Ольга Громова
Когда готовился этот номер,
библиотекари города и области прислали нам такое
количество материалов, что, будь они
опубликованы все, наши читатели видели бы в
газете в течение ближайших месяцев только
вологодские статьи. Поэтому пришлось мне взять
материалы вологодских коллег, не вошедшие в
номер, и сесть за обзор. Исключение составил один
материал, который мы всё-таки решили
опубликовать позже.
ВОЛОГДА – один из древнейших русских городов с богатейшей историей. Вологодский край прославили Константин Батюшков, Павел Засодимский, Владимир Гиляровский, Игорь Северянин, Алексей Ганин, Николай Клюев, Варлам Шаламов, Владимир Тендряков, Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов, Кир Булычёв и другие.
Литературные традиции города и области прослеживаются на протяжении столетий. И не случайно приоритетное направление работы многих библиотек – краеведение.
Например, в программу вологодской средней школы № 15 введены новые учебные предметы: «Малая родина», «Лад», «История Вологодского края», «Литература Вологодского края». Об этом и о мало кому, кроме вологжан, известном поэте Алексее Шадринове мы узнали из материала, подготовленного заведующей библиотекой этой школы Ириной Фёдоровной Калининской. Вот что она пишет.
«Алексей Шадринов… В поэзии этого молодого, даже юного поэта читателям открываются и боль за Россию, и восхищение ею, и серьёзные размышления о судьбе человеческой. Трагическая судьба Алексея, погибшего в 19 лет, и особенно – его стихи никого не оставляют равнодушными. Виктор Астафьев, прочитав книгу “Далёкий плач”, схватился за голову: “Погиб настоящий поэт! Некоторые его произведения написаны с лермонтовской мощью…”»
Нина Алексеевна Ражева, заведующая библиотекой Слободской средней школы им. Г.Н.Пономарёва (Грязовецкий район, п. Слобода), тоже рассказывает о краеведческой работе. Она не просто ведёт кружок по изучению местной истории, а создаёт с детьми настоящий музей.
«На базе моей библиотеки много лет работает кружок “Юный краевед”.
Основная идея: через научно-исследовательскую работу ученики знакомятся с историей, культурой родного края, с замечательными земляками.
Цель: на основе собранного материала создать школьный музей как краеведческий информационный центр и тем самым расширить информационное пространство библиотеки.
Первый зал музея был открыт в 1999 году, а второй – в 2004-м. Разработано Положение о музее МОУ “Слободская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н.Пономарёва”. Разработана и утверждена Программа развития музея “Библиотека-музей – школьный информационный центр”. В совет музея вошли члены актива библиотеки. Из этого состава созданы профильные функциональные группы:
1. Поисково-исследовательская.
2. Фондовая.
3. Экспозиционно-выставочная.
4. Информационная.
Темы исследований, над которыми работают краеведы:
• Имя, которое носит школа.
• История школы.
• История и развитие ЗАО “Племзавод «Заря»”.
• Развитие образования и культуры в родном крае.
• Народные промыслы края.
• История в судьбах наших земляков.
• Литературное краеведение и др.
В школе сложилось тесное взаимодействие музея с педагогическим и ученическим коллективом. Материалы исследовательских детских проектов (составляющих особый фонд библиотеки) являются источником информации при подготовке всех участников образовательного процесса к урокам, классным часам, беседам, внеклассным мероприятиям.
Библиотечный фонд исследовательских работ постоянно пополняется, причём эта информация представлена не только на традиционных носителях: использованы также видеоматериалы, электронные презентации».
Нина Анатольевна Нестерова, заведующая библиотекой Харовской школы № 1, разработала активные занятия по литературному краеведению для всех читателей школьной библиотеки.
Системная линия по литературному краеведению выстроена с 1-го по 11-й классы. Обратимся к представленному в статье Нестеровой активному занятию «Пожалейте берёзы!» – в качестве примера из системной линии по литературному краеведению. Там не только описывается ход занятия, но и даются интересные сведения, которые могут пригодиться любому библиотекарю, готовящему урок или беседу по данной теме.
«Что-то странное и плохое происходит весной с некоторыми школьниками и взрослыми. Они устремляются за соком в берёзовые рощи с ножами и топорами и режут и ранят берёзы.
Одна большая берёза, пораненная топором, может потерять до 200 литров сока! В раны на стволах проникает много разных микробов, вызывающих болезни деревьев и их преждевременную гибель. К сожалению, человек редко вспоминает о том, что деревья, как и люди, тоже болеют, а заболев очень сильно, они медленно, стоя, умирают.
В раны деревьев проникают споры грибов-трутовиков. Попадёт такая спора в ранку, и начнёт в стволе дерева разрастаться грибница трутовика. Будет жить не один год, будет высасывать соки из дерева, питаясь за его счёт. И так до тех пор, пока дерево не засохнет.
А виноват в гибели дерева будет не гриб, а человек, нанёсший дереву рану.
Берёзами обсаживали в старину большие проезжие дороги – большаки. Из коры берёз на севере нашей страны плели лёгкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и пищу. Из коры берёз гнали душистый дёготь, делали красивые высокие туески.
Берёза – дерево-пионер. Пионер – значит первый, и берёза раньше других деревьев захватывает гари, вырубки, заброшенные поля. Лесники называют берёзу поводырём русского леса, а то и еловой нянькой. Ель, которая в молодости очень нежна, любит селиться в березняках. Кроны берёз защищают еловый подрост от жгучих солнечных лучей и поздних весенних заморозков.
Век берёзы не долог. Втрое короче елового. Когда берёзы начинают разрушаться, на смену приходят терпеливые ёлки. Палые ветви берёзы, в отличие от еловой хвои, легко разлагаются. Всего за одну зиму они превращаются в перегной. Перегной богат питательными веществами. Так берёза растит ель. Не только оберегает в молодости, но и подкармливает.
Стоит восхититься тем, как назвали наши далекие сородичи берёзу. Послушайте: от глагола брезжить. Что делать? Испускать свет!»
Устье-Угольская средняя школа с 2005 года работает по программе развития «Русское наследие». Заведующая библиотекой Валентина Васильевна Виноградова видит ведущим звеном в реализации данной программы школьную библиотеку.
Программа «Русское наследие» имеет следующие основные задачи:
- приобщение юного поколения к истокам русской духовности;
- раскрытие особенностей национальных традиций;
- знакомство с русской культурой и литературой;
- знакомство с природой русского Севера, Вологодского края.
Сегодня библиотека является медиацентром.
Сильной стороной работы библиотеки в рамках программы «Русское наследие» Валентина Васильевна считает массовые мероприятия. Девизом работы по краеведению стали слова «Мира не узнаешь, не зная края своего». Воспитание интереса к жизни, культуре и народному быту наших предков, северных русских крестьян – вот цель мероприятий по краеведению. «На “Звёздный час” по книге В.И.Белова “Лад” ребята (30 учащихся) традиционно собираются в литературно-краеведческом клубе “Берёзка”, где создан музей – уголок старинной Руси. Предметы быта и одежда наших дедов, расписные прялки и старинная колыбель – всё говорит о прошлом. Ребята вспоминают значения давно забытых слов – куфтырь, каталь, бухтины и других; старинные игры, в которые играли наши деды, – “Лапту”, “Рюши”, “Бабки”. А вот лакомство наших предков – вяленицу – ребята никогда не пробовали. Зато примерить картуз и кокошник несложно – они есть в музее. В завершение мероприятия – чаепитие с русскими пирогами, имеющими несколько устаревшие названия: посыпушки, налитушки, солоник, губник, ягодник. Это тоже всё из “Лада”. Нужно отметить, что анкетирование показывает: книги В.Белова называют любимыми в 5-х классах – 72 % учащихся, в 6-х – 84 %, в 7-х – 87 %, в 8-х – 90 %».
Главный библиотекарь филиала № 7 ЦБС г. Вологды Оксана Николаевна Мишенева пишет о том, что библиотекари осваивают новые компьютерные программные средства, стараясь сделать краеведческую информацию более доступной и зрелищной для детей.
Она вкратце рассказывает об игре-путешествии по заповедным местам Вологодчины «Тропой природных достопримечательностей».
«Участники мероприятия отправились в путь по нескольким маршрутам: “Вологодская тайга”, “Заповедными тропами”, “Поозерье”, “По великой Сухоне-реке”, “Каменный пояс Вологодчины”, “На пути к двум океанам”. Рассказ о природных памятниках Вологодской области сопровождался показом слайдов. В ходе игры ребята заполняли карту путешествия, на которой отмечали наиболее значимые памятники природы».
* * *
Одна из главных святынь Вологодской области – Кирилло-Белозерский монастырь. Стало быть, и в школах города Кириллова невозможно обойти стороной темы, с ним связанные.
Целую систему работы над духовно-нравственными категориями в цикле уроков по житийной литературе разработала Галина Николаевна Воинова, заведующая библиотекой Кирилловской средней общеобразовательной школы.
Вот что мы прочитали в её статье.
«Жития святых воспитывают уважительное, осмысленное отношение к вере предков – истоку культуры. Поэтому наша школьная библиотека совместно с Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником разработала программу “Мир русской святости”. Вот её темы.
3-й класс: преподобный Сергий Радонежский.
4-й класс: “Любимый святой” (по книге “Житие святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских”); “Любовь имейте между собою...” (из духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, Вологодского чудотворца); “Житие преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских, чудотворцев”.
5-й класс: “Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца”; “Удивительное послушание” (житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца).
6-й класс: “Праведник” (житие святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца).
7-й класс: “Житие преподобного Нила Сорского, Белозерского чудотворца”.
8-й класс: “Просветительство. Духовники. Иоанн Кронштадский: история жизни” (житие святого праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца); “Житие Святителя Игнатия Брянчанинова”; “Житие новомучеников Кирилловских”.
Программа “Мир русской святости” органично вписалась в курс “Истоков”. Занятия по житийной литературе проводятся на уроках “Истоков”».
Но не только в Кириллове работают с житийной литературой.
Сотрудники библиотеки школы № 1 города Грязовца – заведующая библиотекой Тамара Александровна Смирнова и библиотекари Галина Викторовна Козлова и Ирина Александровна Мохова – тоже с гордостью рассказывают о новом направлении школьной жизни.
«В программе “Истоки” задумано удивительное – научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Задача библиотеки – познакомить читателей с житийными книгами о святых Вологодской земли: о преподобном Ниле Сорском, о блаженном Прокопии Устюжском, о святителе Игнатии Брянчанинове, о преподобном Димитрии Прилуцком и многих других. Эти книги оставляют глубокий след в душах как юных, так и взрослых читателей. Таких изданий наша российская школа не знала более восьмидесяти лет».
* * *
Другие направления работы библиотек тоже не забыты в материалах коллег.
Одно из них – военно-патриотическое. В средней школе № 2 города Великий Устюг оно реализуется через программу «Мы твои сыны, Россия». Об этом написала Ольга Николаевна Хотитовская, заведующая библиотекой.
«В программе определено 5 блоков:
Исторический – “Судьбы России”.
Военно-спортивный – “Защитники Родины”.
Краеведческий – “Возвращение к истокам”.
Экологический – “Природное наследие”.
Школьный – “Мой второй дом”.
Работая в рамках этой программы, библиотека использует интеллектуально-познавательную игру “Брейн-ринг”, как одну из наиболее эффективных форм исследовательской и познавательной деятельности. В соответствии с блоками программы, определяется тематика игр на сезон.
Каждая тема сформулирована так, что при подготовке к игре ученики изучают материалы, относящиеся ко всем блокам программы.
Сама игра обязательно сопровождается мультимедийной презентацией. Важно и то, что игры обращают ребят не только в давнее прошлое. Например, в ходе игры, приуроченной к 100-летию подводного флота, вспоминали трагедию на подводной лодке “Курск”, матросов-подводников из Вологодской области, которые погибли в Баренцевом море, знакомились с историей создания подводного флота России, узнавали об устюжанах, которые служили на подводных лодках».
* * *
Экология – не последняя по значимости тема для Вологодчины. Из материала Ирины Дмитриевны Ивановой из Череповца, заведующей библиотекой средней школы № 26 с углублённым изучением предметов, мы узнаём, что «библиотека координирует работу школы по экологии. Разработана программа экологического образования и воспитания учащихся школы, которая способствует реализации городской целевой экологической программы.
Партнёрами школы в работе по экологии стали Центр повышения квалификации, Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов, музей АО “Северсталь”, средства массовой информации».
Ирина Дмитриевна представляет направления своей деятельности в виде цветка, где нет лепестков, которые более или менее важны, чем другие, – значимость их одинакова.
«Своеобразным вкладом в охрану и защиту природы можно назвать общешкольный праздник “Экологический вернисаж”, организованный заместителем директора по воспитательной работе А.В.Надёжиной. Выступления подготовили учащиеся 5–11-х классов под руководством классных руководителей.
Активисты библиотеки не только помогали в подготовке вернисажа, но и, перелистав десятки книг, журналов и газет, решили показать, как можно решить проблему отходов. В дело пошли мусорные мешки, пластиковые бутылки и пакеты, фантики и пробки… Представление коллекции модной одежды под названием “Нет печальному будущему!” прошло “на ура”.
Пути приобщения к экологическим знаниям открыты в наше время для всех участников педагогического процесса, в том числе и для библиотекарей. Круглый стол на базе Центра повышения квалификации определил основные направления работы школьных библиотек по теме “Экологическое воспитание школьников в современных условиях” и дал возможность поделиться опытом работы по данной теме.
В новом экологическом зале музея АО “Северсталь” был организован семинар по вопросам природоохранной деятельности промышленных предприятий города для представителей образования. Выступление главного эколога АО “Северсталь” Н.А.Архипова вызвало у нас, как у жителей промышленного центра, множество вопросов. Один из них: не получится ли так, что экологическое образование вступит в конфликт с существующими в обществе отношениями, допустившими экологический кризис?
Однако завершающие семинар экскурсии: в заводское управление на выставку конкурсных работ учащихся школ города (наша школа в числе участников-призёров) – плакатов по защите окружающей среды и автобусная экскурсия на предприятие, где разработана уникальная система очистных сооружений, – дают все основания полагать, что наши совместные усилия, в том числе и усилия отдельно взятой школьной библиотеки, направленные на формирование “экологичной” личности, не пройдут даром».
И ещё об одной изюминке в работе Ирины Дмитриевны хочется написать. Выставка-реклама новых поступлений по экологии и обзор этих же книг проходят под девизом «Ни в коем случае не читайте эти книги, а то узнаете такое…». Конечно, это приводит к обратному эффекту. Всем хочется хотя бы раскрыть книгу: «А что, что там такое?» Такие чудесные находки ничуть не менее ценны, чем самые большие программы.
О деятельности в сфере правового воспитания наши коллеги тоже писали. Например, Светлана Сергеевна Хомякова, заместитель директора Вожегодской ЦБС по работе с детьми, рассказала о том, что «в 2005 году в Вожегодской детской библиотеке была организована Школа правовых знаний. Основная цель Школы – помощь подросткам в изучении правовых норм общества, формирование взгляда на закон как на обязательное правило поведения.
В результате деятельности Школы появилась необходимость дополнительных занятий и дальнейшей работы в данном направлении с детьми и подростками. В том числе с теми, кого называют “детьми, находящимися в социальноопасном положении”, или “неблагополучными”.
В 2007 году на базе Вожегодской детской библиотеки был открыт Детский информационно-правовой центр (ВДИПЦ). Одна из его задач – сбор информации и ознакомление детей с основными юридическими понятиями, с единством гражданских прав и обязанностей, привлечение внимания ребят к нормативным актам, раскрытие их влияния на все стороны жизни.
Проект с восхитительным названием “Право как искусство добра и справедливости” создан для дальнейшего координирования деятельности ВДИПЦ с деятельностью других учреждений, занимающихся проблемами детей, и направлен на формирование правосознания детей и подростков, обобщение и распространение опыта работы в этом направлении».
* * *
Валентина Анатольевна Стахеева, заведующая библиотекой Первомайской школы села Кичменгский Городок, занимается проблемами чтения детей.
Её программа чтения для детей состоит из пяти подпрограмм: «Я познаю мир», «Я и моя семья», «Я и Родина», «Я – подросток», «Я и театр».
«По названиям подпрограмм видно, что я опираюсь в своей работе на систему значимых для человека ценностей: Земля, Мир, Человек, Отечество, Труд, Семья, Культура, Знания, Добро, Красота. Основные направления деятельности: интеллектуальное, художественно-эстетическое, творческое, культурно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое».
Лично мне очень понравилось, как сформулирована в статье Валентины Анатольевны позиция, где чаще всего мы читаем правильные, но приевшиеся и пафосные слова о любви к Родине и о высоких идеалах. А важно-то в этой работе – другое. Вот это:
«Ожидаемый результат реализации программы: получение знаний о самом себе, о других, о мире и о жизни. У ребёнка, подростка должен появиться собеседник, стремящийся к диалогу о любви, о жизни, об отношении к миру, о собственном “Я”».
Светлана Николаевна Ивановская, заведующая библиотекой гимназии г. Великий Устюг, пишет о том, о чём мы писали уже много раз. Что уже к 5-му классу у детей наблюдается снижение интереса к книгам. Это знает каждый библиотекарь даже без исследований.
«Работать с детьми среднего и старшего возраста сложнее. Во-первых, у них больше учебная нагрузка. Часто можно услышать от читателя: «Я бы хотел прочесть эту книгу, но мне некогда: много задано на дом». Во-вторых, интерес к чтению падает из-за плохого комплектования библиотеки: в фонде почти нет новой литературы для читателей этого возраста».
Об этом же с ещё большей горечью пишет Надежда Владимировна Конакова из г. Белозерска, заведующая библиотекой средней школы № 2 имени С.С.Орлова. «Острая проблема нашей библиотеки на сегодняшний день – это небольшое помещение. Основную часть комнаты занимает при этом фонд, больше похожий на архив, – он содержит уже почти «музейные» документы. Детская литература очень востребована, дети хотят читать, но фонды школьных библиотек давно не отвечают их запросам.
Нет новых книг и в библиотеке. А потом мы, взрослые, сетуем, что наши дети стали меньше читать! За последние пять лет к нам не поступило ни одной новой книги для детей 1–4-х классов. А это самое начало школьной жизни, когда ребёнку можно и нужно привить любовь к чтению. Устаревшие фонды, которые не отвечают современным запросам, – вот главная беда в работе школьного библиотекаря».
Вот такие проблемы видят библиотекари Вологодской области в деятельности по привлечению к чтению и малышей, и подростков. Но справляется с ними каждый по-своему.
Очень радует вывод, который делает Светлана Николаевна Ивановская. «Работу с этой категорией читателей (младшими и старшими подростками. – О.Г.) прекращать нельзя. В прошлом учебном году для них мы подготовили обзоры книг: “Трудные повести Е.Мурашовой”, “Книги – юбиляры 2008 года”, “Что читать летом”, беседу “Огоньки Чистого Дора” о творчестве замечательного писателя Ю.Коваля».
Вот оно, главное: настоящий профессионал, даже несмотря на плохое комплектование, следит за новинками подростковой литературы, ищет и находит интересные для ребят книги.
Наталья Павлиновна Гулева, заведующая детским филиалом ЦБС Междуреченского района – детской библиотекой в Шуйском, подробно рассказывая о деятельности своей библиотеки, отметила как важную черту, что вся работа ведётся в тесном сотрудничестве с Шуйской средней школой, яслями–детским садом, Междуреченским центром социальной помощи семье и детям. И к сожалению, лишь вскользь упомянула о том, что в библиотеке разработаны игра-путешествие по Конвенции о правах ребёнка «Мои права» и игровая программа «Детектив идёт по следу». Мы очень надеемся, что коллеги из Шуйского когда-нибудь подробнее опишут для наших читателей эти игры и работу, связанную с их созданием.
Сотрудники библиотеки школы № 3 г. Вологды Лидия Ивановна Смирнова (заведующая библиотекой) и Вера Владимировна Гулькевич (ведущий библиотекарь) рассказали о том, что в их школе ежегодно проходит день открытых дверей для родителей, в котором самое активное участие принимает и библиотека.
«Вместе с администрацией заранее составляем план мероприятий дня открытых дверей. В библиотеке оформляем книжную выставку «Для вас, родители».
Этот день – суббота. С утра идёт регистрация родителей. Учащиеся школы проводят для них экскурсии по школе, в том числе и по библиотеке.
В день открытых дверей проходит акция «Почитай мне». В этот раз учащиеся 7-го «В» и 9-го «В» классов читали «Рассказы о всякой живности» В.И.Белова учащимся 2-го «А» класса. Их учитель Н.Н.Круглова провела большую подготовку к этому мероприятию. В классе был оформлен уголок деревенской избы. Старшеклассники выразительно читали рассказы, дети внимательно слушали. Потом слушатели делали рисунки по прочитанным рассказам, которыми и был оформлен стенд “Мы читаем и рисуем”.
Учащиеся 5-го класса (классный руководитель Т.А.Коныгина) инсценировали сказку В.И.Белова “Мишук”. Это особый класс – дети с ослабленным зрением.
Для родителей проводили также беседу о творчестве писателя, с показом презентации “Хранитель русского лада”».
Можно не сомневаться, что после такого дня родители смотрят даже на давно знакомую школу другими глазами.
Римма Глебовна Холина, заведующая библиотекой средней школы № 2, и Марина Германовна Татаринцева, заведующая библиотекой начальной школы № 6, разработали целый курс «Основы информационной культуры школьника». Там оказалось столько интригующе интересных форм занятий по разным темам… Например:
• «Ввод и вывод информации. Игры: “Телефон”, “Угадай слово”.
• Источник и приёмник при передаче информации. Игра: “Что находится в портфеле?”
• Обработка информации. Исходная и новая информация. Игры: “Поиск общего”, “Дорисуй”.
• Кодирование, шифрование информации. Обобщение информации. Игры: “Сыщики”, “Шифровка”.
• Практическое занятие: “Ребусы. Шарады. Зашифрованное письмо”.
• Придумай сказку. Игра-конкурс со сказочными предметами.
• Весёлая игра на знание каталога и умение им пользоваться».
Как хотелось бы увидеть описание этих игр и занятий! Дождёмся ли?
Любовь Васильевна Гуйтова, библиотекарь средней общеобразовательной школы № 40 из Череповца, рассказала в своём материале о нестандартных уроках литературы, которые проводятся на базе библиотеки и которые она считает изюминкой своей работы. К нестандартным урокам Любовь Васильевна относит, например:
• урок-диспут,
• урок-экскурсию,
• урок-игру,
• урок-семинар,
• урок-портрет,
• арт-урок,
• урок-презентацию.
Можно только позавидовать ребятам, у которых так интересно проходят уроки.
* * *
В заключение хочется назвать ещё один материал, не уместившийся в номере. Это текст Наталии Борисовны Шпагиной, заместителя директора ВОДБ, посвящённый программно-проектной работе библиотеки. О части таких проектов и программ есть отдельные материалы в этом выпуске, о некоторых Наталия Борисовна упоминает лишь вскользь.
Мы надеемся со временем получить от Наталии Борисовны подробный материал о том, что такое работа в библиотеке по программам и проектам, но сейчас не могу не сказать об одном из дел. Наталия Борисовна пишет о программе по распространению правовых знаний и упоминает одну очень любопытную акцию.
«Ежегодно в ноябре в библиотеке проходит Неделя правовых знаний, посвящённая Всемирному дню ребёнка. Цель проведения Недели – познакомить ребят с такими важными международными документами, как Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка, приобщить к чтению литературы по правовой тематике, научить пользоваться своими правами. Мы уверены, что проведение подобных акций позволяет лучше понять детей, по-дружески поговорить с ними на тему: ребёнок и его права.
Зная и соблюдая собственные права, дети учатся уважать и права других людей, не нарушать их.
В рамках выполнения областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Вологодской области на 2006–2008 гг.» Вологодская областная детская библиотека в 2007 году организовала следующие мероприятия.
1. Областной конкурс творческих работ «Я сам творю свою судьбу» среди детей и подростков г. Вологды и Вологодской области (март–май 2007 г.). Стихи, рассказы, сочинения адресованы воспитанникам колонии для несовершеннолетних. Выпущен сборник творческих работ по итогам конкурса. Презентация сборника состоялась в Вологодской областной детской библиотеке и в воспитательной колонии для несовершеннолетних УФСИН Минюста России по Вологодской области в ноябре 2007 года в рамках Недели правовых знаний. Сборники детских творческих работ подарены воспитанникам колонии.
2. Акция «Книги для сердца и разума»
Сбор книг для воспитанников колонии с обращением к ним детей – участников акции. (Время проведения: сентябрь–ноябрь 2007 г. Передача книг: ноябрь 2007 г.)».
Как видите, вытаскивая изюминки из каждого материала, мы набрали не горсть, а целую корзину изюма. Идей здесь хватит на всех.