Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2009

Питецкая Юлия

СРЕДИ читателей нашей библиотеки есть одна категория, требующая особенного внимания, – дети с ограниченными возможностями. Сделать библиотеку и чтение доступными для них – задача нового проекта библиотеки, осуществить который нам помогли коллеги из Швеции – сотрудники Регионального управления библиотек Западного Гёталанда. В марте 2008 года у меня была возможность посетить Гётеборг и изучить опыт работы шведских библиотекарей с «особенными детьми».

 

Все дети имеют право читать книги и чувствовать радость от чтения. Но не каждая книга подходит всем детям. Поэтому практически в каждой библиотеке Швеции существует «Яблочная полка» (яблоко – общепринятый символ жизни и знания): специально подобранный фонд для детей с ограниченными возможностями. Кстати, в Швеции эту группу читателей называют иначе: «дети с особенными потребностями».

Многолетний опыт шведских коллег (проект существует с 1993 года) послужил основой для создания аналогичной программы и в Гайдаровке. Конечно, наша первая «Яблочная полка» отличается от того, что нам показывали в Гётеборге. В нашей стране люди с особенными потребностями не имеют пока такого разнообразия специальных изданий и оборудования, как в Швеции, где существуют государственные программы поддержки инвалидов, и общество по-другому относится к «особенным людям».

«Буратино» на любой вкус
«Буратино» на любой вкус

Но с чего-то надо начинать… Тем более что определённый опыт работы с «особенными детьми» в нашей библиотеке уже есть.

На нашей «Яблочной полке» собраны книги с крупным шрифтом и чёткими картинками для слабовидящих детей, тактильные книжки-картинки, пособия для детей с проблемами речевого развития и с задержкой умственного развития. Недостаток специальных изданий для разных категорий «особенных детей» мы постарались восполнить самостоятельно, скомплектовав специальные наборы из книг и вспомогательных материалов (видеофильмы, аудиокассеты, пальчиковые и перчаточные куклы, развивающие игры и т.д.). Нашу «Яблочную полку» мы организовали в самом доступном месте – в центре абонемента, у фонтана. Все издания на полке помечены специальным символом – красным яблочком, а специальные разделители с чёткими надписями помогают посетителям быстро сориентироваться и найти нужное издание.

Издания для детей представлены в разделе «Читаем по-другому». В разделе «Ваш особенный ребёнок» собраны книги для родителей детей с особенными потребностями и тех, кто с ними работает (педагогов, волонтёров и т.д.). Раздел «Книги, помогающие жить» может быть полезен и взрослым, и детям. Интересно, что первая книга, взятая читателем с «Яблочной полки», была именно из этого раздела, – «Поллианна» Э.Портер.

Однако наш проект по обслуживанию детей с особенными потребностями не ограничивается только созданием специализированного фонда. Нам бы хотелось, чтобы «особенным читателям» были доступны все возможности библиотеки. Во многих библиотеках, работающих с «особенными детьми», можно выделить одну или несколько категорий читателей с особенными потребностями. Это дети с нарушениями зрения, слуха или речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой умственного и психического развития. Как городская библиотека, мы не можем позволить себе «узкую специализацию» и должны быть готовы принять любого ребёнка с любым диагнозом. Библиотека оборудована въездным пандусом и специальным лифтом. Мы организовали уголок, где есть компьютер для слабовидящих детей, специальная клавиатура и компьютерная мышь; аппарат синтеза речи и увеличительное устройство для чтения плоскопечатных книг.

Уже стали традицией праздники с элементами арт-терапии для детей с особенностями психоречевого развития. Специальные занятия проводятся библиотекарями для учащихся коррекционных школ и классов. Вместе с родителями «особенных детей» и специальными педагогами мы обсуждаем перспективы дальнейшего развития сотрудничества.

Проект делает пока только первые шаги, но у него уже появилось много друзей. С середины сентября, когда мы открыли «Яблочную полку», число читателей с особенными потребностями увеличилось почти в три раза. А нам хочется, чтобы и многие другие семьи, в которых растут «особенные дети», открыли для себя на карте Москвы ещё одно место, где им всегда рады.