Ольга Бухина
Cтарк У. |
ВСЕ знают – ребёнку нужна семья. А ещё ему нужно, чтобы в его жизни ничего и никогда не менялось. Чтобы вокруг были папа с мамой, знакомый дом, одни и те же приятели, любимая старая одежда, та же самая школа и всё такое прочее. Да вот шведскому мальчику Лассе не повезло, в его жизни назревают большие перемены – родители разводятся, мать ждёт ребёнка от другого мужчины. Лассе, может, и не прочь, чтобы в жизни что-то поменялось, например появился новый телевизор… Но не всё же сразу – новый дом, новая шикарная одежда, новая ужасно противная сводная сестра. Как говорит наш герой после похода за шмотками вместе с отчимом: «...всё равно ничего не будет как прежде. Вот только всё менялось слишком быстро. Я не поспевал за этими переменами. Казалось, что меня словно забыли в одной из этих примерочных».
Есть у мальчика небольшое утешение, хотя сначала ему так совсем не кажется – маленькая крыса Блэки, которую отдал приятель, поскольку мама приятеля такого создания в доме терпеть не желает. Блэки так же одинок, как и Лассе, так же изгнан из привычного мира. Зверёк становится для мальчика крохотным якорем, помогающим удерживаться на плаву в новых, неизвестных морях.
Старый мир «растаял во тьме», а тут ещё свалившийся на голову зануда-отчим решил сделать из лентяя и хулигана Лассе примерного ученика, получающего только отличные отметки. Лассе постепенно понимает – он не прочь получше учиться, не прочь получать похвалы, одна только проблема – ему всё кажется, что это не Лассе становится отличником, а кто-то совсем другой – «незнакомец в... новых брюках и лакированных ботинках» из зеркала в парикмахерской.
Конечно, мама осталась прежней, но она сама слишком растеряна, слишком поглощена новыми заботами и обязанностями и почти не может помочь сыну. Мальчику ужасно не хватает маминой поддержки, времени, проведённого вместе: «Я ни за какие коврижки не хотел возвращаться домой. Мне хотелось весь день пробыть вдвоём с мамой». А теперь ещё и Блэки придётся отдать законному хозяину.
Ульф Старк, автор книги «Пусть танцуют белые медведи», как всегда, не боится задавать серьёзные вопросы. В этой немножко грустной, что тоже не редкость у Старка, истории, читателя подстерегает не разговор о смерти, как в крошечной повести «Моя сестрёнка – ангел», а другая проблема, весьма серьёзная и очень популярная в современной психологии – проблема идентичности.
Каждый из нас задаёт себе этот чрезвычайно важный вопрос: «Кто я такой?» Задаёт его себе и Лассе. У каждого, не только у Лассе, на этот вопрос существует множество ответов: шведский мальчик; ученик школы номер такой-то; хулиган; сын своих родителей; новоявленный зубрила; приятель соученика по прозвищу Пень; неловкий подросток, влюблённый в девочку Тину. Что же происходит с Лассе, когда он переселяется в богатый, куда более удобный дом отчима – зубного врача? Он теряет свою идентичность или, по крайней мере, какую-то её составляющую, он больше не знает, кто он такой. А это крайне мучительно.
Подобное нередко случается в реальной жизни, и не только с детьми, но и со взрослыми. Каждая серьёзная перемена в нашей жизни – новая семья, новая школа или работа, переезд в другой город или другую страну – вызывает этот дискомфорт. Наша идентичность впрямую зависит от того, что нас окружает и, конечно же, от того, кто нас окружает. Поэтому каждая перемена, каждая потеря приводят к слому идентичности, заставляя нас по-новому пересматривать старые определения, старое, привычное понимание себя.
Похоже, именно поэтому Лассе в конце концов не отвечает на зачёте ни на один вопрос учителя, отказывается от нарядной одежды, к которой уже почти привык. Он возвращается в старый дом, к родному отцу, вернее, к самому себе. В каком-то смысле книга обрывается на самом интересном месте, и мы никогда не узнаем наверняка, удалось ли ему снова обрести себя.