Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2009

Нина Колоскова

ПЛАНОВЫЙ ПОДХОД

Детские библиотеки Москвы не остаются в стороне от решения проблем, связанных с просвещением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, развитием их творческих способностей, организацией досуга. Особую актуальность это направление деятельности детских библиотек приобретает в 2009 году, который объявлен в Москве Годом равных возможностей.

Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, это и задача, и естественная нравственная потребность работников детских библиотек. На данный момент в Москве действует 168 универсальных детских библиотек. И каждая из них в той или иной мере обслуживает детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая в данном направлении, библиотеки вынуждены решать сразу целый ряд проблем:

• создание универсальных и специализированных фондов в своих библиотеках и предоставление доступа к этим фондам «особым детям» и их родителям;

• создание специальных условий для удовлетворения и развития духовных и познавательных потребностей «особых детей»;

• предоставление «особым детям» возможности общения со сверстниками;

• поиск новых форм и методов в работе с «особыми детьми» и их родителями.

Решению перечисленных проблем во многом способствуют системный подход и целевое планирование – в ряде детских библиотек разработаны и успешно реализуются специальные планы и целевые программы:

• «Дарите детям тепло» – комплексная программа работы с детьми-инвалидами и их родителями центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 105 им. Льва Кассиля ЦБС № 4 Северного административного округа;

• «От сердца к сердцу» – программа центральной детской библиотеки– информационного интеллект-центра № 85 ЦБС «Лефортово» Юго-Восточного административного округа;

• «К добру и пониманию путь открыт» – программа библиотечного обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями библиотеками ЦБС № 2 Южного административного округа;

• «Лечит Слово» – программа центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 94 «Солнечный круг» ЦБС № 2 Южного административного округа;

• «Библиотека на дому» – программа центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 94 «Солнечный круг» ЦБС № 2 Южного административного округа;

• «Преодоление» – программа информационно-библиотечного и досугового обслуживания инвалидов ЦБС № 7 Центрального административного округа;

• «Библиотеки – инвалидам» – программа ЦБС «Измайлово» Восточного административного округа;

• «Помоги мне увидеть мир» – программа для слабовидящих детей центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 17 «Смена» ЦБС «Кунцево» Западного административного округа;

• «Радуга» – программа культурно-экологического развития детей с ограниченными физическими возможностями управы Нагорного района и центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 94 «Солнечный круг» ЦБС № 2 Южного административного округа, – а также некоторые другие. 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА – ДРУЖЕСТВЕННАЯ

К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно и не воспринимают громкое чтение. Но это совсем не значит, что библиотечная среда является для них чужеродной. Библиотека даёт таким ребятам  возможность общения со сверстниками и библиотекарями, привлекает к посильному участию в различных мероприятиях. Однако для многих других детей с ограничениями жизнедеятельности мир открывается именно через книгу – для них детские библиотеки предоставляют свои фонды. В любом случае роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья переоценить невозможно: библиотечная среда в определённой степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе. Для всех своих читателей библиотеки стараются создать возможности для развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей.

Решению проблем, связанных с обслуживанием детскими библиотеками детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, способствует присвоение детским библиотекам Москвы статуса информационных интеллект-центров (на момент работы над материалом их было 67). Это повлекло за собой, в частности, улучшение материально-технического оснащения библиотек. В том числе и оборудованием для «особых читателей». В ряде библиотек – информационных интеллект-центров к работе по обслуживанию детей с ограниченными возможностями и их родителей присоединились психологи. Есть среди библиотек – информационных интеллект-центров и специализирующиеся на обслуживании «особых читателей».  

Любовь к ребёнку, уважение к нему, вера в его возможности и огромное желание помочь интеграции детей с особыми нуждами в коллектив нормально развивающихся детей – девиз работников детской библиотеки № 81 ЦБС «Люблино» ЮВАО.

Рассказывает библиотекарь компьютерного зала этой библиотеки Светлана Васильевна Поняева.

«Управление полётами мысли» – так называется наша детская библиотека – информационный интеллект-центр, специализирующаяся на обслуживании детей с особенностями в развитии. В радиусе деятельности библиотеки расположены: школа-интернат для глухонемых детей с психоневрологическими проблемами, две специальные коррекционные школы, детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель нашей работы – приблизить ребят к полноценной жизни в обществе. Сделать так, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя ущербными или не такими, как все. И конечно, – помочь детям с отклонениями в развитии обрести хотя бы частичку утраченных радостей жизни, встречаясь со сверстниками, с библиотекарями. А ещё – научить их любить книгу и чтение.

Благодаря созданной в нашей библиотеке безбарьерной среде, любой ребёнок-инвалид может свободно передвигаться по всей библиотеке: вход в библиотеку оборудован пандусом; внутри помещения отсутствуют двери – их заменили арки; специальный туалет оснащён поддерживающим поручнем и кнопкой экстренного вызова; в театральном зале имеются инвалидные коляски.

В нашей библиотеке, наряду с традиционным библиотечным обслуживанием, осуществляется работа с использованием современных компьютерных технологий. Созданный на базе компьютерного зала тифлокомпьютерный отдел позволяет нам создавать условия для коррекции развития незрячих и глухонемых детей (с учётом минимальной и ограниченной нагрузки, с учётом их возможностей). Для этого мы используем вспомогательные компьютерные технологии: читающую машину «ИНФА-100», телевизионное увеличивающее устройство. С их помощью ребёнок способен сам прослушать и прочитать любую книгу. Рабочий компьютер оснащён специальной программой Windows для незрячих детей: ребёнок может слышать обо всех своих действиях (компьютер проговаривает, какой текст набирается, какие команды выполняются и т.п.), входящая в комплект специализированная клавиатура Брайля позволяет ему самому набрать текст, а специальный принтер – распечатать нужный текст в брайлевском варианте. Таким образом, слепые и слабовидящие дети у нас могут не только прочитать любую книгу, но и распечатать её с электронного носителя, чтобы читать дома.

Дети из школы-интерната для глухих и глухонемых детей могут освоить язык жестов. Для этого применяется программа «Переводчик», которая очень актуальна и для родителей глухих детей. Приходя в наш центр, родители обучаются языку жестов и могут использовать его в общении со своими детьми. Наша задача – по возможности приблизить мир компьютерных технологий к нуждам «особых детей», создать единое информационное образовательное пространство. Мы стараемся обучать их правилам пользования современными технологиями; учим применять для своих нужд ресурсы Интернета; находить необходимую информацию и уметь управлять ею (например, найти электронную версию книги, которой нет в библиотеке), оценивать, систематизировать, объединять, интегрировать полученные сведения; использовать электронную почту для общения, задавать вопросы в режиме online на сайтах Москвы.

Много внимания мы уделяем созданию условий для общения «особых детей» не только с миром компьютерных технологий, но и с миром книг, с внешним миром, друг с другом, со своими сверстниками – детьми, у которых нет таких проблем. У нас проходят совместные игровые занятия. Применяя языковую программу жестов «Переводчик», любой ребёнок может научиться общаться с глухим ребёнком, чтобы в дальнейшем не использовать письменную речь, и в роли педагога здесь выступает сам «особый ребёнок».

На занятия с детьми из коррекционных школ приглашаются ребята из школ обычных. В результате такого общения дети учатся помогать друг другу в различных проблемных ситуациях, не разделяют себя и других, учатся жить в единой дружелюбной среде. В этом нам помогают также различные кружки по интересам: клуб любителей книги «Говорящий сверчок», клуб незрячих «Читающая книга», кружок бисероплетения «Волшебные бусинки», кружок вязания «Крючок, клубок и спицы в руках у Мастерицы», кружок по изготовлению и пошиву костюмов к спектаклям, кружок по изготовлению мягких игрушек по мотивам книг, кукольный театр «Петрушка», театральная студия «Книги на сцене», кружок по техническому сопровождению спектаклей (мастерская звука и света), изостудия «Мастер» и изостудия для дошкольников «Юный талант», компьютерные курсы по рисованию, клуб «Любители животных», клуб «Юные спортсмены», оснащённый специальными тренажёрами спортивно-оздоровительный комплекс. Всё это делается для развития «особого ребёнка» (согласно его медицинским показаниям) и его общения с другими детьми.

Мы привлекаем детей с особенностями в развитии к участию в видеомостах и видеоконференциях, просмотрам фильмов и обсуждению насущных проблем. Вместе празднуем дни рождения и устраиваем чаепития. Каждый «особый ребёнок», приходя к нам в библиотеку, находит тепло, радость, доброту открытых сердец.

В библиотеке создана и постоянно пополняется база данных о детях-инвалидах нашего района. Прослеживая таким образом этапы социокультурной реабилитации, характерные для каждого конкретного ребёнка, мы можем сделать определённые выводы о значимости и эффективности нашей работы для его развития. Для этого также ведётся «Учётная карта ребёнка». В ней мы отражаем, каким ребёнок пришёл к нам в первый раз (зажат, не разговаривает, стесняется, боится, плачет и т.п.), а затем кратко описываем его дальнейшие посещения (подаёт руку, радуется, смеётся, разговаривает, не хочет уходить, общается и т.п.).

Работа нашей библиотеки с «особыми детьми» обусловлена огромным желанием всех работников оказать им помощь и поддержку.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – РОДИТЕЛИ

Детская библиотека № 71 ЦБС № 1 Центрального административного округа занимается реализацией программы педагогического и медико-психологического образования родителей и специалистов, работающих с детьми «Вы, Ваш ребёнок и мир вокруг». Марина Александровна Вялых, заведующая библиотекой, объясняет.

Выбор темы для нашей библиотеки не случаен. В течение десяти лет (1992–2002) в библиотеке работал Театр книги «Волшебная страна». Членами этого театрального коллектива были учащиеся микрорайона. В основном – дети с трудностями общения (многие после родовых травм).

Родители этих детей со временем стали часто приходить в библиотеку и не только принимать активное участие в жизни коллектива, но и делиться своими переживаниями и трудностями, касающимися воспитания детей. В 2002 году библиотека привлекла к работе Центр детского воспитания «Оранжевый квадрат», который на протяжении трёх лет помогал родителям в решении сложных психологических проблем. С 2005 года работа с родителями ведётся непосредственно по программе «Вы, Ваш ребёнок и мир вокруг». Её девиз: «Семьёю дорожить умейте». Цель: содействие родителям и другим людям, работающим с детьми, в воспитании уверенных в себе, любящих, спокойных детей. Задачи, которые ставит библиотека для достижения поставленной цели:

– привлечение к чтению педагогической литературы и литературы медико-психологического характера родителей и специалистов, работающих с детьми;

– оказание помощи семьям в воспитании детей.

Работники библиотеки в рамках реализации программы используют средства наглядной агитации для привлечения внимания родителей к проблемам воспитания детей. Участвуют в проведении родительских собраний в школах и детских садах микрорайона с целью информирования родителей о деятельности библиотек. Проводят беседы, обзоры литературы, разрабатывают списки литературы в помощь воспитанию детей.

Предложенная тема оказалось весьма востребованной у жителей микрорайона «Покровка». За период с 2005 по 2007 год социальными партнёрами в работе по реализации программы стали учителя четырёх школ, воспитатели четырёх детских садов, родители.

В реализации программы принимают участие специалисты Высшей школы психологии, издательство медицинской литературы «Триада-Х». С их помощью в библиотеке проводятся лекции, консультации по проблемам детского здоровья и детских заболеваний, пополняется специализированная часть фонда библиотеки. По итогам реализации программы «Вы, Ваш ребёнок и мир вокруг» предусмотрено маркетинговое исследование. 

ЛЕЧИТ КНИГА

В Центральной детской библиотеке – информационном интеллект-центре № 94 «Солнечный круг» ЦБС №2 ЮАО разработана и реализуется программа «Лечит слово». Её девиз: «Развлекая – увлекать, обучать и воспитывать». Об этой работе рассказывает Татьяна Викторовна Филиппова, заместитель директора по работе с детьми ЦБС № 2 ЮАО, заведующая Центральной детской библиотекой.

Цели нашей программы:

– содействие развитию детей с ограниченными физическими возможностями (развитие и коррекция в процессе чтения);

– создание условий для эмоционального общения и творческой самореализации детей (научить их верить в свои силы и способности, поддерживать желание ребят творить, учить их сочинять сказки, воспитывать литературный вкус и потребность в постоянном общении с книгой).

Основные направления деятельности: литературное, изобразительное, прикладное, артистическое творчество. В работе библиотеки применяются два вида библиотерапии: целенаправленная, способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя, и нецеленаправленная, служащая для того, чтобы отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Есть множество различных произведений, прочитав которые читатель может либо обрести душевную свободу, либо, наоборот, предаться унынию, тоске. Некоторые книги могут вывести человека из подавленного состояния, помочь увидеть нечто новое, красивое, наполнить душу жизненными силами. Особое значение имеют книги, написанные с юмором. Воздействуя смехом и добротой, они помогают детям справиться с многими проблемами.

Отдельное место в работе с «особыми читателями» занимает сказкотерапия. Каждую неделю в библиотеке читают и обсуждают сказки, дети сочиняют собственные сказки, смотрят сказочные мультфильмы, устраивают инсценировки и театрализованные представления, для них проводятся мастер-классы, конкурсы творческих работ. Задача библиотекаря – зарядить детей положительными эмоциями, вызвать желание принять участие в занятиях и играх.

В ГОСТИ – С КНИГОЙ

«Солнечный круг» занимается реализацией ещё одной программы. Это инновационная программа «Библиотека на дому». Здесь работа ведётся в соответствии с планом совместных мероприятий ЦБС №2 ЮАО и Центра социального образования «Нагорный». В зоне внимания библиотеки находятся дети с ограниченными возможностями здоровья: с детским церебральным параличом и инвалидностью по зрению. Библиотечное обслуживание этих ребят осуществляется на дому по специально разработанной программе. Непосредственно с детьми общаются социальный педагог Е.В.Платонова (сотрудник ЦСО «Нагорный») и библиотекарь Н.Н.Фролова. В основе программы – мероприятия, посвящённые знаменательным и литературным датам календаря, развлекательные мероприятия. Детям предоставляется возможность общения со сверстниками по телефону. 

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

В ряде детских библиотек к работе с читателями-детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями подключились психологи, которые с недавнего времени стали пополнять коллективы работников детских библиотек.

Психолог центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара Мария Павловна Никитенко делится опытом своей работы: «Любая профессиональная деятельность имеет психологический компонент, а в библиотечной работе он является весьма значительным – использование книг в качестве психотерапевтического метода началось в России ещё в XIX веке. Сейчас существует официальный термин “библиотерапия”, который вошёл в употребление в США в начале XX века. Такой метод требует тесного сотрудничества психолога (или психотерапевта) и специально обученного библиотекаря. В нашей библиотеке организована служба “Читаем вместе с психологом”, а на сайте библиотеки открыт специальный раздел с тем же названием, где размещаются рецензии психолога на книги. После прочтения книги читатели могут обсудить её с психологом при личной встрече или виртуально (служба “Виртуальный психолог”)».

Психолог центральной детской библиотеки информационного интеллект-центра № 96 ЦБС «Юго-Запад» Юго-Западного административного округа Вера Анатольевна Лазарева разработала авторскую комплексную программу психологического просвещения «Психология от А до Я». Предложенные в ней направления деятельности успешно реализуются в библиотеке уже на протяжении трёх лет. Программа содержит специальный раздел «Психологическая поддержка семей, имеющих детей с нарушениями развития. Содействие в создании оптимальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семье». Предлагаем вашему вниманию содержание данного раздела в таблице.

Основные направления
работы психолога
Форма и название
мероприятий
Адресация
Ознакомление родителей с популярной психологической и педагогической литературой по проблемам развития детей с ограниченными возможностями здоровья Книжно-иллюстративные выставки серии «Удивительные дети», «Исполняя желания» Родители детей, имеющих отклонения в развитии
Разработка справочно-информационных материалов для родителей и специалистов по вопросам отклоняющегося развития у детей Буклеты, памятки, брошюры. Серии: «Трудное развитие», «Такие же, как мы», «Интеграция»  Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей
Содействие семьям в абилитации и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, на индивидуальных занятиях и консультациях Индивидуальное консультирование по вопросам нарушений развития детей дошкольного возраста Организация и ведение коррекционно-развивающего кружка «Развитие» для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития Родители детей, имеющих отклонения в развитии  Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения развития
Создание информационной базы данных об учреждениях, оказывающих психолого-медико-социальную помощь детям с нарушениями развития Буклеты, памятки, брошюры. Серия: «Трудное развитие» Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей
Пропаганда идеи терпимости к людям с проблемами развития среди читателей библиотеки и их семей Разработка тематических книжно-иллюстративных выставок детской художественной литературы, имеющей библиотерапевтическое значение для воспитания личности читателей библиотеки. Серия: «От сердца к сердцу» Читатели библиотеки школьного возраста
Воспитание альтруистических черт характера у учащихся массовых школ Разработка психологических рекомендаций для руководителей детского чтения к прочтению представленных на выставке художественных произведений (в рамках библиотерапевтического направления) Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей
Воспитание у детей толерантного отношения к людям, имеющим отклонения в развитии Проведение комплексных занятий для детских коллективов с использованием методик библиотерапии, психодрамы: «Такие же, как мы», «Протяни руку помощи» Учащиеся младшего и среднего школьного возраста; организованные детские коллективы

 

УЧИМСЯ САМИ, УЧИМ ДРУГИХ

Психолог Вера Лазарева
Психолог Вера Лазарева

Объединив усилия библиотекарей и психологов, удалось подготовить и провести специализированный курс повышения профессионального уровня работников детских библиотек г. Москвы «Особый ребёнок в библиотеке». Программа спецкурса разработана совместно методистом центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара Н.Е.Колосковой и психологом центральной детской библиотеки – информационного интеллект-центра № 96 им. Н.В.Гоголя ЦБС «Юго-Запад» В.А.Лазаревой. Программа спецкурса включила в себя два блока занятий: библиотечной и психолого-коррекционной направленности.

В библиотечную часть спецкурса вошли темы:

• Планы, программы, проекты: планируем работу библиотеки с особыми детьми.

• Особый ребёнок в библиотечном пространстве: создание безбарьерного пространства в детской библиотеке.

• Формирование специализированного фонда в детской библиотеке: книжка для особого ребёнка.

• Формирование специализированного фонда в детской библиотеке: книги и периодические издания для родителей.

• Формирование специализированного фонда в детской библиотеке: специальные периодические издания в помощь работе библиотекаря.

• Формы и методы работы с особыми детьми в условиях детских библиотек.

По образованию Вера Анатольевна Лазарева психолог, спецализирующийся на работе с детьми, имеющими отклонения в развитии (специальный психолог). С 2001 года работала в Центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) «Взаимодействие» Южного административного округа. Принимала участие в эксперименте по оказанию психологической помощи воспитанникам школ-интернатов и детских домов округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также педагогам, работающим в этих учреждениях. В рамках эксперимента работала с воспитанниками специальных коррекционных детских домов VIII вида, в специальной коррекционной школе VIII вида, оказывала психологическую поддержку детям с умственной отсталостью лёгкой и средней степени, а также детям с сочетанными дефектами (аутизм и умственная отсталость). Совместно с методистом ЦПМСС «Взаимодействие» М.В.Данилиной разработала программу работы с детьми, имеющими сложные психологические проблемы социальной адаптации, сочетанные с диагнозом олигофрения лёгкой степени: «Программа психологического сопровождения детей 10–14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей». (Программа была представлена в 2004 году в газете «Школьный психолог» в номерах 16, 25–26.) Кроме того, имеет следующие публикации, посвящённые проблемам социокультурной адаптации детей – социальных сирот с умственной отсталостью: «Принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишёнными родительского попечения» (журнал «Специальная психология» № 2 (2), 2004); «Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения» (журнал «Коррекционная педагогика» № 4 (6), 2004); «Проблемы адаптации социальных сирот с интеллектуальными нарушениями» (журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5, 2004); «Сироты в школе: сложный процесс социальной и психологической реабилитации» (журнал «Директор школы» № 5, 2004). Вера Анатольевна – участник «Московской школы прав человека» в 2003–2004 годах. В это же время работала методистом-психологом в Учебно-методическом центре «Детство» при Департаменте образования г. Москвы, где разработала пакет документации для психологов школ-интернатов и детских домов. В частности, в журнале «Директор школы» № 8/2006 была опубликована её работа «Индивидуальная карта воспитанника детского дома или школы-интерната», построенная с учётом специфики психосоциального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в развитии. В Центральной детской библиотеке – информационном интеллект-центре № 96 им. Н.В.Гоголя ЦБС «Юго-Запад» В.А.Лазарева работает психологом с 2006 года.

Слушатели спецкурса в библиотеке № 81
Слушатели спецкурса в библиотеке № 81

Слушателям спецкурса Вера Анатольевна предложила ряд лекций, обзоров и практических занятий. Среди них:

• «Понятие “отклонение развития”. Основные направления работы с детьми, имеющими отклонения развития, в библиотеке».

• «Нарушения развития и инвалидность. В помощь библиотекарю: обзор специальной литературы по теме».

• «Работа с социальным окружением детей-инвалидов (семья, школа), принципы подбора литературы. Темы для выставок, рекомендательные списки литературы».

• «Библиотерапия, сказкотерапия в практике работы детских библиотек. Работа с книжно-иллюстративной выставкой. Организация и проведение практических занятий для детей по книжно-иллюстративным выставкам».

• «Воспитание толерантности у нормально развивающихся детей как способ оптимизации процесса интеграции детей-инвалидов в социум».

В рамках спецкурса прошёл круглый стол «Детская библиотека – библиотека для особого ребёнка». В его работе приняли участие сотрудники Центра лечебной педагогики: Роман Павлович Дименштейн, председатель правления Центра лечебной педагогики, педагог Центра лечебной педагогики, и Наталья Николаевна Пронина, семейный психолог, психотерапевт; Сергей Александрович Колосков, президент Ассоциации «Даун Синдром»; Галина Борисовна Рыбчинская, главный редактор журнала «Защити меня». Гости рассказали о работе своих организаций и о своих воспитанниках. Ответили на вопросы аудитории. Разговор шёл о возможных контактах и совместной деятельности. Этот круглый стол слушатели спецкурса отметили как одно из самых интересных и полезных занятий.

В работе спецкурса приняли участие специалисты Российской государственной детской библиотеки. Вера Владимировна Милицкая, заведующая отделом эстетического воспитания РГД, провела занятие на тему «Арт-терапия: опыт работы с особыми детьми». Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук, заведующая отделом социально-психологических проблем детского чтения, в своём выступлении осветила целый ряд тем: «Особый ребёнок в библиотеках России: история проблемы», «Книги для особого ребёнка: взгляд психолога», «Коррекционно-развивающий эффект литературно-художественного творчества детей». О деятельности отдела психологической поддержки читателей рассказала его заведующая Наталья Григорьевна Малахова.

В ходе работы спецкурса у слушателей была возможность познакомиться с опытом московских библиотек, наиболее успешно работающих с «особыми читателями-детьми» и их родителями. Группу библиотекарей – слушателей спецкурса принимали детские библиотеки разных районов Москвы.

По мнению участников, обмен опытом работы – одна из самых эффективных форм повышения квалификации. 

Не меньший интерес у слушателей спецкурса вызвало выступление Ю.П.Питецкой, главного библиотекаря ЦГДБ им. А.П.Гайдара, посвящённое работе с «особыми читателями» в библиотеках Швеции. Многолетний опыт шведских библиотекарей в сфере библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья послужил основой для создания аналогичной программы в ЦГДБ им. А.П. Гайдара. «Яблочная полка» – так называется совместный проект Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара и Регионального управления Западного Гёталанда (Швеция). Все дети имеют право читать книги и чувствовать радость от чтения.

О «Яблочной полке» вы можете прочитать подробнее в материале Ю.Питецкой в этом же выпуске газеты. 

Спецкурс «Особый ребёнок в библиотеке» завершил свою работу в январе 2008 года. В дальнейшем его слушателям и всем желающим (работникам детских библиотек Москвы) будет предложена серия рабочих встреч, которые станут продолжением спецкурса. Две из них уже прошли в апреле и в сентябре 2008 года.

Обязательными составляющими каждой встречи являются:

• изучение опыта работы конкретной детской библиотеки по обслуживанию читателей-детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;

• мастер-класс, направленный на развитие мелкой моторики читателей-детей;

• блок актуальной информации по теме «Детская библиотека и дети с ограниченными возможностями здоровья»;

• презентация новых методических материалов.

Также на занятиях проходят просмотры фильмов по проблеме (в том числе фильмов, представленных на Международном кинофестивале «Кино без барьеров»).

ИЩЕМ КНИГИ, ПОМОГАЮЩИЕ ЖИТЬ

Значительная часть занятий спецкурса была посвящена изучению книжного фонда детских библиотек. Итогом этой работы стала подготовка рекомендательного указателя «Книги, помогающие жить». Каждому слушателю спецкурса было предложено разыскать книгу (художественную или документальную), один из персонажей которой (не обязательно человек) – с ограниченными возможностями здоровья. Книгу следовало прочесть, написать к ней рекомендательную аннотацию и представить её аудитории. В указатель вошла художественная и документальная проза классических и современных, отечественных и зарубежных авторов – более 50 книг, имеющих различную возрастную адресацию. Лишь немногие из них входят в круг чтения современного детского и взрослого чтения. Некоторым из этих книг присвоен статус «незаслуженно забытых». А в большинстве своём они рассредоточены во времени и пространстве и являются объектом поиска в фондах библиотек, в книжных магазинах, в Интернете.