Елена Дорожкина
|
КАК создать хорошую медиатеку? И не просто хорошую, а медиатеку в детской библиотеке. Навыки и способности, полученные детьми при работе с грамотно подобранной и оборудованной медиатекой, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдалённом будущем.
Мультимедийный зал ЦГДБ им. А.П.Гайдара даёт возможность дошкольнику освоить азбуку и счёт и закрепить эти знания; став старше, он всегда сможет подготовить доклад, сделать презентацию, используя различные программы и мультимедийные энциклопедии, а небольшие пробелы в школьной программе восполнить занятием с интерактивными обучающими программами.
Но техника техникой, а основа медиатеки – её фонд. Сегодня это около 400 компакт-дисков. Отследить все новинки мультимедийного рынка, выбрать наиболее достойные, провести анализ содержания, оценить качество технического исполнения и, наконец, отобрать то, что подходит именно нашим читателям, – вот перечень задач, которые необходимо решить при комплектовании фонда. Формирование нашего фонда ведётся в соответствии с различными образовательными программами. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – расширить кругозор, представления об окружающем мире, развить память, логику, сообразительность.
Среди этих разработок мы выделяем: развивающие и обучающие программы; программы, направленные на развитие творческих способностей; энциклопедии и справочные издания; аудиокниги.
Энциклопедии и справочные мультимедийные издания содержат массу полезных сведений о мире и человеке, исторических эпохах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о явлениях природы, животных и растениях. Многие справочные издания помогают ликвидировать пробелы в школьной программе.
Творческие программы раскрывают умение фантазировать и воплощать свои фантазии, создавать образы, конструировать, тренировать музыкальный слух и память. К таким разработкам мы относим конструкторы, программы по рисованию, музыке, игре в шахматы.
Развивающие и обучающие программы: на диске несколько небольших многоуровневых заданий, которые объединены единым сюжетом. Чаще всего это путешествие в сказочную страну со знакомыми героями или просто забавными персонажами.
Такие программы мы выделяем в особую группу, которая называется «Любимые герои в книге и в игре». Чтобы спасти сказочного героя, ребёнок с удовольствием выполняет задания различной сложности, решает логические головоломки, загадки и кроссворды. Электронные издания побуждают ребёнка обратиться к книге, заставляют думать, рассуждать, доказывать, отстаивать своё мнение. Они имеют интересный сюжет, красочны и позволяют самостоятельно выбирать уровень сложности.
Аудиокниги предоставляют возможность прослушать произведение в кратком или полном изложении, многие из них интерактивны и озвучены профессиональными актёрами.
В Год семьи мы решили пополнить медиатеку электронными изданиями, которые будут интересны не только детям, но и их родителям. Среди наших новинок программы из серии «Хочу всё знать!», пазлы, древняя японская математическая игра судоку, мультстудия. Всё это – отличные помощники для проведения досуга в семейном кругу.
Это далеко не полный перечень электронных программ нашего фонда. В медиатеке – 600 компакт-дисков! Как маленькому пользователю разобраться и выбрать то, что необходимо? Здесь на помощь приходят наши каталоги: электронный и рукописный – оба иллюстрированные! По каталогам дети самостоятельно и без особого труда смогут найти то, что они хотят. Каждый наш читатель-пользователь знает, что работа в медиатеке начинается с каталога!
Информацию об электронных изданиях нашей медиатеки может получить и удалённый пользователь, посетив наш сайт:
***
Хорошая медиатека – это не только правильно подобранный фонд. Это также и современное оборудование, которое способствует повышению уровня компьютерной грамотности и предоставляет уникальные возможности для создания графических работ, наглядных докладов, рефератов, презентаций. Не только дети, но и сотрудники создают медиапособия (презентации), которые дополняют традиционное обслуживание наших читателей и могут быть интересны и полезны как специалистам, так и широкому кругу пользователей.
Детская медиатека служит местом дружеских контактов – ребята общаются со сверстниками по переписке (медиазал имеет выход в Интернет) и при проведении групповых занятий.
Занятия, которые мы проводим, связаны как с организацией досуга наших пользователей, так и с образовательным процессом. Уже сегодня мы способны оказать информационную поддержку традиционного школьного урока, имеем опыт проведения уроков английского языка на базе нашей медиатеки.
Полёт фантазии в организации досуга может быть просто безграничен! Когда начинаешь готовиться к занятиям в мультимедийном зале, всегда возникает вопрос: а в какой форме лучше сделать праздник для детей, чтобы было интересно, познавательно и в полной мере были использованы ресурсы медиатеки? Форм проведения – великое множество. Мы всё чаще и чаще обращаемся к интерактивным формам работы. Они привлекают детей разного возраста, расширяют кругозор (интерактивные беседы), дают возможность использовать уже ранее полученные знания (участие в викторинах). Позволяют привлечь внимание детей к компьютерным программам, которые отражают разделы программ школьного образования. Дети активно принимают участие и в интерактивных беседах, и в викторинах, а компьютерные конкурсы, конечно, самые любимые на таких праздниках!
В дни осенних каникул – 2008 в медиатеке прошла «Неделя науки». Ребята познакомились, с теми русскими учёными, чьи заслуги им мало известны, поскольку недостаточно отражены в школьной программе. Они приняли участие в компьютерном конкурсе «Учись, играя» где смогли использовать ранее полученные знания.
Программа состояла из трёх частей: «Великие русские учёные», отдельно выделили тему «Великие русские математики» и «Великие русские путешественники».
Тема «Великие русские путешественники» оказалась самой интересной для детей, наверное, потому, что в душе дети большие романтики. Ребята с большим интересом рассказывали о том, где уже побывали. Отрадно было слышать, что это не только страны дальнего зарубежья, но и «пределы» нашей страны. Показывали маршруты своих путешествий и по географической карте, и по электронной карте Google Earth Map.
Мы использовали следующие электронные программы из фонда медиатеки: «Географикус»; «Дракоша и занимательная география»; «Вокруг света»; «Дракоша: по следам великих путешественников»; «Весёлое географическое путешествие».
Дети обсуждали, спорили, показывали своё умение играть как индивидуально, так и в команде. Долго ещё самые настойчивые пользователи возвращались и возвращались к этим программам, ведь так хотелось завершить своё путешествие!
Примеров можно приводить много, но хотелось бы остановиться ещё и на «Рыцарском турнире».
«Рыцари... Как давно это было…» –скажете вы. Эпоха далекого Средневековья, было время чести и достоинства, время мужества и истинного благородства.
(Не поверите, но и в наше время такие игры вызывают большой интерес не только среди мальчишек.)
На нашем «Рыцарском турнире» ребята не только показали свои знания по истории Средних веков, но и творчески подошли к турниру: каждый нарисовал свой герб и придумал девиз! А новая электронная программа «Тамплиеры» позволила ребятам окунуться в мир Средневековья и почувствовать себя настоящими рыцарями!
***
Создание компьютерных викторин – одно из новых направлений в работе медиатеки. Такие «литературные головоломки» подготовлены с помощью программы PowerPoint и могут быть запущены как на обычном компьютере, так и на компьютере, снабжённом сенсорной панелью управления Touch Screen.
Медиапособия выполнены в игровой форме, в них предложены вопросы с несколькими вариантами ответов. Такие викторины интересны детям любого возраста. Они позволяют проверить свои знания и эрудицию, побуждают обратиться к книге, дают возможность улучшить навыки применения компьютера.
Рыцарский турнир |
Сегодня каждый должен понимать, что компьютеры уже не роскошь, а необходимое для работы средство. Надо уметь пользоваться программами, обладать навыками оперативного поиска информации и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Важно научиться не просто пользоваться, а делать это эффективно! И наилучший результат здесь даёт целенаправленное использование компьютера, информационных технологий и современных средств коммуникации. Условия для этого предоставляет в полном объёме современная медиатека в детской библиотеке!
Фото Юлии Питецкой