Людмила Сухова
По страницам наших газет за февраль 2009 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Алексеева Т. О балах и старинных танцах : Путеводитель по интернет-сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 19. – (Внеклассное мероприятие).
Астахова Н. Ожившая песня : Игра-воспоминание / Н. Астахова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 2–6. – (Классный час. Сценарии).
Казалось бы, очень серьёзная тема – патриотическое воспитание. Тем интереснее попробовать провести на эту тему игровую познавательную программу. За основу можно взять широко известную в прошлом песню, которая окажется для детей проводником по истории и просторам страны.
Букия М. Город для любимых игрушек: Необычный образовательный проект, предназначенный младшеклассникам / М. Букия // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 12. – (Школьное дело. Знания без школьных этикеток).
Гайнутдинова О. «Последний герой»: День защитника отечества / О. Гайнутдинова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 31–33. – (Внеклассное мероприятие. Личность и призвание).
Дымова И. Лекарство от прогулов: Совместный поиск решения / И. Дымова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 14–15. – (Классный час).
Дьячкова С. Слепой и поводырь: Психологические игры / С. Дьячкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 16–20. – (Классный час).
Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия в жизни. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у ребят. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки общения и взаимодействия и разработанные опытными психологами. Использовать игры можно в самых разнообразных ситуациях: на классных часах, в поездках, в лагере.
Зарубин Е. П. Химическое кафе : Проект внеклассного мероприятия. 10 класс / Е.П. Зарубин // Химия. – 2009. – № 3. – С. 30–37. – (Из опыта работы).
Козырева Т. Танцы со строгим этикетом : Методика проведения бала / Т. Козырева, Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 10–13. – (Внеклассное мероприятие).
Кололеева Е. День святого Валентина : Праздник для 5–6-х классов / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 34–35. – (Классный час).
Кочуров Ю. Города-герои : Игра для учащихся 6–7-х классов / Ю. Кочуров // Спорт в школе. – 2009. – № 3. – С. 42–43. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
Немцова Е. На поиски Птицы счастья: Урок-спектакль для младших классов / Е. Немцова // Здоровье детей . – 2009. – № 4. – С. 16–18. – (Урок здоровья).
Цель: воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Николенко Т. Литературный турнир по произведениям Н.В. Гоголя / Т. Николенко // Литература. – 2009. – № 4. – С. 10–11. – (Я иду на урок: 8–9-й классы).
Самсонов А. Зоологические забеги: Весёлые соревнования для учеников начальной и основной школы / А. Самсонов // Спорт в школе. – 2009. – № 3. – С. 44–45. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
Соболева О. Россия и мир в XVII веке / О. Соболева // История. – 2009. – № 3. – С. 38–46. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).
Историческая игра «За семью печатями».
Штукатурова О. Звёздный час : Игра 2–4 классы / О. Штукатурова // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 41–44. – (Учимся играя).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Евдокимычева М. Ребёнок школу не любит и не принимает / М. Евдокимычева // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 18. – (Детный мир. Разговор с родителями).
Колосова Е. Цветы и звёзды: Молодёжные субкультуры / Е. Колосова, Ю. Хромова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 36–39. – (Родительское собрание).
Эти упражнения можно использовать на родительском собрании, посвящённом рассказу о молодёжных субкультурах. Игровая форма занятия поможет родителям самим почувствовать себя подростками, уйти от категоричности в оценках.
Колосова Е. Субкультура – опасность или развлечение?: Путь к пониманию подростка / Е. Колосова, Ю. Хромова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 40–43. – (Родительское собрание).
Если большинство подростков упорно остаются поклонниками молодёжной культуры, значит, она имеет для них определённое значение. Разобравшись в ценности субкультуры для учеников, педагог сможет помочь и родителям найти общий язык со своими детьми.
Мокеева Т. Свет домашних окон : Влияние семьи на ребёнка / Т. Мокеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 21–22. – (Родительское собрание).
Острогорская В. Кого мы хотим воспитать? : Размышления мамы со стажем / В. Острогорская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 32–34. – (Родительское собрание).
Россохина Т. Кладовая педагогических находок : Опыт русской литературы / Т. Россохина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 27–28. – (Родительское собрание).
Классическая литература способна помочь учителю не только в работе с учениками, но и при общении с родителями. Воспитательный опыт, накопленный предыдущими поколениями, живые характеры и непростые ситуации, описанные в русских романах, – богатый источник обсуждений и разговоров, возможных на родительских собраниях.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Гришкова Т. Газета бесплатных объявлений «Ищу друга»: Для учащихся 5–6-х классов / Т. Гришкова, Т. Меркулова // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 46–47. – (Игротека).
Калинина Р. Экзамен без стресса: Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для старшеклассников / Р. Калинина // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 8–11. – (Психолог у доски).
Каргина А. Неделя плюс… / А. Каргина // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 6 –7. – (Метод в теории и на практике).
Как провести «Неделю психологии» в школе.
Корнюшкина Н. Важней всего погода в школе… / Н. Корнюшкина // Здоровье детей. – 2009. – № 4. – С. 20–23. – (Технология).
О психологическом сопровождении учащихся.
Кузнецова Ю. В кругосветном путешествии : Сюжетный тренинг для пятиклассников / Ю. Кузнецова // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 11–14. – (Личный опыт).
Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса / Л. Лебедева // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 18–24. – (Методическая копилка).
Новичкова И. Швейная игла : Применение
сказкотерапии в индивидуальном
консультировании/
И. Новичкова // Школьный психолог. – 2009. –
№ 4. – С. 34–35. – (Наши дети).
Осипук Э. Волшебный мир бабочки : Игра для педагогов / Э. Осипук // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 45–46. – (Игротека).
Цель: знакомство с техниками арт-терапии как средством развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребёнка.
Писарева Е. Психолог и родители детей с ОВЗ : Методические материалы / Е. Писарева // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 17–32. – (Методическая копилка).
Семаго Н. «Хронически неуспешный» ученик : Какие психологические и возрастные особенности детей приводят к трудностям в освоении базового материала / Н. Семаго // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 10. – (Школьное дело. Учебная тревога).
Как известно, дети бывают неуспешны в школьном обучении по разным причинам. Но во многих случаях к «хроническому неуспеху» приводят одни и те же психологические механизмы. Психолог Наталья Семаго выделила ряд типичных проблем, которые препятствуют усвоению учебного материала на базовом уровне, и составила обобщённые психологические портреты неуспешных учеников. Представлены три подобных портрета, а также рекомендации психолога по работе с неуспевающими детьми.
Шайхутдинова М. Об обиженном Олеге и ласковой Лене:Психологическое занятие с учащимися 6–7-х классов / М. Шайхутдинова // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 30–32. – (Методическая копилка).
ВСЕ ВМЕСТЕ
Малинин В. Учиться нужно весело…/ В. Малинин // Здоровье детей. – 2009. – № 4. – С. 28–32. – (Нам пишут).
Как сделать зимний отдых незабываемым? Как совместить углублённые занятия математикой со здоровым образом жизни? Как создать свой личный сайт во всемирной сети Интернет, смонтировать действующую модель парового двигателя и о многом другом знают в Международном молодёжном центре «Земля – планета людей».
Малыхина М. Эх ты, русское раздолье! / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 4. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Описание зимних игр.
ПОДРОСТОК
Битянова М. Хорошо говорим…: О методе групповой дискуссии в работе с подростками и старшеклассниками / М. Битянова, Т. Меркулова // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 38–40. – (Психологические технологии).
Безух К. Выбор за тобой : Модульный курс для подростков 14–17 лет/ К. Безух // Здоровье детей. – 2009. – № 4. – С. 33–35. – (Образ жизни).
Занятие шестое. Начало в № 16, 19–2008, №1,2–2009.
Шульц Т. Время первых валентинок : Подростковая влюблённость глазами психолога / Т. Шульц // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).
ПРОБЛЕМА
Каменский С. Опасный процент : Доля подростков, впервые попробовавших наркотики под влиянием членов семьи, увеличилась в два с половиной раза / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
Корчагина Ю. Трудные родители : Беседа с детьми / Ю. Корчагина // Здоровье детей . – 2009. – № 4. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).
По мировой статистике, 10% мужчин и 3–5% женщин имеют проблемы, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя. По другим данным, эта цифра приближается к 20%. Выходит, что в каждом классе есть дети, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом.
Кузнецова О. Компьютеромания… / О. Кузнецова // Здоровье детей . – 2009. – № 4. – С. 7–11. – (Взгляд физиолога).
Исследования, проведённые среди взрослых и детей, показали, что работа за компьютером сопровождается значительным напряжением зрительной, сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, центральной нервной и других систем, а также мышц спины и плечевого пояса…
Реутский С. Когда желание померяться силами перерастает в драку… : Способы разрешения физических конфликтов / С. Реутский // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 19. – (Детный мир. Территория риска).
Ростова Л. У подростка случился приступ ломки : Что делать родителям? / Л. Ростова // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Алейникова И. Курсы не помогут : Учителя приблизятся к идеалу, получая серьёзное психологическое образование / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 4. – С. 2–4. – (Событие. Профобразование).
Алейникова И. Хлеба, зрелищ и трудовых навыков : Новая жизнь школьных кафе / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 4. – С. 19–21. – (Школьный уклад. Инфраструктура).
Программа Правительства Москвы (№ 859-ПП от 23.09.08) предусматривает создание в образовательных учреждениях города тематических сервисных кафе-клубов. Как это будет выглядеть? Чем такие кафе станут отличаться от уже имеющихся? Оптимистично ли настроены директора школ?..
Бельман Г. Организация эксперимента в ОУ: роль педагога в успешной реализации программы / Г. Бельман // Управление школой. – 2009. – № 4. – С. 11–18. – (Школьный уклад. Эксперимент в школе).
Долян Е. Хорошо, что есть театр! : Роль детской театральной студии в обучении и воспитании детей / Е. Долян // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 25. – (Педагогика в лицах).
Загвоздкин В. Надёжный инструмент : В Швеции тесты дают детям возможность продемонстрировать, что они знают, умеют и могут / В. Загвоздкин // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 44–47. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Зырянова Е. Проверка на профессионализм : Психологическое сопровождение участников конкурса «Педагог года» / Е. Зырянова // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 14–15. – (Личный опыт).
Иванов А. На пути к объективной оценке : Из опыта работы школьной Службы мониторинга / А. Иванов // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 10–14. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Всё чаще звучат идеи о создании системы оценки качества образования на уровне каждой школы. Такое решение способствовало бы выражению общих тенденций государственной политики в этой области, а образовательные учреждения могли бы эффективнее использовать свои индивидуальные преимущества и накопленный опыт.
Кабанова В. Освобождение : Тренинговое занятие для педагогов – участников конкурсов / В. Кабанова // Школьный психолог. – 2009. – № 3. – С. 16. – (Метод в теории и на практике).
Кособок М. Не давайте конфликту шансов / М. Кособок // Управление школой. – 2009. – № 4. – С. 21–24. (Школьный уклад. Отношения в коллективе).
Конфликтовать нормальный человек не любит, но избежать острых ситуаций порой очень непросто. А если вы уже оказались в эпицентре рабочих и ученических «разборок», к кому обратиться за помощью? При желании, выходить за школьный порог не придётся…
О школьных службах примирения.
Лебедев С. Школа осмысленного знания : Она строится не на односторонней передаче уже существующей картины мира, а на взаимоотношениях между человеческим духом и реальностью / С. Лебедев // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 6. – (Политика образования. Философия образования).
Леонтьева О. Давайте переставим парты!: Предлагаемый вариант расстановки учебной мебели поможет провести уроки с различными формами вербальной и письменной работы гораздо более эффективно / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 12. – (Школьное дело. Учебный кабинет в трёх измерениях).
Леонтьева О. Отступление от темы как педагогический приём : Оно не займёт много времени, зато даст возможность стать ближе и понятнее друг другу, а значит – быстрее и эффективнее провести учебную работу / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 11. – (Школьное дело. В поисках своей методики).
Калиниченко Т. Н. «ЗОЖик»: Дополнительная образовательная программа для учащихся младшей школы / Т. Н. Калиниченко, Е. И. Сердюк, Н. Н. Кусочек, Л. И. Ковалевская // Здоровье детей. – 2009. – № 3. – С. 3–48.
Учебный план занятий в 1-м классе. Разработки тридцати четырёх занятий.
Крылова Н. Достоинство личности : Шаги к новому воспитанию / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 3. – С. 4–8. – (Самоопределение. Идеи).
Куценко Е. Открывая Отечество : Патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, не может быть системой мероприятий. Это – ты сам и дело, которое ты делаешь вместе с детьми / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 13. – (Школьное дело. Страницы внешкольного времени).
В некоторых школах говорят на эту тему без пафоса и официоза. Когда Patria – Отечество обращается к ребёнку не глянцевым плакатом, а живым человеческим лицом.
Меркулов Ф. Когда на уроке скучно… учителю : Несколько рекомендаций, которые позволяют по-другому увидеть привычный ход учебного занятия / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 11. – (Школьное дело. Секреты рабочего настроения).
Наступает такой момент в жизни учителя (обычно это случается в середине третьей четверти), когда он начинает жаловаться, честно говоря, на всё подряд. На придирки равнодушной администрации, на лень непослушных детей, на ужасное расписание… Причина многочисленных конфликтов и обид – в накопившейся у педагогов усталости, в постоянной тревоге от осознания огромной ответственности перед учениками за результаты итоговых контрольных, экзаменов, в вечной неудовлетворенности достигнутым. Можно ли превратить вполне объяснимый кризис в точку профессионального роста?
Пинская М. Оценивание – способ повышения эффективности обучения / М. Пинская // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 31–34. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Оценивание может не только осуществлять функцию контроля, но и повышать эффективность обучения. В Англии уже осознали это…
Пинская М. Хотите улучшить работу? : Для совершенствования используйте опросники / М. Пинская // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 35–42. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Одна из американских ассоциаций учителей-естественников разработала оценочные методики, оформленные в виде руководства для педагогов. Предлагаем соотнести их с вашей практикой. Как вы считаете, насколько они применимы к российской системе образования?
Попова И. Школа для каждого / И. Попова // Управление школой. – 2009. – № 4. – С. 34–35. (Партнёрство. Особые потребности).
Декларировать равные возможности для всех учеников – лишь полдела. Другая половина заключается в том, чтобы их действительно предоставить. Челябинская школа № 55, заявив о своей миссии – «От школы для всех – к школе для каждого», – сумела претворить её в жизнь.
Романов Ю. Покушение на систему : Какие задачи решает критериальное оценивание / Ю. Романов, О. Тришневская // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 15–19. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Гимназия № 45 г. Москвы в 1996 году была аккредитована Организацией Международного бакалавриата. Материал об итогах внедрения в повседневную образовательную практику критериальной системы оценивания, о тех изменениях, которые она за собой повлекла, а также о перспективах дальнейшего развития нововведения.
Свиридова О. Неразрушающий контроль / О. Свиридова, Т. Чабан // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 20–23. – (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Разработка региональных систем оценки качества образования и предстоящий переход на НСОТ «весомо, грубо, зримо» направили дискуссию о том, что такое качество образования, из сферы научных исследований и управленческих заявлений в повседневную жизнь школы. И тут же стало очевидно, что оценивание результатов – страшная сила, которая обладает мощнейшим ресурсом влияния на образование как систему.
Семёнова В. Календарь памятных дат мировых религий. Год 2009-й : Познавательный материал для педагогов / В. Семёнова // Дошкольное образование. – 2009. – № 4. – С. 9–16.
Случ М. Спотыкаемся о ветхую систему оценивания. / М. Случ // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 3–4. (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
В конце материала приведена итоговая резолюция, принятая на круглом столе «Новые подходы к оценке достижений учащихся. Внутришкольное оценивание».
Фетисова Н. «…Чтобы падать на землю звёздным дождём» : Записки ребят, у которых в классе растёт Дерево красоты / Н. Фетисова // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 17. – (Детный мир).
Школа – территория учёбы. Даже личные тетрадки не вполне принадлежат ребёнку: там не напишешь то, что хочешь. А рассказать другим что-то своё человеку порой просто необходимо. У младшеклассников школы «Золотое сечение» растёт в кабинете чудесное Дерево красоты. Оно покрыто необыкновенной листвой: на его веточках то и дело появляются новые наблюдения ребят, мысли, вопросы. Можно подойти и почитать. Задуматься, ответить. Учительница тоже читает с интересом. А как же, ведь в свободном письме ребята раскрываются полнее и поэтичнее, чем при выполнении письменных заданий!
Хилова М. В педагогическую копилку / М. Хилова // Здоровье детей. – 2009. – № 4. – С. 24–27. – (Взгляд физиолога).
Модель профессионального развития учителя.
Цукерман Г. Революция в одной школе : Как учиться без отметок? / Г. Цукерман, Д. Гинзбург // Управление школой. – 2009. – № 3. – С. 24–30. – (Тема номера: Внутришкольное оценивание).
Почему отметка пагубна для системы Эльконина–Давыдова и что для развития детей даёт безотметочная система оценочных взаимоотношений в классе?
Черных М. Азбука пластики, мимики, жеста : О роли невербальной коммуникации на уроке / М. Черных // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 11. – (Школьное дело. В поисках своей методики).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Журавлёва О. Ресурс для профильной школы : Учителя могут помочь подросткам в профильном и профессиональном самоопределении. Но сначала надо помочь самим педагогам / О. Журавлёва // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 9. – (Школьное дело. Задание на завтра).
Мартыненко Ю. Познай себя и сделай первый шаг: Элективный курс предпрофильного обучения для учащихся девятых классов общеобразовательной школы / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. – 2009. – № 4. – С. 36–40. – (Психолог у доски).
Родичев Н. Профориентация: новый век : Она всё больше будет становиться полем интеграции разных типов образования / Н. Родичев // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 9. – (Школьное дело. Задание на завтра).
ИМЕНА
Волков С. Собеседники / С. Волков //Литература. – 2009. – № 3. – С. 4–5. – (Листки календаря).
О Крылове И.А. и Гнедиче Н.И.
Дмитренко С. Полёт Искандера / С. Дмитренко // Литература. – 2009. – № 4. – С. 8–9. – (Листки календаря).
К 80-летию со дня рождения Фазиля Искандера.
Ключарёва Н. «Это мы смотрим сами на себя»: В Манеже – выставка работ Юрия Роста / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).
Порядина М. Моряки / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 4. – С. 41–43. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 165-летию Н.А.Римского-Корсакова; 255-летию со дня рождения А.С.Шишкова; 185-летию со дня рождения А.П.Боголюбова.
Русаков А. Элементарная мечта Песталоцци : Вот уже двести лет она великолепно сбывается то в одном, то в другом месте. Но в массовом образовании по-прежнему выглядит не то чудом, не то чудачеством / А. Русаков // Первое сентября. – 2009. – № 4. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).
НА ЭКСКУРСИЮ
Шенкман В. Он же – памятник! / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 4. – С. 40–41. – (Литературная карта).
О памятниках Лермонтову и его героям.
ЧАС ЧТЕНИЯ
Абрамова С. В. Хороший, плохой… правильный: О книге Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» (М.: Языки славянских культур, 2007) / С. В. Абрамова // Русский язык. – 2009. – № 4. – С. 30–33. – (Наши рецензии).
Бухина О. Ещё один тревожный класс: О книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги» / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2009. – № 3. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Книга подана).
Рудишина Т. Настоящие Игрушки / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2009. – № 3. – С. 22–25. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).
О поэте Анне Русс и её творчестве.
Шеваров Д. «Мы не имеем права беречь себя…» : Возможно, самая большая тайна русской литературы в том, что в переломные эпохи её герои сходят со страниц книг, чтобы помочь нам выстоять / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 3. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Домашний архив).