Людмила Безрукова
Летний читательский чемпионат в Волгоградской областной детской библиотеке
|
ВСЕМ хорошо известно, как сложно организовать летнее чтение детей. Летние каникулы – это тёплая, солнечная свобода. Спать, гулять, играть, общаться – летних занятий не перечесть. А в библиотеку приходят наши любимые книгочеи, которые просто не умеют жить не читая, и добросовестные отличники с длинным списком «книг на лето».
Из профессиональной прессы можно почерпнуть обширную информацию об организации летних чтений. Масштабные литературные праздники, карнавалы, чтение на природе и т.д.
Наша библиотека избрала иной вариант проведения летних чтений, которые мы назвали Летним читательским чемпионатом. Главная его особенность – работа с «дикими» (по выражению Н.В.Бубекиной) читателями, или то, что в прежние времена называлось «индивидуальная работа». Нам хотелось привлечь ребят, которые традиционно летом становятся «свободными» от чтения – ведь уроки делать не надо! Важно, наконец, отметить наших лучших читателей, а ещё мы надеялись обратить внимание наших детей на хорошую, по-настоящему «классную» литературу.
Образец бланка-вопросника
Книга: Линдгрен А. Участник Летнего читательского чемпионата Школа № ________ класс __________ Фамилия ________________________ Имя ____________________________ |
Вопрос: Почему меч, которым можно победить рыцаря Като, называли «Рассекающий камень»? Ответ: _____________________________________ |
Первый Летний читательский чемпионат прошёл именно по этой схеме. Работа, связанная с его подготовкой, началась уже в январе. Из фонда библиотеки было отобрано 50 книг: лучшие книги советских и зарубежных писателей, немного жанровой литературы (фантастика) и совсем немного (больше просто не было) произведений современных авторов.
Каждая книга была прочитана (перечитана). В ходе чтения составлялись вопросы, в рабочих тетрадях сразу же фиксировались ответы – это очень ускорило подведение итогов.
К началу лета на информационных стендах библиотеки появились объявления о начале Летнего читательского чемпионата, его условиях.
Дорогие ребята! С 1 июня по 31 августа 2007 года Летний читательский чемпионат. Принять участие в нём могут все
читатели нашей библиотеки Обязательные условия конкурса: 1. Прочитать за лето не менее 9 книг по личному выбору. 2. Ответить на 3 вопроса по 3 книгам (на выбор). Дополнительные условия конкурса: 1. Составить отзыв на любую прочитанную книгу. 2. Нарисовать эмблему библиотеки. Победителей ждут награды: Первый приз – сотовый телефон. Поощрительные призы – энциклопедии издательства «Аванта+». |
А уже с 1 июня на абонементе книжные выставки предлагали читателям книги с вопросами.
В первом Летнем читательском чемпионате – 2007 приняло участие 47 человек – учащиеся 5–11-х классов. Мы получили 138 ответов, касающихся содержания книг. Некоторые ребята ответили на 9, 11, 15, 19 вопросов. При этом мы увидели ещё и замечательные отзывы на книги, которые красочно представили на информационном стенде «Место встречи – библиотека». Нас удивило и позабавило то обстоятельство, что книгой – победителем чемпионата стала книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Второй Летний читательский чемпионат – 2008 совпал с массированным насыщением фондов библиотеки новой литературой. Книги шли потоком, мы не успевали их прочитывать, но радовались: пришло наконец время новой детской литературы. На книжных полках появились произведения Е.Мурашовой, А.Иванова, С.Востокова, Д.Пеннака, Мари-Од Мюррай , К.Патерсон, А.Тор, Л.Улицкой, Ф.Адры, А.Кофмана, А.Кутерницкого, М.Турнье, Л.Уалдера и др. Это были и радость, и испуг «несварения» такого объёма. (Кстати, большое спасибо газете «Библиотека в школе», которая все эти годы помогала нам сориентироваться.)
Таким образом, в выборе темы летних чтений этого года затруднений у нас не было. Это «Новая детская литература» или «Книги 21 века». Затруднения были в невозможности прочесть всё, что поступило.
Сегодня в нашей библиотеке жесточайший кадровый кризис. Поэтому в подготовке Летнего читательского чемпионата – 2008 принял участие весь коллектив Волгоградской областной библиотеки – от заместителя директора до работников отдела комплектования и библиографов. И конечно работали сотрудники абонемента.
Отобрали 41 книгу, составили вопросы и усложнили условия. В числе обязательных заданий было самостоятельное составление вопросов по рассказам любых писателей. (Эта работа, которую должны были проделать читатели, ляжет в основу Летнего читательского чемпионата – 2009; забегая вперёд, скажу, что эта часть конкурса стала особенно популярной.)
За две недели до начала лета на информационных стендах были размещены плакаты с информацией.
Дорогие ребята! С 1 июня по 31 августа 2008 года в нашей библиотеке пройдёт 2-й Летний читательский чемпионат, в котором могут принять участие ВСЕ читатели библиотеки. Условия конкурса (обязательные): • прочитать за лето как можно больше книг; • ответить на вопросы по книгам под рубрикой «Летний читательский чемпионат – 2008»; • составить отзыв о любой прочитанной книге; • придумать два вопроса для участников Летнего читательского чемпионата – 2009 по двум произведениям на выбор Дополнительные условия конкурса: • сочинить «Оду детской библиотеке»; • придумать библиотечный слоган (плакат, лозунг, призыв к чтению и т.д.). Подведение итогов Участвуйте! Читайте! Победителей ждут ЦЕННЫЕ ПРИЗЫ и
подарки |
За лето участники Летнего читательского чемпионата прочитали в сумме 196 конкурсных книг и 426 рассказов.
Книгой-победительницей (её прочитали 15 человек) стала сказка Л.Улицкой «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь». На втором месте неординарная, сложная повесть Е.Мурашовой «Класс коррекции» (13 человек). Завершает список блистательная, искромётная книга М.Турнье «Пятница, или Дикая жизнь» (11 человек).
В этом году в лидерах русская литература!
Рассказы ребята читали охотно, и были прочитаны произведения 97 авторов. Среди них лидирует один из самых любимых детских писателей – Виктор Драгунский. Составлены вопросы по 37 его рассказам. По 20 и более вопросов придуманы по рассказам А.Платонова (24), В.Солоухина (24), И.Пивоваровой (22), Ю.Сотника (20), В.Шукшина (20), В.Голявкина (20). Радует, что читатели не обошли вниманием волгоградских писателей. Подготовлены вопросы по книге С.Синякина «Сталинградские зёрнышки» и Ю.Войтова «Царицынские байки».
Помимо этого, в ходе Летнего читательского чемпионата ребята написали четыре «Оды областной детской библиотеке», придумали библиотечный слоган, проиллюстрировали любимые произведения и написали о них отзывы. Собранный материал лёг в основу книжно-иллюстративной выставки «Итоги Летнего читательского чемпионата – 2008».
Подведение его итогов прошло в начале учебного года. Ребята были приглашены в читальный зал, участвовали в литературных играх и получили памятные призы и грамоты.
По итогам Летнего читательского чемпионата весной этого года Волгоградской областной детской библиотекой был выпущен методико-практический материал «Летний читательский чемпионат», что послужило толчком к проведению подобных мероприятий в детских библиотеках области.
По отзывам сотрудников районных и сельских детских библиотек, проведение Летнего чемпионата стимулирует творческий азарт самих библиотекарей: «… интересно читать и перечитывать в таком количестве хорошие детские книги, придумывать заковыристые вопросы и получать замечательные, искренние, трогательные, а иногда не по-детски мудрые ответы».
МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Летний читательский чемпионат – это долговременная, комплексная форма работы, основными целями и задачами которой являются:
• поддержка чтения и читательской культуры детей и подростков,
• формирование у современных читателей любви к книге и потребности в чтении,
• приобщение детей и подростков к лучшим образцам художественной литературы,
• стимулирование чтения детей в летний период,
• привлечение новых читателей в библиотеку,
• повышение авторитета, имиджа библиотеки.
Основные этапы подготовки и
проведения
Летнего читательского чемпионата
I. Подготовительный этап (2–3 месяца) включает:
• разработку Положения, условий и номинаций чемпионата (приложение 1);
• определение количества призов и памятных сувениров, поиск источников финансирования мероприятия;
• отбор книг, которые будут предложены участникам мероприятия (не менее 40–50 названий);
• составление вопросов (3–4 и более) к каждой книге, их распечатка на специальных вкладышах.
II. Собственно чемпионат, который длится три летних месяца; всё это время его участники читают представленные на специальных выставках книги, отвечают на вопросы к ним (письменно, приложение 2), выполняют другие условия этого своеобразного читательского марафона.
III. Заключительный этап предполагает:
• анализ читательских работ;
• определение лидера чемпионата и победителей в разных номинациях;
• заключительное мероприятие в форме театрализованного представления или литературной игры, когда объявляются победители и вручаются призы.
Информационное сопровождение
Летнего читательского чемпионата
За две недели до начала чемпионата в школы, клубы, СМИ передается информация о предстоящем мероприятии, его сроках, условиях и – по возможности – о призах и наградах победителям. Сам ход читательского марафона желательно освещать на специальном информационном стенде («читательском форуме»), где можно представить отклики, мнения о книгах, авторах, библиотеке и, конечно, Чемпионате. Здесь же обязательно должны быть итоговая информация с именами победителей и наиболее интересные читательские работы.
Отдельные рекомендации по проведению
Летнего читательского чемпионата
Данное мероприятие требует очень серьёзной подготовки. Достаточно сказать, что организаторам и членам жюри необходимо будет перечитать (или прочитать впервые) все книги, представленные на чемпионате. Особо следует остановиться на вопросах к произведениям: они должны быть корректно составлены, и в то же время требуется, чтобы на них можно было ответить, только внимательно прочитав и осмыслив всю книгу.
Для удобства работы при подведении итогов уместно при подготовке вопросов в рабочих записях буквально зафиксировать ответы на них или указать нужные страницы в текстах книг.
Очень важно наглядное сопровождение мероприятия. Это, прежде всего, книжные выставки с литературой, представленной на чемпионате, но не только. Здесь же могут демонстрироваться другие произведения, в том числе научно-познавательная литература.
Примерные темы таких выставок
• Лето книжное, будь со мной.
• Книга в летнем рюкзаке.
• Хотите, читайте сами, но интереснее с нами.
• Мы лето с книжкой проведём.
• Летнее солнце на книжной странице.
• Лето: время читать.
Не менее важен этап анализа читательских работ. Однако он не потребует очень много времени, если подготовка мероприятия была проведена на должном уровне. Разумеется, для подведения итогов уместно привлечь наиболее квалифицированных работников библиотеки.
И конечно, понятно, что победителями Летнего читательского чемпионата станут лучшие читатели библиотеки. Замечательно то, что они будут вознаграждены. Но очень важно отметить и поощрить тех, кто именно этим летом впервые показал читательский характер. Пусть их будут ждать памятные дипломы «Книгочей», грамоты, небольшие сувениры – сегодня читателя надо поощрять!
На подведение итогов Летнего читательского чемпионата желательно пригласить как можно больше его участников. Если есть возможность – всех. И если на этой встрече будет проводиться литературная игра, то следует предусмотреть дополнительные призы и сувениры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Летний читательский чемпионат может стать традиционным, ежегодно повторяющимся мероприятием. Естественно, с изменённым книжным наполнением. Можно провести летние чтения по новинкам детской литературы – сейчас их особенно много. Можно – по книгам различных жанров, вплоть до рассказов. Очень интересны тематические направления. Наконец, можно попробовать наполнить летние чтения отраслевой литературой. Одним словом, хорошая детская литература неисчерпаема и даёт варианты на много лет вперёд.
Приложение 1
Примерное положение
о Летнем читательском чемпионате
Учредители конкурса: Комитет по культуре администрации Волгоградской области; ГУК «Волгоградская областная детская библиотека».
Цели и задачи конкурса
• Поддержка чтения и формирование читательской культуры детей и подростков.
• Воспитание у современных читателей любви к книге и потребности в чтении.
• Приобщение читателей к лучшим образцам художественной литературы.
• Привлечение новых читателей в библиотеку.
• Создание положительного имиджа библиотеки.
В конкурсе могут принять участие все читатели библиотеки.
Условия участия в конкурсе
Обязательно:
• прочитать за лето не менее 9 книг (из прилагаемого списка);
• ответить на 4 специальных вопроса по 4 прочитанным книгам (на выбор).
Дополнительно:
• составить отзыв о любой прочитанной книге;
• нарисовать эмблему библиотеки.
Критерии оценки
• Знание содержания прочитанного произведения.
• Грамотность.
• Хороший стиль, оригинальность.
• Индивидуальность.
• Количество прочитанных за лето книг.
Чемпионат проводится с 1 июня по 31 августа.
Определять лидера чемпионата и победителей будет конкурсное жюри.
Подведение итогов состоится 7 сентября, накануне Международного дня распространения грамотности.
Приложение 2
Варианты вопросов к книгам,
представленным
на Летнем читательском чемпионате
Вопрос | Ответ |
Алексин А. Мой брат играет на кларнете | Что сделала Женя, чтобы предотвратить «смертельную угрозу», нависшую над братом? |
Бронте Ш. Джейн Эйр | Почему было прервано бракосочетание Джейн и мистера Рочестера? |
Булгаков М. Мастер и Маргарита | Какие цветы несла в руках Маргарита в тот день, когда встретила Мастера? |
Бернетт Ф. Маленькая принцесса | Как распорядилась Сара монеткой, найденной на улице? |
Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан | Одна из последних глав книги называется «С.В.». Что это означает? |
Войнич Э. Овод | Почему Артуру не удалось совершить побег из тюрьмы? |
Волков А. Волшебник Изумрудного города | Как звали Стража Ворот Изумрудного города? |
Гайдар А. Тимур и его команда | Что увидела Женя на чердаке сарая своей дачи? |
Грин А. Бегущая по волнам | Какова судьба судна «Бегущая по волнам»? |
Губарев В. Трое на острове | В чём заключалось волшебство платка? |
Дефо Д. Робинзон Крузо | «У меня вообще не было ничего, кроме…» Что было с собой у Робинзона Крузо, когда он попал на необитаемый остров? |
Дойль А. Собака Баскервилей | Какую роль в раскрытии преступления сыграл один из фамильных портретов Баскервилей? |
Ильина Е. Четвёртая высота | Как Гуля воспитывала характер у своих подопечных октябрят? |
Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями | Почему Нильс стал первым человеком, которого взяли в свою стаю дикие гуси? |
Лем С. Солярис | Когда Крис Кельвин впервые ступил на поверхность Соляриса? |
Линдгрен А. Мио, мой Мио | Кто такие «заколдованные птицы»? |
Обручев В. Земля Санникова | Почему не состоялась новая экспедиция на Землю Санникова? |
Олеша Ю. Три толстяка | Почему кукла наследника Тутти так похожа на девочку Суок из бродячего цирка? |
Пеннак Д. Глаз волка | Почему «погасла» Блёстка? |
Приставкин А. Ночевала тучка золотая | Куда хотел проникнуть каждый из детдомовцев? |
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль | Какого цвета была одежда у Гаргантюа? |
Рид М. Всадник без головы | Как были помечены пули Кассия Колхауна и для чего? |
Ролинг Д. Гарри Поттер и философский камень | Как звали собаку Хагрида? |
Рони Ж. Борьба за огонь | Кто принёс огонь в племя уламров? |
Рыбаков А. Кортик | Какие изображения были на кортике? |
Семёнова М. Волкодав | Что подарил мастер Крапива Кнесинке перед её отъездом из Галирада? |
Стивенсон Р. Остров сокровищ | Кому принадлежит поговорка «Мёртвые не кусаются»? |
Стругацкие А. и Б. Трудно быть Богом | Что обещал Румата Кире? |
Твен М. Принц и нищий | Какая английская королева появляется на страницах книги, будучи девочкой? |
Толкиен Д. Хоббит | Каким образом Бильбо освободил гномов из эльфийского плена? |
Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо | Как хозяин Бима попал в больницу? |
Уайльд О. Кентервильское привидение | Сколько лет не спал бедный призрак? |
Уайльд О. Портрет Дориана Грея | На каком спектакле Дориан Грей впервые увидел Сибилу? |
Успенский Э. Вниз по волшебной реке | Кого царь Макар «поставил на царство» после себя? |
Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | За что Коля прозвал Фильку Санчо Панса? |
Чарская Л. Соперницы | Как звали дочку главного героя? |
Шекспир В. Гамлет | О чём просил Призрак Гамлета касательно его матери? |
Шмидт А. Мурли | Как звали редакционного кота? |