Ольга Маркевич
Игра-соревнование как стратегия создания единого читательского пространства
Эта разработка – практически
готовый материал для тех, кто не хочет по каким-то
причинам сам изобретать велосипед, и отправная
точка, повод для самостоятельной работы для тех,
кто не любит использовать готовые рецепты. И хотя
мы все в редакции дружно не согласились с автором
в том, что соревнование должно вестись по
количеству прочитанных страниц, тем не менее
публикуем материал без изменений. А вы,
профессионалы, будете решать для себя сами,
является ли объём чтения показателем того, что
человек действительно становится ЧИТАТЕЛЕМ...
Или, может быть, такое соревнование провоцирует
читать по диагонали, просто чтобы набрать очки?
Если автор игры или вы, наши читатели, готовы
обсудить этот вопрос на наших страницах,
предложить другие критерии для соревнования или
рассказать, как у вас прошла подобная игра и что
показала, – милости просим. Это будет
интересно всем.
|
УЧИТЕЛЯ начальной школы стоят у истоков рождения квалифицированного читателя и несут особую ответственность за привитие интереса к книге и чтению на раннем этапе читательского развития. Многие педагоги вполне осознают необходимость укрепления читательской среды ребёнка за счёт объединения усилий семьи, школы, библиотеки, развития свободного чтения детей, поиска оптимальных способов организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников, связанной с приобщением к чтению.
В данной статье предлагается технология проведения игры-соревнования «Читаем вместе» как стратегии создания единого читательского пространства для поддержки и развития интереса к чтению на раннем этапе читательского развития. Игра разработана автором статьи на основе науки о формировании ребёнка-читателя и опыта зарубежных педагогов в области организации детского чтения, адаптированного к российским условиям. Игра была апробирована в одной из школ Вологды и доказала свою эффективность. Сегодня технология игры-соревнования активно используется педагогами и библиотекарями Вологодской области.
Цель игры: организация свободного чтения детей младшего школьного возраста таким образом, чтобы весь класс был вовлечён в читательскую деятельность, основанную на принципах коллективизма, с одной стороны, и личностного развития каждого ребёнка-читателя – с другой. Игра способствует укреплению читательской среды ребёнка, что выражается в поддержке атмосферы внимания и уважения к книге и её читателям всеми социальными институтами, причастными к детскому чтению. Общение и взаимодействие ребёнка и взрослых – родителей, учителя, библиотекаря – становится ведущим фактором в процессе читательского развития младшего школьника.
Проводить игру «Читаем вместе» можно начиная со 2-го класса (и продолжить в 3-м и 4-м классах). Она рассчитана на весь учебный год и включает в себя несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится анкетирование детей и их родителей: выявляются читательские интересы детей, наиболее авторитетные руководители детского чтения, отношение родителей к семейному чтению и т.д. Итоги анкетирования озвучиваются на родительском собрании, посвящённом роли чтения и грамотности. Учитель и библиотекарь помогают родителям осознать всю серьёзность проблемы детского чтения и убеждают взять на себя некоторую долю ответственности за результат предстоящей совместной работы.
На вводном этапе (последняя неделя сентября) вместе с родителями готовится и проводится выставка-презентация «Моя любимая книга». Цель выставки: привлечение к читательской деятельности ребёнка родителей и других родственников, организация обмена читательскими впечатлениями. Родители или другие члены семьи, которым ребёнок доверяет, приносят каждый свою книгу и представляют её в классе в свободной форме (рассказ, инсценировка эпизодов, иллюстрирование обложки и т.д.). Необходимо заранее выявить четыре-пять выигрышных выступлений и на их основе выстроить сценарий выставки-презентации. Например, открывать выставку может бабушка, в судьбе которой книга сыграла особую роль, и её внук. Продолжить могут папа и сын, брат и старшая сестра и т.д. На выставку-презентацию можно пригласить людей, непосредственно связанных с созданием книги (детского писателя, работника типографии, иллюстратора детской книги и т. д.).
Основной этап (с октября по апрель) включает в себя собственно чтение. Класс делится на группы из пяти человек. Каждой группе предстоит ежемесячно прочитывать произведения одного из намеченных блоков: 1. Сказки. Сказочные повести. 2. Юмористические произведения. 3. Произведения зарубежных авторов. 4. Русская классическая литература – детям. 5. Научно-познавательная литература. 6. Произведения какого-либо писателя-юбиляра.
Детям сообщается, что в течение месяца можно читать не только книги, относящиеся к этим блокам, но и любые другие, а также хорошие детские журналы, например: «Детское чтение для сердца и разума», «Читайка», «Муравейник». Представленные блоки были составлены с учётом интересов детей, выявленных в ходе анкетирования. Содержание блоков и их тематика могут быть любыми.
В блоки должны войти лучшие образцы детской литературы во всем её тематическом, жанровом и эмоциональном многообразии. Среди предложенных произведений, возможно, окажутся такие, которые затронут душу ребёнка и изменят его отношение к чтению.
По прошествии месяца читательские группы детей меняются блоками, и в последнюю пятницу месяца подводятся итоги – устанавливается личное и коллективное первенство по количеству прочитанных страниц. В подведении промежуточных итогов в разнообразных формах принимают участие: библиотекарь той библиотеки (школьной, детской, семейного типа и т.д.), с которой сотрудничают учитель и класс; учитель-словесник; члены родительского комитета; талантливые читатели из числа старшеклассников и другие заинтересованные лица. Необходимо продумать систему поощрений победителей и лучших читателей. Можно вручать, например, грамоты с визой директора школы или сертификаты для покупки книг на определённую сумму.
Главным помощником учителя в ходе игры становится лидер чтения в группе, избранный из числа лучших читателей класса. Он отвечает за организацию читательской деятельности в своей группе, за сбор информации о количестве прочитанных страниц в течение недели и месяца каждым членом группы и группой в целом, поддерживает читательский интерес слабых читателей. Лидер может меняться в зависимости от результатов чтения.
Ключевую роль играет читательский дневник, который помогают вести родители. В нём ежедневно фиксируются сведения о читательской деятельности ребёнка по заданной схеме: число, автор, название произведения, количество прочитанных страниц. Совместное чтение в семье поддерживается и поощряется: учитываются и те страницы, что прочитаны родителями для ребёнка вслух, но делается специальная помета. Для контроля качества чтения еженедельно ребёнок с помощью родителей пишет отзыв об одном из прочитанных произведений. Такой подход стимулирует чтение и обсуждение книг в семье.
На заключительном этапе подводятся итоги игры-соревнования и обозначаются перспективы читательской деятельности младших школьников на следующий год. Главное мероприятие учебного года – «Праздник читателей» желательно приурочить к 23 апреля – Международному дню книги и авторского права. Цель праздника – не только подвести итоги и подчеркнуть суть чтения как занятия радостного, приносящего удовольствие, но и дать возможность почувствовать причастность к читательской гвардии, помочь каждому ребёнку-читателю оценить степень своего читательского развития. Достижения читателей могут быть отражены на специально изготовленных медалях в краткой словесной формуле.
К «Празднику читателей», на который приглашаются родители, библиотекарь и другие гости, ребята готовятся по группам. Каждая группа разрабатывает задания, ориентируясь на произведения из блоков, и предлагает эти задания для выполнения товарищам. Например, одна группа может составить викторину по произведениям писателя-юбиляра, другая – придумать и нарисовать костюмы и декорации для театральных представлений по произведениям А.С.Пушкина или Х.К.Андерсена.
В течение всего года в ходе игры дети могут заниматься проектной деятельностью или коллективным творческим делом (КТД), например оформлением «Забор-газеты» – своеобразного экрана чтения, и представить результаты на заключительном этапе игры.
Хотя в ней присутствует элемент соревнования, соперничества, необходимо побудить ребят к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений – рефлексии. В этом поможет технология «портфель».
На заключительном этапе проводится итоговое анкетирование детей и родителей с целью выявления мотивации обращения ребёнка к книге, определения степени удовлетворённости от проделанной работы детей и родителей, выяснения неразрешённых проблем и т.д. Итоги анкетирования подводятся на родительском собрании, здесь же рассматривается проблема организации летнего чтения детей. Целесообразно предложить не только список летнего чтения, но и задание в игровой форме, привлекающее детей к активному чтению.
Модель игры-соревнования «Читаем вместе» можно признать универсальной, поскольку творчески мыслящий учитель или библиотекарь способен изменить любую структурную составляющую: внести новое содержание в блоки, включить новые формы и методы работы с читателем, обратиться к другим диагностическим методикам, по-своему организовать читательскую деятельность младших школьников.
Статья подготовлена при поддержке компании «BAON». Магазин стильной женской одежды должен постоянно развиваться, а также следить за модой. Если вы решили повысить продажи своего магазина, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Baon.Ru. Перейдя по ссылке: «женская одежда оптом», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о программе сотрудничества с компанией «BAON». В компании «BAON» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.