Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за январь 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Алёшин С. Непростое искусство юмора : Оказывается, юмор – это серьёзно / С. Алёшин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 20–25. – (Классный час).

Сценарий классного часа.

Беляева Н. «Он был плебеем с возвышенной душой» : Устный журнал о Роберте Бёрнсе / Н.Беляева // Литература. – 2009. – № 1. – С. 12–15. – (Я иду на урок: 8–9-й классы).

Белякова Л. Пороги жизни : Дискуссия-путешествие / Л. Белякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 16–19. – (Классный час).

Сценарий классного часа. Цель: создание условий для того, чтобы учащиеся задумались над вопросом: умеют ли они прощать?

Букина И. Дружба – это… / И. Букина // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 10–15. – (Я иду на урок).

Классный час в начальной школе.

Винокурова Н. «Я бы в армию пошёл – пусть меня научат…» : Отношение старшеклассников к службе в армии / Н. Винокурова, И. Милюкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 34–37. – (Классный час).

Горчакова Е. Когда Большой сфинкс рассмеётся…/ Е. Горчакова, Т. Козик // История. – 2009. – № 2. – С. 40–43. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).

Урок-игра по истории Древнего мира «Кто умнее пятиклассника?».

Гурин Ю. Прививка от зимней спячки : Общешкольный праздник юмора / Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 32–33. – (Внеклассное мероприятие).

Зайцева О.В. «Менделеевская гостиная» : Городская интеллектуальная игра по химии / О.В.Зайцева, Л. И. Кравченко // Химия. – 2009. – № 2. – С. 6–10. – (Ко дню рождения…).

Каракулин А. А ну-ка, парни? / А. Каракулин // Спорт в школе. – 2009. – № 2. – С. 32–33. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Обычно в соревнованиях и праздниках, посвящённых Дню защитника Отечества, участвуют только юноши. Справедливо ли это? Каким содержанием можно наполнить конкурсную программу, чтобы в празднике интересно было участвовать и мальчикам, и девочкам?

Кетова Н. Ю. Ода обыкновенной спичке : Сценарий внеклассного мероприятия / Н. Ю. Кетова // Химия. – 2009. – № 2. – С. 22–26. – (Из опыта работы).

Копейкина И. Управление временем : Практические занятия и упражнения / И. Копейкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 20–29. – (Классный час).

Что такое тайм-менеджмент в школе. Методические материалы и практические разработки занятий для учеников.

Лагутина Е. Мир профессий. Выбор профессии : Открытый урок в 8-м классе в школе с углублённым изучением английского языка / Е. Лагутина // Английский язык. – 2009. – № 1. – С. 16–19. – (Lesson Plans).

Майорова М. Мода – модой, а здоровье? / М. Майорова // Биология. – 2009. – № 1. – С. 17–22. – (Я иду на урок).

Описание проекта, цель которого: исследование влияния на здоровье молодых людей таких модных тенденций, как использование жевательной резинки, пирсинг, татуировка.

Мурлага О. Чудеса света / О. Мурлага, Е. Козлова // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 33–35. – (Проектные работы).

Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Приведены выступления учеников, работающих над проектами.

Никитина О. Вместе с любимыми книгами / О. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 8–9. – (От редакции).

Как провести классный час по книгам-юбилярам.

Осовская С. КВН «Кем быть?» / С. Осовская // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 40–41. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

Смелова В. Старый ворон не каркнет мимо : Интегрированный урок по картине В. Васнецова «Витязь на распутье» / В. Смелова // Биология. – 2009. – № 1. – С. 23–30. – (Я иду на урок).

Ушаков С. Юные защитники Отечества : Военно-патриотическая игра / С. Ушаков // Спорт в школе. – 2009. – № 2. – С. 34–36. – (Методика. Фестиваль «Открытый урок»).

Херувимова Л.С. КВН вокруг фразеологии. 10–11 классы / Л.С. Херувимова // Русский язык. – 2009. – № 1. – С. 46. – (Учение с увлечением).

Холева О. 22 вопроса для игр «Что? Где? Когда?» / О. Холева, С. Полякова // Математика. – 2009. – № 1. – С. 31–32. – (Предлагаю коллегам).

Шумилова Н. Улыбнись! : Адаптационные тренинги для 1-го класса / Н. Шумилова // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 16–18. – (Технология).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Гусева В. Вместе с мамами : Литература как источник вопросов/ В. Гусева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 38–41. – (Родительское собрание).

О том, как в одной школе на родительском собрании читали рассказ А.Платонова «Разноцветная бабочка».

Корчагина Ю. Зачем в семье папа? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 38–42. – (Семья и дети).

Нужен ли в семье папа? И если да, то какой? И зачем? И что делать, если его нет?

Симонова О. Ответственное дело : Групповое занятие для родителей и учащихся 9-х классов /
О. Симонова // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 42–43. – (Вместе с родителями).

Цель: обратить внимание родителей и учащихся на вопросы профориентации; способствовать осознанию учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Анисимов В. Обойдёмся без выражений! : Сквернословие как проявление вербальной агрессии / В.Анисимов // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 31–33. – (Учительская).

Колчанова С. Я – автор событий в своей жизни! : Программа тренинга психологического содействия социальной адаптации / С. Колчанова // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 37–39. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Корчагина Ю. Первая любовь в вопросах и ответах / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 39–42. – (Учительская).

«Как говорить с подростками о любви?», «Сын влюбился. Что мне делать?». На эти и другие вопросы отвечает психолог.

Лукина С.Крестики-нолики : Психологическая познавательно-развлекательная игра / С. Лукина // Школьный психолог. – 2009. – № 1. – С. 8–11. – (Метод в теории и на практике).

Цели и задачи: тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти; развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы и др.

Маленкова Н. Секс – это очень серьёзно/ Н. Маленкова, Н. Светличный // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 16–21. – (Учительская).

Как говорить с детьми о сексе. Проблемы полового воспитания.

Меркулова Т. Звёздный час : Игра для 7–9-х классов / Т. Меркулова, Т. Беглова // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 44–47. – (Игротека).

Задачи: актуализировать знания детей о «помогающих профессиях», замотивировать ребят на общение с представителями этих профессий и др.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Бажаева Л. Колесо Истории : День защитника Отечества празднуем вместе с папами / Л. Бажаева // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 33–34. – (Праздники).

Баула Н. Дети, отцы и деды / Н. Баула // Спорт в школе. – 2009. – № 2. – С. 6–10. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Гавриленко Т. Музыкальная шкатулка : Интеллектуальный конкурс для учеников и родителей / Т. Гавриленко, Г. Капецкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 30–31. – (Родительское собрание).

Лютова-Робертс Е. Английские игры, в которые можно играть всем / Е. Лютова-Робертс // Школьный психолог. – 2009. – № 1. – С. 8–11. – (Метод в теории и на практике).

Малыхина М. Мороз и солнце – день чудесный! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание подвижных игр.

Радченко В. Футбол – семейная игра? : Об организации праздников по мини-футболу / В. Радченко // Спорт в школе. – 2009. – № 1. – С. 42. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

ПОДРОСТОК

Безух К. Выбор за тобой : Модульный курс для подростков 14–17 лет / К. Безух // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – ,С. 26–30; № 2. – С. 24–30. – (Образ жизни).

Занятие четвёртое «Замена ПАВ».

Занятие пятое «Профилактика распространения ВИЧ». Начало в № 16, 19–2008.

Воронцова Л. Не всё так просто / Л. Воронцова // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 14–15. – (Точка зрения).

Забота о репродуктивном и сексуальном здоровье подростка – это не только поиск эффективных способов их информирования, а более фундаментальная проблема передачи понятий о нормах и ценностях, связанных с взаимоотношениями полов и сексуальностью.

Диденко Ю. Подросток в дворовой тусовке : Пять ответов психолога на вопросы обеспокоенных родителей / Ю. Диденко // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Маркина Ф. Семья глазами юности / Ф. Маркина // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 22–23. – (Школьный возраст).

Результаты исследования «Моё отношение к семье» (Эколого-биологический центр г. Дзержинска Нижегородской области).

ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

Рекомендации по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 34–38. – (Особый ребёнок).

Сёмина Н. Дети со знаком плюс. / Н. Сёмина // Здоровье детей. – 2009. – № 2. – С. 32–33. – (Особый ребёнок).

Сегодня в России около пяти тысяч детей с подтверждённым диагнозом ВИЧ-инфекция. Благодаря достижениям современной медицины они могут жить нормальной, полноценной жизнью, государство обеспечивает их всеми необходимыми препаратами. Однако такие дети встречаются с гораздо более серьёзной проблемой – непониманием, страхом, отчуждением.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Вострикова Е. Дорога в страну профессий : Игра-путешествие для учащихся 5–8-х классов / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 4–10. – (Метод в теории и на практике).

Резапкина Г. Профессия и карьера : Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9-х классов / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 13–36. – (Методическая копилка).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Если учитель болен, директор направит его… на учёбу / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 8–11. – (Наука управлять. Повышение квалификации).

93 процента учителей считают, что выбранная профессия ухудшает здоровье. Что может сделать директор школы в своём коллективе для изменения такого катастрофического положения дел? К примеру, отправить коллег бороться против «учительских» болезней, призвав на помощь преподавателей института повышения квалификации.

Алексеева Т. Уроки судьбы : Подсказки календаря 2009 года / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 2–3. (От редакции).

Календарь – основа школьной жизни и годового круга. Планирование внеклассной работы связано с неизбежной чередой праздников. 2009 год богат на юбилеи.

Биографии юбиляров сами по себе – благодатная почва для разговора с детьми о человеческих качествах и проблемах, о выборе жизненного пути и ответственности за свой талант…

Антонова Т.Л. Патриотическое воспитание школьников на уроках химии / Т. Л. Антонова // Химия. – 2009. – № 2. – С. 14–15. – (Переписка с читателем).

Бельман Г. Организация эксперимента в ОУ: роль педагога в успешной реализации программы / Г.Бельман // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 20–24. – (Школьный уклад. Эксперимент в школе).

Богомолова Л. Как хитрят клерки / Л. Богомолова // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 45–46. – (Юридический практикум).

Умеете ли вы правильно обращаться с жалобой, заявлением на действия администрации, должностных лиц в случае, к примеру, выявленных фактов незаконно действующего диссертационного совета (или, в соответствии с новым положением, «совета по защите докторских и кандидатских диссертаций»)?

Введенский И. Школьный дартс-клуб / И. Введенский // Спорт в школе. – 2009. – № 1. – С. 34–41. – (Методика. Авторские проекты).

Можно ли организовать секцию дартс в школе? Как правильно планировать работу?

Предлагаемая программа рассчитана на три года и позволяет вовлечь в спортивную работу не только абсолютно здоровых детей, но и тех, кто имеет отклонения в физическом развитии.

Витковский А. Обучение в начальной школе: каким хотят видеть его родители и учителя : Этой теме было посвящено исследование, проведённое социологами Центра социологии образования, науки и культуры РАН и Московской школы социальных и экономических наук / А. Витковский // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 9–10. – (Школьное дело. В фокусе исследования).

Витковский А. От чего зависит качество образования? : В том числе – от тонкости и разнообразия инструментария его оценки, считают международные эксперты / А. Витковский // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 8. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Галеева Н. Оценка качества профессиональной деятельности учителя : Рекомендации по разработке системы показателей / Н. Галеева // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 3–7. – (Экономика образования. Оплата труда).

Гарафутдинова И. Руками не трогать! / И. Гарафутдинова, Р. Шагартдинова // Управление школой. – 2009. – № 1. – С. 40–41. – (Заместителю директора по ВР. Музей в школе).

О геологическом музее гимназии № 15 города Казани.

Кайгородова Н. Бывают дети разные : Методические рекомендации по индивидуализации процесса обучения / Н. Кайгородова // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 20–24. – (Учительская).

Кахиани И. Маркетинг образовательных услуг : Важное направление в деятельности руководителя ОУ / И. Кахиани // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 15–16. – (Наука управлять. Потребности).

Кожурина Л. Критерии, показатели, индикаторы : Казалось бы, чем их больше, тем точнее можно охарактеризовать школу. Но на практике получается по другому / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 7. – (Школьное дело).

Кузнецова О. Эта тяжёлая третья четверть / О Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. – № 1. – С. 10–13. – (Школьный возраст).

Как помочь ребёнку справиться с переутомлением. Что могут сделать учителя и родители.

Куценко Е. Рабочий план на третью четверть : Даже учителю, знающему объём материала, эта четверть даётся нелегко. Поэтому стоит сообщить ребятам о последовательности учебных тем, их объёме и примерной трудности / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 11. – (Школьное дело. Переводим часы на учебное время).

Леонтьева О. Увидеть, чему ты научился : Приём, который позволяет подойти к «повторению пройденного» творчески / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 12. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Луховицкий В. Дети в трудной ситуации : Рассказ о необычном конкурсе / В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 7–9. – (Конкурс).

О конкурсе детских работ «Что делать в трудной ситуации?».

Макаревич Г. Книга и современный ребёнок : Цикл статей на тему «Книга и современный ребёнок» / Г. Макаревич // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 23–25. – (Педагогика в лицах).

Манзюк В. Как развить любознательность / В. Манзюк // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 40–43. – (Педагогика в лицах).

Меркулова Т. Навыки самоорганизации : Перспективы тайм-менеджмента в школе / Т. Меркулова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 13–14. – (Самоопределение).

Мукконен Т. У страха глаза велики : Новенький в классе / Т. Мукконен // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 42–43. – (Работа с классом).

Олейников А. Педагогика театра, ритуала, ремесла… : Реабилитация детей с проблемами развития возможна лишь тогда, когда вокруг них организуется целостная система жизни / А. Олейников // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 6. – (Политика образования. Репортаж).

Певчев Д. Каникулы закончились : Настроение на нуле… : Как восстановить комфортную атмосферу в классе и войти в рабочий ритм / Д. Певчев // Первое сентября. – 2009. – № 1. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Сартан Я. Чтение как символ школы / Я. Сартан // Управление школой. – 2009. – № 1. – С. 30–34. – (Заместителю директора по ВР. Школа культуры чтения).

О петербургской школе №  700, которая имеет почётное звание «Школа, где процветает грамотность». Воспитательная работа в этой школе опирается на лучшие образцы мировой культуры.

Сосунова Н. Единство трёх блоков : Возможности культурно-воспитательной среды / Н. Сосунова // Управление школой. – 2009. – № 1. – С. 14–19. – (Заместителю директора по ВР. Культурно-воспитательная среда).

Степанов С. Эффективность руководителя: оценка и самооценка / С. Степанов // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 12–14. – (Наука управлять. Советы психолога).

Ясницкая В. Прорыв или тупик? : Критический анализ функционала классного руководителя /
В. Ясницкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 10–12. – (Самоопределение).

НА ЭКСКУРСИЮ

Шенкман В. «Мальчики всегда младше, а девочки – меньше» / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 2. – С. 40–41. – (Литературная карта).

О памятниках героям сказок Кэрролла.

Шенкман В. Ходжа Насреддин: от Тимерленга до наших дней / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 1. – С. 38–39. – (Литературная карта).

О памятниках Ходже Насреддину.

ИМЕНА

Берштейн А. Пробуждение души : Памяти жертв II Мировой войны / А. Берштейн // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 24–25. – (Личность и общество).

К 70-летию с начала Второй мировой войны; к 80-летию со дня рождения Анны Франк.

Бузоева М. Шаг к свободе : Открытия Георга Бюхнера / М. Бузоева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 14–16. – (Личность и общество).

К 175-летию «Воззвания к гессенским крестьянам» Георга Бюхнера.

Валикова Д. Выбор будущего : Испытания и стойкость Анны Ахматовой / Д. Валикова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 36–38. – (Личность и общество).

Дьяков Л. Мария Башкирцева / Л. Дьяков // Искусство. – 2009. – № 1. – С. 22–23. – (Научные чтения).

Елифёрова М. Поэт английской революции / М. Елифёрова // История. – 2009. – № 2. – С. 6–16. – (Анфас и профиль).

Материал для подготовки интегрированного урока по истории и литературе на тему «Английская революция середины XYII в. Творчество Джона Мильтона».

Карташов В. Одержимость идеей : Трудный путь к истине Галилео Галилея / В. Карташов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 20–22. – (Личность и общество).

Карцев Д. Воспитание чувств : Взросление Авраама Линкольна / Д. Карцев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 26–27. – (Личность и общество).

К 200-летию со дня рождения политического и государственного деятеля.

К 120-летию со дня рождения русского поэта.

Карцев Д. Привычки императрицы : Один день из жизни Екатерины Великой / Д. Карцев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 16–19. – (Личность и общество).

К 280-летию со дня рождения российской императрицы.

Клех И. Зачем и отчего замолчал Сэлинджер? / И. Клех // Литература. – 2009. – № 1. – С. 6–7. – (Листки календаря).

К 90-летию со дня рождения Сэлинджера.

Клех И. Криптограмма по имени «По» / И. Клех // Литература. – 2009. – № 2. – С. 4–5. – (Листки календаря).

К 200-летию со дня рождения Эдгара Аллана По.

Клех И. Поединок с собой : Творческий выбор Владимира Набокова / И. Клех // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 39–41. – (Личность и общество).

К 110-летию со дня рождения русско-американского писателя, переводчика, литературоведа.

Крылова Н. Научись и сделай : Жизнь и философия Джона Дьюи / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 10–11. – (Личность и общество).

К 150-летию со дня рождения американского философа и педагога.

Леонтьева О. Встреча : Памяти Николая и Святослава Рерихов / О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 45–46. – (Личность и общество).

К 135-летию со дня рождения Николая Рериха; к 105-летию со дня рождения Святослава Рериха.

Порядина М. Кстати, о мартышках / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 2. – С. 43–45. – (Личность. Календарь круглых дат).

К 180-летию со дня рождения Брема; 115-летию со дня рождения Бианки;200-летию со дня рождения Дарвина; к 110-летию со дня рождения Формозова.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Аромштам М. Ловец снов : О романе Ильи Боровика «Горожане Солнца» / М. Аромштам // Библиотека в школе. – 2009. – № 2. – С. 36–38. – (Книжные палаты. Недетское чтение).

Бабетов А. Непедагогическая литература, или Что читать руководителю школы? / А.Бабетов, М.Калужская // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 28–31. – (Книжная полка. На рабочем столе).

Кириллова С. Это детский персонаж?! / С. Кириллова // Управление школой. – 2009. – № 2. – С. 32–33. – (Книжная полка. Дискуссия).

О книге А. Кивиряхха «Жираф».

Макурина А. Маленькие дети не поймут… : Рассказ Рённауг Клайвы «И не забывай гладить котёнка»: чтение с остановками / А. Макурина, О. Мымрина // Библиотека в школе. – 2009. – № 2. – С. 18–20. – (Работа с читателями. Я иду на урок).

Чаусова С. Для чего люди читают? : Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя / С. Чаусова // Библиотека в школе. – 2009. – № 1. – С. 9–18. – (Работа с читателями. Курс молодого бойца).

Яснов М. Тайны эльфов / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2009. – № 1. – С. 27. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге Реетты Ниемеля «Сокровища лесных эльфов».

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Белошапкина Я. Леонардо да Винчи / Я. Белошапкина // Искусство. – 2009. – № 2. – С. 4–5. – (Арт-галерея).

Белошапкина Я. Томмазо Мазаччо / Я. Белошапкина // Искусство. – 2009. – № 1. – С. 8–11. – (Арт-галерея).