Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2009

Ирина Деткина

Нетрадиционные выставки в библиотеке

ДА, МОЖНО, оказывается, разместить книжную выставку не на традиционном стеллаже, а... на стремянке, которая хорошо нам всем знакома как инструмент, с помощью которого мы достаём свои книжные сокровища с самых высот.

Что из этого может получиться? А вот что…

Если ступени стремянки использовать как место, куда можно поставить книги, то получится очень компактная, открытая и привлекательная, самая настоящая библиотечная выставка.

Для такой выставки не нужно много места, она мобильна, её можно быстро разобрать и собрать в другом месте. Используя такую выставочную поверхность, вы всегда достигнете хорошего обзора – каждая книга будет на виду у читателя. Не секрет, что наше стремление показать как можно больше библиотечных богатств часто приводит к обратному эффекту. Выставки бывают перегружены обилием материалов, а между тем пространство вокруг книги должно дышать.

Ещё один важный момент, на котором хотелось бы остановиться. При всей, казалось бы, несерьёзности идеи использовать стремянку как выставочное оборудование, именно её конструктивная особенность – лестница, ступеньки-перекладины которой идут вверх (или вниз!), – может помочь сделать образ выставки ярким, поразительным, запоминающимся, а значит, удивить, заинтересовать посетителя библиотеки и увлечь его чтением.

Вот несколько идей организации выставок с использованием стремянки.

«Ступени»

На ступеньках стремянки разложите книги для чтения самых маленьких наших читателей. Можно начать с книг для младенцев, можно – с книг для детей постарше: с 3 или 5 лет. И малыш, ступенька за ступенькой, с каждой новой книжкой будет расти как читатель, поднимаясь к новым вершинам развития и познания. В качестве подсказки, которая пригодится для подготовки такой выставки, можно посоветовать программу семейных чтений «Ступени» Пермской областной детской библиотеки. И обязательно используйте для оформления как можно больше игрушек. Пусть ребёнок потянется сначала за игрушкой, а потом, в беседе, вы можете заинтересовать малыша и его родителей и детской книжкой. Предложите, например, взять домой вместе с книжкой игрушку и прочитать книжку ей. Специалисты считают такой способ побуждения ребёнка к чтению особенно действенным.

«Предостережение»

Выстраивая тот или иной образ наших выставок, мы стремимся не только заинтересовать читателей представленной литературой, но и пригласить их к размышлению вокруг острой проблемы, например: «Почему так страшна наркомания», «Почему преступность “помолодела”» и др. Выстраивая образ выставки как движение по ступеням, мы видим их ведущими вверх к новым знаниям, свершениям, созиданию, а можем создать и противоположный образ – движение вниз, по ступеням, которые могут вести к разрушению, распаду.

К примеру, если мы готовим выставку как иллюстрацию к беседе о вреде наркотиков для старшеклассников, можно создать образ, который поможет усилить эффект от такой беседы.

На верхних ступеньках стремянки расположите подборку материалов о том, чем живёт современный подросток. Это могут быть книги и журналы о спорте, учении, увлечениях, кино, музыке и т.д. В середине лестницы, на одной из ступенек, можно разместить шприц, который будет символизировать всего лишь одну «пробу» наркотиков. А дальше, заполняя лестницу, оставляйте всё меньше книг, предметов, символизирующих Жизнь. С каждой ступенькой вниз пусть остается больше свободного места, не заполненного ничем. Завершите выставку, разместив на последней ступеньке знак вопроса. Хочется надеяться, что такая выставка привлечёт внимание к проблеме, и, размышляя над ней, подросток сможет уберечь себя от ошибки.

«Народный календарь»

Есть выставки, которые требуют особого визуального ряда. Яркий декор и фантазия делают их особенно привлекательными для посетителей библиотек. Сюда можно отнести выставки, посвящённые народным праздникам, например Масленице.

Исконно русский праздник Масленица – это разгульное и весёлое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла.

Одним из главных атрибутов такого праздника является соломенное чучело Масленицы, вокруг которого и разворачиваются основные праздничные действа. С помощью читателей очень здорово мастерить в библиотеке такое чучело. Для этого из мешковины или любой другой ткани, тряпок, соломы, веток сделайте озорную, весёлую куклу и закрепите её на стремянке. Ступеньки будут служить выставочным пространством для книг, журналов и других материалов об этом празднике. Рассказывая о Масленице, вы можете вместе с читателями заполнять ступеньки. Помимо книг, это могут быть поделки детей, посвящённые этому празднику, рецепты различных блюд, особенно блинов, рассказы и стихи о первых днях весны, фотографии… А яркая, румяная Масленица создаст хорошее настроение вашим читателям, большим и маленьким.

Остальные девяносто семь идей вы можете предложить сами. И тогда не забудьте поделиться ими с другими – через газету.

Рисунок Нины Колосковой

 


Мастер-класс методистов ЦГДБ им. А.П.Гайдара Ирины Николаевны Деткиной и Нины Евгеньевны Колосковой по выставочной работе в библиотеке выходит как DVD-диск интернет-марафона «День школьного библиотекаря». Следите за рекламой!