Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Наталия Сняткова

Наталия Владимировна Сняткова
заведующая библиотекой
Харовской средней
общеобразовательной
школы № 3, г. Харовск,
Харовский район,
Вологодская обл.

Я СЧИТАЮ национальной трагедией, что в конце ХХ века в России нарушилась связь времён. На молодое поколение, на неокрепшие души обрушилась массовая культура, не имеющая под собой исторических и национальных корней. Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Необходимо помочь ему познать мир через прикосновение к творческому и духовному наследию, и начинать это лучше через знакомство с тем, что близко и понятно. Поэтому я решила познакомить детей с литературным наследием Вологодчины и творчеством земляков более детально.

Писатель-земляк Василий Иванович Белов сказал: «Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас». Что могла дать Белову его родная, ничем не приметная Тимониха?

Родина Белова – это не только его Тимониха, это и весь наш Север с его былинами и сказками, с его стихами и рассказами об этой земле и людях, живущих на ней.

Эта земля родила Николая Рубцова и Константина Батюшкова, Сергея Орлова и Александра Яшина, Владимира Гиляровского и Павла Засодимского, Владимира Тендрякова и Анатолия Петухова… Здесь сложился могучий творческий, духовный центр.

Изучением творческого наследия малой родины я занималась, ещё работая в нашем историко-художественном музее.

Павел Засодимский
Павел Засодимский

Там мы подготовили районную конференцию «Раздумья на родине», посвящённую творчеству писателя-земляка Василия Белова, и литературные чтения: «И душой проникая в чужую судьбу», «Душа хранит», «Путник на краю» – к юбилею поэта Николая Рубцова. Исследовательские работы, представленные на конференции, и литературные чтения были актуальны и вызвали неподдельный интерес к творчеству великих мастеров слова. Успех был очевиден. Такие мероприятия проводили неоднократно. Не только в музее, но и в Центре дополнительного образования, в Харовской средней общеобразовательной школе № 3, с учащимися профессионального училища, с взрослым населением города. Всё это и заставило меня начать заниматься с учащимися школы № 3, где я работаю, изучением литературного наследия Вологодчины.

Наша школа является базовой по изучению литературного наследия области, имеет богатый материал по творчеству писателей, поэтов Вологодчины. В школе оформлена обширная литературная экспозиция, где представлено творчество писателей земли Вологодской.

Я составила программу, целью которой является гармоничное развитие школьников во внеурочное время. Определены также задачи и этапы её реализации.

Программа «Литературное краеведение»

Пояснительная записка

Моя задача – помочь учащимся почувствовать себя исследователями, научиться постигать и осваивать новую информацию, самим включиться в социально-культурное творчество. Занимаясь литературным краеведением, учащиеся приобретают знания, умения, навыки, которые пригодятся им в жизни, а также знакомятся с такими понятиями как «связь времён», «наследие».

Цель и задачи программы заключаются в стимулировании и повышении интереса к творчеству земляков, в расширении кругозора, включении в познавательную деятельность, воспитании гражданской позиции. Программа рассчитана на 6–8-е классы.

Направленность программы: изучение творческого наследия малой родины и поддержание интереса к творчеству уже знакомых по школьной программе писателей Вологодчины. Приоритет отдаётся творчеству, самообразованию учащихся. Дифференцированный подход и учёт возрастных особенностей обязателен.

На проводимых занятиях должна быть атмосфера сотрудничества и сотворчества. Занятия проводятся в форме экскурсий, встреч, бесед.

Результатом нашей работы будет участие в конкурсах, конференциях, литературно-познавательных викторинах, в школьных радиопередачах.

Дополнительное знакомство с литературным творчеством своих земляков даёт достаточное представление о духовных ценностях нашего региона.

Через литературное краеведение я стараюсь решать следующие задачи:

- развитие потребности учеников в изучении своих корней;

- воспитание патриотизма, гражданской позиции;

- воспитание уважения к памяти прошлого и традициям своего народа;

- воспитание уважения к творчеству писателей и поэтов, подаривших нам уникальную возможность, читая их произведения, проникаться особым духом любви к своей малой родине, к России и преданности им;

- интеллектуальное и духовное развитие личности;

- формирование правильного восприятия литературного наследия;

- получение знаний об основных видах и жанрах литературы, умение отличать литературное произведение от народного творчества.

Тематическое планирование по программе
«Литературное краеведение»

Тема Тип занятия Кол-во часов Краткое описание Результаты занятий
(комментарии)
1 Вводное занятие Беседа-диалог 2 Роль литературы в культурной жизни Вологодского края. Образ Вологодчины в произведениях литературы Любительское и профессиональное занятие литературой: сходство и различия
2 Экскурсия по школьному литературному музею Экскурсия 2 Общее знакомство с жизненным и творческим путём поэтов и писателей Вологодчины Конкурс на лучшее знание творчества писателей-земляков
3 Экскурсия в библиотеку Экскурсия 2 Обзор литературы харовских и вологодских поэтов и писателей Умение пользоваться систематическим и алфавитным каталогами
4 Устное народное творчество. Сказки Вологодского края. Несказочная народная проза Беседа; познавательно-образовательная викторина 8 Малые жанры фольклора Волгодчины. В.И.Белов. Искусство народного слова (по книге «Лад»); «Дивлюсь народной речи!..» А.Романов; варианты одного сказочного сюжета. Несказочная народная проза. Соотношение содержания преданий и легенд с исторической правдой Загадка, прибаутка, поговорка, песня; легенда, предание. Сказки Вологодского края из сборника А.Н.Афанасьева. Наблюдения над лексическим составом произведений малых жанров. Вологодский говор. Проба пера в малых жанрах
5 Литературные сказки в переводе и обработке Р.А.Балакшина, А.А.Брянчанинова Познавательно-образовательная беседа по сказкам «Знахарь», «Белая уточка» 4 Языковой анализ текста; ответы на вопросы Конкурс «Сочиняем сказку сами»
6 П.В.Засодимский. Краткие сведения о писателе Беседа-диалог + практическое занятие 2 Отличие литературной сказки от народной. Черты мифов и народных сказок в произведениях П.В.Засодимского Подготовка страницы устного журнала о П.В.Засодимском
7 Встреча с поэтическими династиями Беседа-диалог 3 Определение своего круга чтения (любимые произведения) Конкурс иллюстраций к любимым произведениям
8 Произведения о родине и родной природе. Поэты-харовчане Встречи с поэтами 6 Проба пера Создание сборника стихов собственного сочинения
9 В художественном мире стихотворений. Пейзажная лирика Анализ стихов 4 Стихи вологодских поэтов о природе. Ф.П.Савинова – «Родное», О.А.Фокина – «Простые звуки родины моей…» Анализ стихов собственного сочинения
10 Забытые имена в литературе. Общее знакомство с творчеством А.Медведской; М.Сопина Беседа-диалог с просмотром документальных материалов 4 Автобиографическая повесть «Тихие омуты», рассказы и стихи А.Б.Медведской, просмотр фильма; стихи поэта М.Сопина Проба пера. Мини-сочинения на тему «Судьба и творчество неразделимы»
11 Вологжанка в судьбе Ивана Бунина Рассказ о неизвестном факте из жизни И.Бунина 2 Краткий биографический очерк с использованием материалов В.Кунова Сбор материалов о творчестве харовчан
12 Экскурсия на родину В.И.Белова Экскурсия-обзор 8 Знакомство с биографией, творчеством и малой родиной писателя-земляка Составление литературного плана-маршрута «По дорогам к малой родине В.Белова»
13 Встреча с писателем-вологжанином С.П.Багровым Беседа-диалог. Выезд на малую родину писателя 4 Рассказ писателя-вологжанина о творческом пути в литературе, о произведениях Чтение и анализ рассказов
14 Экскурсия в музей Н.Рубцова (г. Вологда) Обзорная экскурсия 8 Накопление материалов по творчеству Н.Рубцова Мини-сочинение в форме отзыва
15 Наша гордость и боль. Стихи поэтов Вологодчины о войне Беседа-диалог. Рассказ о поэтах Вологодчины – участниках Великой Отечественной войны 6 О фронтовых судьбах С.С.Орлова, А.Я.Яшина, Ю.М. Леднёва и их отражение в поэзии Подготовка устного журнала по стихам поэтов–вологжан
16 Экскурсия-встреча с Т.Л.Петуховой Беседа-диалог 5 Стихи для детей и о детях Подготовка познавательно-образовательной беседы для 1–4-х классов
17 Завершающее занятие. Подведение итогов   2 Анализ работы кружка  

Литература в данной программе рассматривается как часть русской культуры, которая со временем развивается дальше.

В своей работе мысленно следую изречению Сократа: «Не насиловать душу ребёнка, а вести его за собой». Использую местный материал, связанный с творчеством поэтов, писателей, художников, которые живут среди нас и дают учащимся пример любви к своей малой родине. Мы поддерживаем связь с историко-художественным музеем, с районной и детской библиотеками, с клубом «Созвучие».

Хотя мы ещё только начинаем большую работу по изучению литературного наследия земляков, но уже имеем видимые результаты. Объектом нашего исследования являются произведения как местных авторов, так и авторов, чьё творчество связано вообще с Вологодской землёй. Кроме этого, акцент делается и на более детальном знакомстве с произведениями устного народного творчества своего края. На одном из сентябрьских занятий кружка мы знакомились с малыми жанрами – загадкой, прибауткой, поговоркой… Пробовали себя в этом виде творчества, что-то придумывая, например:

«Птица красива пером, а человек делом», «Без друга – туго», «Очки не втирай, а лучше в деле прибавляй» (Надя Зайцева, 6-й класс).

В прошлом учебном году мы участвовали в областном конкурсе «Время читать», на который были представлены творческие работы по темам «Моё литературное открытие» и «Эту книгу я прочитал вместе с…». В работах учащиеся показали себя умеющими мыслить, рассуждать, давать оценку событиям, аргументированно доказывать свой выбор. Несколько работ были отмечены специальными дипломами.

Участие в районных и областных конкурсах, познавательно-образовательных викторинах, встречи и беседы-диалоги с поэтами и писателями, экскурсии в музеи и поездки на малую родину поэтов и писателей – всё это вызывает искренний интерес к творчеству земляков, заставляет по-новому смотреть на жизнь и творчество писателей и поэтов, способствует развитию гармоничной личности. Учащиеся понимают и делают правильные выводы: каждый может быть хорошим работником, замечательным человеком, другом, но не каждый способен написать так, чтобы им гордились, восхищались и помнили, т.е. не каждый способен стать писателем, поэтом.

Наша задача – не только духовное обогащение, мы учимся анализировать стихи и прозу, творить и пробовать себя в литературе. Всё это даёт возможность понять малую родину, проникнуться теплотой и любовью к ней, к её природе, к людям, живущим на этой земле.

Результатом нашей работы станут рукописная книга «Творчество неизвестных харовчан» и карта «По литературным местам Харовска», в которой будут представлены основные этапы жизни и творчества земляков, места, где они родились или где прошли годы их творчества.

«Придёт время, и мы наконец научимся любить собственную историю с такой же примерно силою и верностью, с какой хороший сын бережёт и любит свою мать» – эти замечательные слова писателя-земляка В.И.Белова вспоминаю всегда, когда в очередной раз жду встречи со своими кружковцами, думаю о новой теме, беседе или встрече с ещё одним удивительным человеком, чьё творчество поможет пробудить у учащихся любовь к своей малой родине, интерес к литературе.

Статья подготовлена при поддержке академии тенниса «Tennis Group». Если Вы решили научиться играть в теннис, или просто повысить уровень навыков, а также хорошо провести время, то оптимальным решением станет обратиться в академию тенниса «Tennis Group». Перейдя по ссылке: «теннисный корт», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать адреса всех доступных теннисных кортов. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.tennis-group.ru.