Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2009

Елена Иванова

В дни, когда готовится этот номер, в Москве идет небывало бурный, с огромной посещаемостью, VIII Московский педагогический марафон. О нём мы, разумеется, ещё напишем позже. А незадолго до этого, в феврале, прошёл очередной, уже пятый в истории Издательского дома, выездной Педагогический марафон учебных предметов «Первого сентября». На этот раз он был в городе Великие Луки Псковской области. Почему там? Потому что этого очень захотели руководители великолукского образования. А дальше договориться о варианте исполнения желаний было делом техники.

МЫ ПОЕХАЛИ целой командой – тринадцать человек от семи газет: «Управление школой», «Начальная школа», «Математика», «Физика», «Литература», «Русский язык», «Библиотека в школе».

«Марафонские» дни были у великолучан даже не по одному, а по два на каждое направление. На разных площадках города одновременно проходили дни учителей словесности, математики, физики, начальной школы, дни управления школой и библиотекарей. Великолукские педагоги увидели мастер-классы ярких педагогов, лекции и семинары ведущих специалистов разных направлений и показали свои мастер-классы и открытые уроки.

А началось всё с того, что руководители великолукского образования были на Московском марафоне прошлого года и поняли, что вывезти сюда всех своих педагогов они не смогут. Но – было бы желание, а остальное приложится. И вот мы уже в гостинице, где каждого из нас в номере встречает тёплое приветствие от Управления образования Администрации г. Великие Луки и сводная программа всех дней Марафона.

Вот как она выглядела.

 

Программа педагогического марафона
учебных предметов 19–20 февраля 2009 г.

Открытие Педагогического марафона учебных предметов

19 февраля, 12.00 Детская музыкальная школа им. М.П. Мусоргского

СЕКЦИЯ I
Управление школой: критерии качества, модули, компетенции

19 февраля

14.00. Лекция «Управление школой: критерии качества, модули, компетенции». Мокринский М.Г., председатель комиссии Общественной палаты по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования в г. Москве

15.30. Лекция «Практическая реализация модели информатизации школы». Хохлова Е.Н., заведующая лабораторией инновационных методик образования МИОО, Москва

20 февраля

10.00. Круглый стол «Управление школой: критерии качества, модули, компетенции». Ведущий: Мокринский М.Г., председатель комиссии Общественной палаты по вопросам дошкольного, общего и дополнительного образования в г. Москве

11.00. Круглый стол «Практическая реализация модели информатизации школы»

Ведущий: Хохлова Е.Н., заведующая лабораторией инновационных методик образования МИОО, Москва

12.00. Круглый стол «Управление образовательными проектами в инновационном общеобразовательном учреждении». Ведущий: Шулаев А.А., начальник Управления образования Администрации г. Великие Луки, заслуженный учитель РФ

СЕКЦИЯ II
«Планета успеха». Организация учебной деятельности в начальной школе,
её практические цели и задачи

19 февраля

14.00. Лекция «УМК “Школа России” как средство реализации стандартов второго поколения. Окружающий мир и новый стандарт». Назарова З.Д., руководитель проекта «Школа России» центра дошкольного и начального образования издательства «Просвещение»

15.30. Лекция «УМК “Школа России”. Комплект по русскому языку Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Стандарт второго поколения». Литвинова Е.А., сотрудник МИОО, ведущий специалист, соавтор комплекта по русскому языку, Москва

20 февраля

10.00. Лекция «Приемы использования мультимедийного оборудования на уроках начальной школы». Михейкина Н.К., учитель начальных классов НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа “САМСОН”»

15.30. Мастер-класс «Формула успеха, или раскрытие творческого потенциала личности». Пиотровская Л.В., заслуженный учитель РФ, зам. директора МОУ № 5», Москва

СЕКЦИЯ III
«Школа словесности».
Труд чтения и творчество на уроках русского языка и литературы

19 февраля

14.00. Лекция-дуэт «Автор – текст – читатель... Где в этой цепочке место учителя и библиотекаря?» Волков С.В., главный редактор газеты «Литература». Громова O.K., главный редактор газеты «Библиотека в школе»

15.30. Мастер-класс «Что делать с трудной лирикой на уроке?» Храмцова Р.А., учитель литературы гимназии № 1514, Москва

15.30. Лекция «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе на основе комплексного анализа текста». Пахнова Т.М., кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, Москва

20 февраля

10.00. Мастер-класс «Нужна ли подростку «литература страдания» (на материале современной прозы)?» Храмцова Р.А., учитель литературы гимназии № 1514, Москва

11.30. Творческая лаборатория «Любовная лирика. Читаем, анализируем, сочиняем». Лобанова Л.В., заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия им. С.В.Ковалевской», Великие Луки.

12.30. Круглый стол «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе». Ведущий: Пахнова Т.М., профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, Москва

12.30. Семинар «Как готовиться к ЕГЭ по русскому на уроке литературы». Волков С.В., главный редактор газеты «Литература»

СЕКЦИЯ IV
«Территория чтения». Школьная библиотека
как центр сотрудничества. Поддержка и развитие чтения

19 февраля

14.00. Лекция-дуэт «Автор – текст – читатель... Где в этой цепочке место учителя и библиотекаря?» Волков С.В., главный редактор газеты «Литература». Громова O.K., главный редактор газеты «Библиотека в школе»

15.30. Лекция-дуэт «Информатизация библиотеки в школе: зачем она нужна детям и взрослым». Громова O.K., главный редактор газеты «Библиотека в школе». Иванова Е.В., кандидат педагогических наук, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе»

20 февраля

10.00. Мастер-класс «Проектная деятельность в условиях школьной библиотеки». Соловьёва О.Н., заведующая БИЦ МОУ № 9, Великие Луки

11.00. Мастер-класс «Открытая библиотека: что это значит?». Громова O.K., главный редактор газеты «Библиотека в школе»

12.00. Мастер-класс «Современное чтение вслух. Технология чтения с остановками». Иванова Е.В., кандидат педагогических наук, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе»

СЕКЦИЯ V
«Физический эксперимент».
Использование инновационных технологий в обучении
физике в школе как основа индивидуализации учебного процесса

19 февраля

14.00. Лекция «Физический компьютерный эксперимент (о новых возможностях информационных технологий для уроков физики)». Пигалицын Л.В., заслуженный учитель России, 6-кратный Соросовский учитель, победитель Национального проекта «Образование», г. Джержинск, Моск. обл.

14.00. Лекция «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики». Федорова Ю.В., заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО, Москва

20 февраля

10.00. Мастер-класс «Школьная компьютерная физическая лаборатория». Пигалицын Л.В., заслуженный учитель России

11.00. Фотография урока «Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым изучением предмета»

Марголин Э.М., народный учитель РФ, учитель физики школы № 7, Великие Луки

12.30. Круглый стол «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики»

Ведущий: Федорова Ю.В., заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО, г. Москва

СЕКЦИЯ VI
«Математический анализ».
Реализация развивающего потенциала на уроках математики.
Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ

19 февраля

14.00. Лекция «Актуальные вопросы по подготовке к ЕГЭ по математике». Камаев П.М., член Федеральной предметной группы разработчиков КИМ по математике

14.00. Лекция «Развивающее обучение на уроках математики в 5–7 классах. Предпрофильная подготовка в 8–9 классах»

Сафонова Н.В., координатор проекта по математике центра «Сферы» изд-ва «Просвещение»

20 февраля

10.00. Мастер-класс «Рождение математического понятия» (производная функции). 10 класс. Козлов С.Д, заслуженный учитель РФ, директор МОУ «Гимназия им. С.В.Ковалевской»

12.00. Круглый стол Развивающее обучение на уроках математики. Сафонова Н.В., координатор проекта по математике центра «Сферы» изд-ва «Просвещение»

12.00. Круглый стол Актуальные вопросы по подготовке к ЕГЭ по математике. Ведущий: Камаев П.М., член Федеральной предметной группы разработчиков КИМ по математике


В первый день после торжественного открытия на объединённом заседании секций библиотекарей и словесников (150 человек!) в школе № 12 дуэтом выступали главный редактор газеты «Литература» Сергей Владимирович Волков и главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Константиновна Громова. Тема выступления звучала провокационно: «Автор – текст – читатель. Где в этой цепочке место учителя и библиотекаря?»

В этот же день, уже на секции библиотекарей, всё так же дуэтом была «исполнена ария московских гостей» на тему: «Информатизация библиотеки в школе: зачем она нужна детям и взрослым». С детскими и школьными библиотекарями разговаривали главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Константиновна Громова и специальный корреспондент газеты Елена Вячеславовна Иванова.

На следующий день мы, библиотечная секция, собрались всё той же тёплой компанией (в количестве пятидесяти–шестидесяти человек) в школе № 9. И просто широко раскрыв рот слушали заведующую библиотечно-информационным центром этой школы Ольгу Николаевну Соловьёву, которая давала мастер-класс на тему: «Проектная деятельность в условиях школьной библиотеки». Поверьте, это было очень глубокое, многоаспектное и эмоциональное выступление. Такой доклад может служить образцом современного представления совсем непростого материала. «Вот тебе и Великие Луки! Кто тут у кого учиться будет?!» – подумали мы.

Но всё-таки чуть позже представили библиотекарям заявленные мастер-классы «Открытая библиотека: что это значит?» и «Современное чтение вслух. Технология чтения с остановками».

Не вижу смысла более подробно пересказывать всё происходящее в эти два дня, когда можно привести мнения об этом мероприятии его участников. Свидетели этого действа уже выставили всем нам оценки. Они просто предельно откровенно, эмоционально высказались на страницах форума, специально посвященного Педагогическому марафону на сайте «Великолукское образование», адрес http://www.eduvluki.ru/

Обратите внимание на название сайта. Оно образовано вполне традиционным способом: edu – от английского education (образование) и v luki – название города. Но ведь как звучит! Еду в Луки! Вот мы и поехали в Луки. Точка ru.

И почему всё-таки – Великие Луки? На этот вопрос, настойчиво задававшийся на том же сайте, ответил тот, кто лучше всех это знает, – начальник управления образования г. Великие Луки Александр Анатольевич Шулаев:

1. Авторитет педагогов города Великие Луки, сложившийся по результатам участия в национальных проектах, итогов олимпиад и научно-практических конференций школьников, ЕГЭ.

2. Стремление со стороны Управления образования в эти пять лет открыть, развить, развернуть великолукское образование.

3. Поддержка нашей работы Администрацией города Великие Луки.

4. Искренняя отзывчивость коллектива издательства «Первое сентября», их профессиональное понимание необходимости быть в гуще педагогических событий, жизни педагогов, в том числе и провинциальных.

5. Личные профессиональные связи, помогающие выстроить эффективные профессиональные программы повышения квалификации педагогов Великих Лук.

Римма Анатольевна Храмцова (Москва). Наверное, впечатления от этой поездки воплотятся во что-нибудь более объёмное, сейчас хочется сказать коротко – не с трибуны, не из президиума – не как человеку, выступающему перед.... А просто – как учителю, который приезжал для разговора с другими учителями. Огромное спасибо всем, кто пригласил, принимал, приходил слушать и спорить... Тем, что у тебя получается, хочется поделиться. То, в чём сомневаешься, требуется проверить. В эти два дня я получила очень много. Такая отзывчивая на всё аудитория, чутко и – главное – честно реагирующая, встречается довольно редко. И счастье, что удалось встретиться. Спасибо всем. Но отдельно мне хотелось бы сказать о 12-й школе, в которой мы провели два дня. И директор, не оставляющий своим вниманием ни на минуту и в то же время абсолютно доверяющий своим заместителям и учителям, и учителя, заботящиеся о нас и всех пришедших в гости, и дети, которые организованны, воспитанны, приветливы, – все они Школа, единая и ЖИВАЯ. Спасибо.

lupus00 (Москва).Поблагодарю всех, кто вложил в приём гостей массу сил. Особо хотел бы передать привет 11-му классу 12-й школы, который на виду у трёх десятков чужих учителей и – что очень трудно – своего учителя честно трудился в течение часа, позволив незнакомому преподавателю осуществлять свой план урока. В пылу методических споров мы не успели сказать спасибо детям, ради которых всё-таки в школу и приходим.

Даньшова Елена (Великие Луки). Участие в Педагогическом марафоне позволило в некотором плане по-новому взглянуть на инновации, на роль администрации в управлении школой.

Ayarish (Великие Луки). Педагогический марафон, который состоялся в нашем городе, – это настоящий прорыв к тому новому, которое эффективно позволит достичь цели образования не на словах, а на деле. Чтобы прийти к ней, нужно знать направление… На форуме прозвучали идеи, были предложены направления, которые искренне хочется поддержать и признать верными. Особая признательность Мокринскому М.Г. за то, что утвердил нас в вопросах, к которым мы пришли, но боялись к ним подступиться.

Теперь добавилось уверенности. Учитель никогда не творит наедине сам с собой, он творит всегда в соавторстве с учениками… Заинтересованность ученика учебным предметом напрямую зависит от заинтересованности в нём самого учителя….

Соловьёва О.Н. (Великие Луки). Образованный человек в современном обществе – это человек, прежде всего, умеющий добывать, приобретать знания. Это человек инициативный, быстро адаптирующийся к динамично меняющимся условиям жизни. Современный образовательно-воспитательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее эффективных технологий, помогающих развитию способностей учащихся. В связи с этим перед школьной библиотекой на первый план выходит задача формирования информационной и коммуникативной компетенций.

Мастер-классы на марафоне были не только информативны, но и представляли собой сотворчество мастеров и слушателей. Произошла определённая встряска для ума, осознание, к какому уровню надо стремиться, удалось посмотреть на свои задачи свежим взглядом, найти новые решения. Заряд энергии успешности, полученный в ходе педагогического марафона, станет для нас отправной точкой для дальнейшего развития. Хочется выразить благодарность за организацию Педагогического марафона Управлению образования г.Великие Луки, начальнику Управления образования Шулаеву А.А., зам. руководителя информационно-методического отдела управления образования Лозницкой Т.О.

Елена Котынова (Великие Луки). Позади Марафон, а на душе неразбериха... Нет, не потому, что осталось что-то непонятно, а потому, что очень хочется найти в сутках еще 24 часа, чтобы воплотить всё задуманное, чтобы учиться, учиться и ещё раз учиться. А где ж их найти, эти 24? За понимание необходимости подобных встреч нашим управлением образования, за искренность наших гостей и желание помочь коллегам, за встречу с удивительными людьми – большое всем человеческое спасибо! Отдельная благодарность Сергею Владимировичу Волкову и Римме Анатольевне Храмцовой… Я абсолютно с Вами, Сергей Владимирович, согласна в том, что вся наша литературная теория всего лишь «техника», она не разовьёт мыслей и чувств, это всё прикладное. Уйдя из школы, дети это забудут, а вот то, что мы вложим им в душу, останется навсегда, «по жизни». Зная, что такое тавтограмма, человек не станет добрее и человечнее, не научится думать, сострадать и даже читать... Спасибо за незабываемые встречи!!!

Уважаемый Александр Анатольевич! Возможно ли будет организовать поездку на Педагогический марафон в Москву для литераторов 14–15 апреля, ведь опыт подобного мероприятия уже есть?

ААШ. Надо? Организуем! Как организовать представительство ВСЕХ 15 школ города? И решите ли вопросы в школе с программой, планами и расписанием? С уважением, ААШ (Александр Анатольевич Шулаев).

На этом форуме было ещё много вопросов к руководителям Управления образования, друг к другу и просто впечатлений. И вот уже великолукская делегация в разном составе (ночь в поезде, день – на Марафоне и назад) появляется на мероприятиях Московского марафона. Они уже опять привозят идеи, одна из которых – Марафон в Великих Луках на будущий год…

Спасибо всем вам, дорогие коллеги, единомышленники, друзья! Ещё раз хочется сказать слова благодарности начальнику управления образования г. Великие Луки Александру Анатольевичу Шулаеву, неутомимой его помощнице,заместителю руководителя Информационно-методического центра Татьяне Олеговне Лозницкой и всем-всем-всем!

Право слово, к материалу о поездке добавить больше нечего... Только слова – до новых встреч!