.

Причём интересно, что «Винни Пух» вначале совсем не пользовался таким успехом. Интересно потому, что сейчас это один из самых популярных фильмов, он как-то удивительно держится, не стареет, его все знают. Но он не был так популярен, как, скажем, «Ну, погоди!». Однажды я пришёл на студию и увидел, что весь вестибюль «Союзмультфильма» забросан мешками с письмами. Я подхожу к Хитруку: «Что это у нас такое творится?» Фёдор Савельевич отвечает, что всё это – выражение признательности Котёночкину. Спрашиваю: «А про “Винни Пуха” есть что-нибудь?»

– Ничего нет.

Но есть одно письмо от отца маленькой девочки, которая недавно умерла. Отец пишет, что вот я хочу вам сообщить, – это был любимый фильм моей дочери, которая погибла. Такое письмо дорогого стоит.

Видимо, этот фильм задевает какие-то струнки человеческой души. В нём юмор не связан лишь с простыми пинками и подзатыльниками.

Статья подготовлена при поддержке сайта автосалона Ford www.Ford-Kuntsevo.Ru. Если Вы решили приобрести качественный и надежный автомобиль, который будет служить долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в технический Форд центр «Кунцево». Перейдя по ссылке: «http://ford-kuntsevo.ru/shop/legkovye-avtomobili/mondeo/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобиль по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Ford-kuntsevo.ru.