Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Лариса Плетнёва, Юлия Симонова

Осваиваем тему вместе

Лариса Викторовна
Плетнёва
медицинский психолог
кабинета профилактики
поликлиники № 1
г. Вологды

Юлия Александровна
Симонова

зав. отделом
библиотечных
инноваций ОДБ
г. Вологды

В ПОСЛЕДНЕЕ время много говорится о здоровье нации, и это не случайно. Трудно представить себе человека, который не хотел бы быть здоровым. Личный и общественный интерес к проблеме понятен, ведь здоровье – важный показатель общественного развития, определяющий экономический, трудовой, демографический, культурный и духовный потенциал общества и страны в целом.

Особенно беспокоит здоровье наших детей. Ведь ребёнок должен быть не только здоровым сам: нужно, чтобы в будущем он и детей своих вырастил здоровыми. Это значит, что сохранение здоровья – одна из самых важных социальных задач. Понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психологическое и социальное благополучие человека. Следовательно, не только непосредственные меры по укреплению организма, но и весь образ жизни человека – гарантия долголетней, продуктивной, здоровой жизни!

Сегодня большинство библиотек проводят различные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни. Не отстаём и мы. Проводим работу с различными категориями читателей, касающуюся вопросов здоровья человека и профилактики вредных привычек.

В 2008 г. в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты областной детской библиотеки совместно с медицинскими психологами организовали три выездных семинара «Здоровье как личностный ресурс». Семинары были пока проведены для руководителей и сотрудников детских библиотек, работников социальных и медицинских служб Харовского, Междуреченского, Грязовецкого районов Вологодской области. Участники семинара познакомились с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсудили влияние питания и физической активности на здоровье человека, узнали о факторах риска развития неинфекционных заболеваний.

Завершались встречи занятием с элементами тренинга «Формирование физического и психического здоровья».

Ход занятия

1. Знакомство. Можно использовать любое упражнение на знакомство, например «Баранья голова», когда каждый участник должен назвать не только своё имя, но и имена тех, кто представился раньше (выполняется, например, по кругу). Данное упражнение «разогревает» группу и помогает запомнить друг друга по именам. Затем даётся задание определить, с каким образом или символом ассоциируется понятие «здоровье», и написать или нарисовать это на бейджике. Каждый участник рассказывает о том, что он изобразил.

2. После знакомства медицинские специалисты проводят лекции, обязательно общаясь с участниками тренинга (получая обратную связь). Темы выступлений следующие: «Здоровье физическое, психическое, социальное – основа благополучия человека», «Влияние питания на здоровье человека», «Профилактика хронических стрессовых состояний», «Синдром психоэмоционального выгорания, его профилактика».

Семинар в Грязовецком районе
Семинар в Грязовецком районе

3. Участники получают творческое задание: создать коллаж-рекламу, используя вырезки из иллюстрированных журналов. Участники делятся на три группы. Первой группе даётся задание создать рекламу по физическому аспекту здоровья (спорт, питание, закаливание, массаж); второй – по психологическому аспекту (эмоции, чувства, настроение); третьей – по социальному компоненту (семья, быт, отдых, финансы). Это можно сделать разными способами: рисовать; делать аппликации, используя старые журналы; просто собрать в коллаж вырезки из журналов, «рекламирующие» здоровый образ жизни. Затем идёт представление творческого проекта каждой группы.

4. Далее следует небольшая дискуссия. Ведущий задаёт вопрос: «Какой аспект здоровья, по-вашему, наиболее важен?» В ходе дискуссии присутствующие приходят к общему мнению, что, только уделяя внимание каждому аспекту здоровья, можно получить наилучший результат. Таким образом формируется понятие «здоровый образ жизни» и вырабатывается комплексный подход к здоровью.

5. В конце занятия участники тренинга садятся в круг, принимают удобное положение. Включается специально подобранная музыка для релаксации (звуки природы с наложенной мелодией), ведущий читает текст любой медитативной сказки (у нас это сказки Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой). Главное назначение медитативной сказки – создание положительного образа ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА и снятие психоэмоционального напряжения, а также закрепление установки на дальнейшее личностное развитие.

Мы увидели, что людям не хватает профессиональных, медицинских, научных знаний. Самое главное, чтобы эти знания преподносились доступным языком. Участники пришли к общему выводу, что только комплексный подход к здоровью сделает человеческую жизнь наиболее полной, радостной и успешной и что при этом только сам человек делает выбор и несёт за него ответственность.

По отзывам участников, мы отметили следующие особенности наших семинаров:

1. Такое мероприятие позволяет создать творческую, неформальную обстановку, что способствует большей открытости людей и готовности к общению.

2. Разнообразные формы работы (дискуссия, беседа, мозговой штурм) способствуют более полному и доступному изложению и усвоению информации.

3. Творческое задание позволяет проявить фантазию, знания, умение работать в «команде», а также представить тему обсуждения в наглядной и необычной форме.

4. Умение расслабляться необходимо для сохранения здоровья человека. Очень важно то, что через сказочную обстановку можно мягко, чутко и бережно научить чувствовать своё тело, дыхание, создавать целительные и радостные образы здорового человека.

Семинар в Междуречье
Семинар в Междуречье

5. Новые знания, полученные на семинаре, библиотекари, педагоги, социальные работники будут использовать в своей ежедневной работе с детьми и подростками.

Занятия семинара хороши тем, что их можно адаптировать, модифицировать в зависимости от возрастной и профессиональной категории, а также темы и поставленной задачи. Такие мероприятия в Вологодской областной детской библиотеке проводятся с 2007 г. Совместная деятельность библиотекарей и медицинских работников помогает сформировать понятие комплексного подхода к здоровью.

Кроме того, для читателей подросткового возраста разработан обучающий тренинг «Я и моё здоровье». Занятия по заявкам школ города проводят специалист по гигиеническому воспитанию, психолог и сотрудники библиотеки. В дальнейшем подобные мероприятия планируем проводить в детских библиотеках области.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет - магазина «Relax-Market». Если Вы хотите по выгодной цене купить массажный стол в Москве, то предложение интернет - магазина «Relax-Market» для Вас. Удобный рубрикатор сайта интернет - магазина, помощь онлайн - консультанта, подробное описание и фотографии внешнего вида всех представленных товаров, позволят заказать модель массажного стола, максимально удовлетворяющего Вас по своим характеристикам. Интернет - магазин «Relax-Market» располагается по адресу http://Relax-Market.ru