Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2009

Энвер Азизов

Десять вопросов самому себе – сайтостроителю, человеку и библиотекарю

Так что если хочешь,
ты меня полюби.
Firewire или USB.
Борис Гребенщиков

 

Энвер Садифаевич
Азизов

заведующий библиотекой
школы № 821
«Школа здоровья»,Москва

Здравствуйте, Энвер Садифаевич! Сайту вашей школьной библиотеки исполнился один год. Попробуем «отрефлексировать» ваш опыт?

Попробуем!

Скажите, зачем он – сайт школьной библиотеки – вообще нужен?

Грамотный ответ на этот вопрос легко найти на страницах профессиональной прессы. Об этом писали и «БШ» (№ 12/2008) и «ШБ» (№ 4/2008). Мне же удобней говорить о субъективных факторах. Во-первых, есть внутреннее ощущение необходимости расширения и «осовременивания» средств развития и поддержки чтения. Во-вторых, если есть возможность представить свою работу более широко, то почему бы этого не сделать? Пойдёт на пользу всем. В-третьих, веб-дизайн – это творчество. Многие, попробовав, увлекаются всерьёз и надолго. В-четвёртых, творчество это связано с областью информатики, и для меня – библиотекаря и учителя истории – создание сайта является задачей весьма нетривиальной, своего рода вызовом, на который хочется, конечно, найти достойный ответ. Ну и в-пятых, наличие сайта – это наглядное свидетельство того, что библиотека в школе «рулит» и лидирует в области информатизации, тем более что с официальным сайтом школы дело как-то не заладилось.

А почему вы делали сайт сами, своими силами?

Так сложилось исторически. Первая попытка открыть сайт библиотеки была предпринята три года назад. Нашёлся компетентный, способный девятиклассник, согласившийся помочь решить эту задачу. Сайт его усилиями был создан, участвовал в окружном конкурсе «Лучик» в рамках подготовки к «БиблиОбразу 2007» и получил положительную оценку и награды. Но… не всё было так хорошо, как казалось. Первое – дизайн. Артём сделал его исходя из своих вкусов. Честно скажу: ни я, ни мои коллеги в восторг от серых, депрессивных тонов не пришли. Но с этим ещё можно мириться. Хуже было то, что не все материалы корректно отображались. А когда я предлагал создателю сайта поработать над его оптимизацией, то слышал в ответ рассуждения о том, что работа эта, вообще-то, высокооплачиваемая. (Молодёжь у нас не только талантливая, но и очень прагматичная.)

Существование этого сайта закончилось скоро и очень обидно: он был взломан и полностью уничтожен. На месте главной страницы сайта школьной библиотеки красовалась ссылка на гей-клуб. Резервной копии не было, восстановить было не из чего, создавать новый на том же месте уже не хотелось. И вот в преддверии 2008 года подумал я, подумал и… решил всё делать сам. Вы можете спросить: а как же учителя информатики? Да, есть у нас и учителя, и системный администратор, и самоуверенные старшеклассники, но реально обратиться не к кому. Так и подтвердилась старая истина: спасение утопающих…

И насколько это трудно – взять и сделать сайт обычному человеку?

Очень трудно начинать. Выбираешь хостинг – почти наугад. Заходишь в виртуальный конструктор сайтов и… впадаешь в ступор. Море непонятно чего. И ещё – непонятно зачем и непонятно как. Растерянность. Полная. Выключить этот компьютер и никогда больше не подходить к нему! Но сами знаете: «глаза боятся, руки делают» – потыкать-то можно. Глядишь: а! вот оно что! Очень важно иметь неограниченное время и возможность концентрации на этой работе. Я воспользовался новогодними праздниками. Если бы их не было, вряд ли бы что-нибудь получилось. Три дня упорного труда – и сайт готов! В принципе, не так уж всё сложно, и самый обычный немолодой и не владеющий специальными знаниями человек вполне способен догадаться, понять и сделать сайт. Не верите? И правильно! Так что мешает проверить?

Хорошо, сайт вы открыли. На кого он ориентирован?

Здесь я снова вынужден сослаться на субъективность своего опыта. Дело в том, что есть определённые правила, рекомендации по созданию сайтов. Везде пишется о том, что нужно чётко ориентировать свое виртуальное пространство на строго определённую аудиторию. Это, конечно, правильно. Но наш сайт – неправильный. Он рассчитан на посещение и учащимися, и родителями, и коллегами – школьными библиотекарями.

И что, посещается?

О, да! Десять тысяч хитов (просмотров) за год. Многое в нашем мире относительно, и кто-нибудь может посмеяться над этими цифрами. Я же считаю, чувствую, что для такого локального и любительского ресурса 10 тысяч (с вычетом данных, касающихся просмотровых роботов) – это очень прилично. Это значит, что сайт состоялся, он работает, к нему обращаются. Другими словами, наш сайт не просто визитная карточка библиотеки школы, а нечто большее.

Любопытный факт: судя по статистическим данным, трафик пользователей шёл через разные страны мира, порой весьма удалённые: Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Чили… Нет, не зря Интернет называют всемирной паутиной!

Какие же материалы особенно популярны?

А! Это интересный вопрос! Больше всего просмотров у взятого из «ШБ» интервью с президентом РШБА Т.Д.Жуковой. Материал хороший, и хорошо, что к нему обращаются. Часто обращались наши пользователи к статье, также перекочевавшей на наш сайт из другого ресурса, о творчестве Егора Летова – рок-певца, умершего в 2008 году. Интерес к кумиру понятен, непонятно, как страничка с сайта школьной библиотеки попала в орбиту интересов панков и анархистов. Неожиданно, но факт. Более ожидаемый результат по популярности дала моя статья о 70-летней истории нашей школы. Этот материал, наверное, закономерно ещё долго будет хитом. Много просмотров у информации о библиотеке как таковой и о библиотекаре как таковом. Заходят на сайт посмотреть фотографии, творческие работы детей.

Характерными словосочетаниями, которые указывают в поисковиках интернет-пользователи, попадающие на наш сайт, являются, например, следующие:

Оценка качества библиотеки.

Школьная библиотека онлайн.

Профессия школьного библиотекаря.

Креативная школьная библиотека.

Сохранность учебников.

Зарплата школьного библиотекаря.

Информационные процессы.

Библиотечные уроки.

Авторские права соблюдаете?

Массаракш!1 Очень надеялся, что этот вопрос вы не зададите! Ну, раз уж спросили, отвечу так. Я не юрист, не сын юриста, и никто мне юридическую поддержку ни в каком виде не оказывает, поэтому руководствуюсь здравым смыслом. Первая моя мысль здесь касается вопроса: в чём сама суть Интернета – в охране авторских прав или в обеспечении свободы доступа к информации? Второе соображение связано с тем, что сайт преследует образовательные и просветительские цели, а в этом случае авторские права действуют иначе, чем в случае коммерческих интересов. В-третьих, стараюсь не забывать давать ссылки при заимствовании материалов. Может быть, это слишком наивно, но пока всё же: «делай что должно, и будь что будет». (И всё-таки с авторскими правами надо быть о-о-ч-чень острожными. Мы будем обсуждать это на страницах «БШ». – Прим. ред.)

Всё ли у вас получилось из задуманного?

Увы, не всё! Интерактив не пошёл. Организовать на сайте хоть какое-нибудь взаимодействие, общение пользователей не удалось. Иногда кажется, что публика у нас делится на две большие группы: на неадекватных болтунов, флудящих где можно и нельзя, и на закомплексованных «скромников», боящихся лишний раз спасибо сказать. А может быть, зря я наговариваю и сам виноват в том, что не нашёл активного отклика. Как бы там ни было, но форум, чат и гостевую книгу пришлось ликвидировать. За невостребованностью. Переносится на будущее и создание электронного каталога, и размещение на сайте библиографических описаний.

Не могу не сказать ещё вот о чём: за время существования этого сайта (один год) мне пришлось забанить (блокировать) двоих пользователей за употребление ненормативной лексики. К такому надо быть готовым. Также были попытки несанкционированного размещения совершенно сторонней рекламы.

Так каков же результат? Что в «сухом остатке»?

Ну, как вам сказать… Мне-то денег за работу с сайтом никто не платит…

Ха!

…Но, как принято писать в интернетовских блогах, респект и уважуха в профессиональной среде имеют место быть. Опыт создания и функционирования сайта школьной библиотеки полезен и востребован. Например, готовит округ номер «Учительской газеты» – предлагают написать статью о сайте. Открывается экспериментальная площадка – наличие сайта оказывается очень кстати. Планируется проведение окружной олимпиады в режиме онлайн – на нашу школу можно смело опереться.

Что касается откликов из среды учащихся, родителей, то по косвенным данным пока не хотелось бы делать обобщения. Надо будет подумать над этим.

Ну и последний наш вопрос: ваши творческие планы?

Знаете что? Оставим этот вопрос открытым! Я вам честно рассказал обо всём, что вас интересовало, а теперь пусть ваши уважаемые читатели не поленятся и напишут: как они представляют себе сайт школьной библиотеки? Что на нём должно быть обязательно, не обязательно? Чего нанём не должно быть? Каким он должен быть? Всё, всё, что можно об этом сказать. Мнения неравнодушных – ориентиры для развития. Пусть будет много сайтов школьных библиотек – хороших и разных. Это так нужно:

«Может быть, мы сразу друг друга поймём –
Видит Бог, у нас один и тот же разъём».

(Борис Гребенщиков)

Тем, кто захочет посмотреть сайт «вживую», рекомендуем набрать в поисковике фразу «библиотека школы № 821» или пройти по прямой ссылке: http://bibl821.ucoz.ru

Не забываем также о каталоге сайтов школьных библиотек: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=7#found

 


1 Ругательство, употребляемое жителями вымышленной планеты Саракш, дословно обозначающее «мир наизнанку»; впервые описано в романе братьев Стругацких «Обитаемый остров», а также упоминается в их романе того же цикла «Жук в муравейнике». – Прим. ред.