Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2009

Елизавета Филиппова

Елизавета
Анатольевна

Филиппова
библиотекарь
Семигородской
средней школы,
Харовский р-н,
Вологодская обл.

ШКОЛЬНАЯ библиотека Семигородской средней общеобразовательной школы – компонент педагогической системы образовательного учреждения. И образовательное учреждение, и библиотека преследуют единую цель: воспитание разносторонне развитой личности, обогащённой знаниями и умеющей использовать современные информационные технологии.

«Инновационная деятельность в работе с читателями» – так было сформулировано основное направление деятельности библиотеки на основании поставленной перед образовательным учреждением задачи: «Информатизация учебно-воспитательного процесса». Оно также соответствовало основному направлению работы районного методического объединения школьных библиотекарей – «Информационная культура личности и инновации в библиографической деятельности школьных библиотек».

Воспитание информационной культуры учащихся осуществляется через систему библиотечно-библиографических уроков.

Деятельность библиотеки как культурного центра школы сосредоточена на привитии ученикам тяги к повышению собственного культурного уровня, развитии творческих способностей. Данной цели служат проводимые с учащимися массовые мероприятия. Эффективным способом, позволяющим разнообразить массовые мероприятия, является использование компьютерных презентаций. В этом случае любое мероприятие отличается красочностью, наглядностью представляемой информации и лёгкостью её восприятия.

Работая с детьми, мы всегда должны помнить, что их знания, умения, навыки будут сформированы только тогда, когда ребёнок из объекта учебно-воспитательного процесса превратится в его субъект. Именно поэтому педагоги нашей школы большое внимание уделяют личностно ориентированному подходу в обучении и воспитании, главной ценностью которого является то, что ученик выступает в роли исследователя и учится самостоятельно добывать знания.

Переориентация на личностно ориентированный подход в современном образовании предполагает объединение разных педагогических технологий. Среди них особое место занимает проектная деятельность, которая, как показывает практика, является эффективным средством повышения у детей интереса к чтению.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков читателей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления. Умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В 2005/2006 учебном году впервые в практику работы школьной библиотеки я решила ввести метод составления учебных проектов по программе Intel «Обучение для будущего».

Суть метода учебных проектов состоит в следующем.

1. Продумывание руководителем проекта темы проектной работы

Определяя тему проекта, я ориентируюсь на план работы школьной библиотеки, составленный в соответствии с планом воспитательной работы школы, а также использую календарь знаменательных дат. Так, например, ко Дню Победы был разработан учебный проект «У войны не женское лицо».

2. Выбор возрастной категории учащихся

Определив тему проекта, выбираю возрастную категорию учащихся, учитывая возможности и желание детей. Например, в создании учебного проекта к юбилею Н.М.Рубцова участвовали учащиеся 9-го класса, занимавшиеся в объединении «Информатика», активные читатели школьной библиотеки.

3. Формулирование основополагающего вопроса проекта и проблемных вопросов, соответствующих теме проекта

Далее перехожу к основополагающему вопросу, который не должен иметь очевидного «правильного» ответа, должен быть интересным, стимулирующим детское воображение. Предполагается, что основополагающий вопрос имеет широкий диапазон, а проблемные вопросы охватывают более узкий аспект темы, поддерживают и обеспечивают ответы на основополагающий вопрос.

4. Формулирование дидактических целей проекта.

5. Формулирование методических задач

Приведём пример методических задач из учебного проекта «У войны не женское лицо!»:

- формирование представления о войне как катастрофе в человеческой судьбе;

- воспитание уважительного отношения к поколению фронтовиков через знакомство с судьбами земляков;

- формирование патриотического самосознания учащихся через изучение литературных произведений о Великой Отечественной войне.

6. Формулирование частных проблем (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Ученики самостоятельно выбирают темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. В проекте «Поэзия Николая Рубцова» были выбраны следующие темы:

– исследование творческой судьбы поэта;

– подбор иллюстраций к стихам Н.Рубцова.

7. Выдвижение гипотез решения проблем

Гипотезы решения проблем формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем, а затем в ходе исследований подвергаются проверке.

8. Определение творческого названия проекта

Творческое название проекта выбирается совместно с читателями исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.

9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Для проведения исследований учащиеся делятся на небольшие группы, в среднем по 3–4 человека, в соответствии с их интересами и на основе тем индивидуальных исследований. Они определяют для себя цепочки вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, выбирают форму представления результатов.

10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации

Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на вопросе их достоверности. При выполнении работы ребята не только используют литературу, имеющуюся в школьной библиотеке, но и посещают сельскую и районную библиотеки, используют материалы школьного музея, интернет-ресурсы.

12. Обсуждение этапов работы над творческими заданиями

Ребята составляют план работы, выбирают ответственных. Совместно определяем сроки проведения этапов исследования.

13. Самостоятельная работа учащихся над созданием презентаций и буклетов

Это довольно сложный и трудоёмкий процесс, но тем не менее он очень увлекает детей. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности детей в методически нужное русло.

Для активизации самостоятельной работы учащихся используются дидактические материалы (кроссворды, викторины).

14. Защита полученных результатов и выводов

При защите полученных результатов каждая группа выбирает любую удобную форму представления информации. Обычно это буклеты и презентации.

15.Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Рефлексия. Ребята оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу над проектом в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Защита учебного проекта «У войны не женское лицо» была приурочена к заседанию методического объединения школьных библиотекарей Харовского района. В торжественной обстановке ребята с гордостью и волнением представили результаты своего труда:

– Презентацию «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне!», где рассказали о судьбах своих землячек, внёсших вклад в победу над врагом. Работая над исследованием, ребята проделали большую краеведческую работу по сбору информации.

– Презентацию «Ах, война, что ты, подлая, сделала…». Обратившись к повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», ребята увидели, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в героинях повести – молодых девушках-зенитчицах. Просмотрев фильм с одноимённым названием, мои читатели сами инсценировали отрывок и смогли хотя бы в малой мерепонять и почувствовать состояние душ молодых героинь.

– Буклет «Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила!», где показали образ матери в русской поэзии, ставший своеобразным эталоном женских достоинств.

В результате проделанной работы ребята смогли ответить на основополагающий вопрос: «Женщина на войне – суровая необходимость или безмерный подвиг?» Они сделали вывод, что «женщина на войне… это что-то такое, о чём ещё нет человеческих слов».

Использование данной педагогической технологии повышает качество процесса обучения, делает его эффективным и глубоким. Совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, направлена на достижение общего результата – решение проблемы, значимой для участников проекта. Дети, усвоив что-либо, стремятся рассказать об этом другим; в процессе деятельности они учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с различными взглядами на проблему, учатся умению доказывать свою точку зрения. Ведь о выполненной работе нужно не только рассказать, её нужно защитить, как всякое настоящее исследование.

C каждым годом растёт число желающих работать над составлением учебных проектов. Благодаря применению данной технологии прослеживается положительная динамика в развитии читательского интереса.

Библиотекарям не только можно, но и нужно формировать читателей информационного века – давать основы библиотечно-библиографических знаний, развивать у детей основные информационные и читательские умения и навыки для формирования информационной культуры.

Новые информационные технологии в школьной библиотеке позволяют преобразовывать её в современный информационный центр. Но нельзя умалять и традиционной роли книги, которая всегда была и будет источником знаний. Нам, библиотекарям, необходимо найти золотую середину, ориентируя ребёнка в информационном пространстве и воспитывая грамотного ученика – читателя XXI века.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта CSRulez.RU. Посетив сайт проекта CSRulez.RU, Вы найдете полную коллекцию последних версий популярной компьютерной игры Контр Страйк. К Вашим услугам представлена возможность бесплатно и без регистрации скачать Контр Страйк русскую версию для Windows 7, как напрямую с сайта, так и через торрент. В коллекцию сайта входят сборки КС 1.6 на любой вкус, включая моды с ботами, с эмулятором steam (revemu) и многими другими дополнениями, а представленный на сайте FAQ расскажет о том, что сделать если игра не запускается, как снизить пинг и избавиться от рекламы.