Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2009

Татьяна Пантюхова

Эта статья написана на основе диссертационного исследования автора «Школьная библиотека в современной образовательной парадигме». Но дело не в учёной степени. Татьяна Владимировна на практике доказала, что школьной библиотеке не просто, но вполне возможно заработать высокий статус, если её сотрудники умеют видеть далеко вперёд и строить долговременные программы развития.

Татьяна Владимировна Пантюхова
руководитель
справочно-информационного центра медико-экологического лицея № 28,
г. Нижний Новгород

БИБЛИОТЕКА образовательного учреждения – один из старейших типов библиотек в нашей стране. Так, в «Трудах Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу» (1911) было предложено в связи с растущей сетью школ создать всеобщую сеть школьных библиотек. В 1914 году на территории России учебные библиотеки образовательных учреждений составляли 78 % от общего числа библиотек.

Сегодня даже приблизительная статистика показывает, что сеть библиотек, принадлежащих Министерству образования, – самая многочисленная в России.

...Содержание деятельности и развитие школьной библиотеки планируется исходя из «Программы развития образовательного учреждения», «Годового плана образовательного учреждения». К основным задачам школьной библиотеки относятся: информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование информационной культуры учащихся, включающей культуру чтения, поиска и переработки информации; содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива и администрации; осуществление библиотечно-библиографического обслуживания учителей, учащихся; внеклассная работа с использованием традиционных и нетрадиционных источников информации.

Говоря о новой парадигме образования, которая направлена на реализацию лозунгов «образование в течение всей жизни» и «научить учиться», в деятельности школьной библиотеки можно выделить главные задачи:

 – продвижение чтения и приобщение к чтению субъектов образования;

– обеспечение процесса образования, самообразования и саморазвития пользователей путём библиотечного и информационного обслуживания;

– формирование у пользователей информационных, познавательных, креативных, аксиологических компетенций в области информационной культуры через индивидуальное и групповое обслуживание с учётом возрастных особенностей;

– предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удалённым ресурсам образования;

– налаживание партнёрских отношений с социокультурными институтами;

– создание единого культурно-образовательного пространства с публичными библиотеками микрорайона.

Среди поставленных задач стоит особо отметить одну – необходимость интеграции с социокультурными институтами: публичными, специальными, учебными библиотеками, музеями, информационными центрами, молодёжными объединениями.

На пути интеграции ресурсов одним из значимых партнёров школьной библиотеки становится библиотека публичная. Существующий опыт такого взаимодействия позволяет утверждать, что работа библиотек различных ведомств в направлении создания корпоративного информационного и материального ресурса обоюдополезна и высокоэффективна.

Приведём примеры проектов с участием школьных библиотек:

– проведение и организация содержательного блока городских мультиарт-проектов (акция «Будем читать», г. Нижний Новгород; программа «Читающий Урал», г. Челябинск – подобные мероприятия сегодня проходят регулярно в различных регионах страны);

– организация презентации книг детских писателей в книжных магазинах («Знакомтесь, Гарри Поттер – пятый» с книжным магазином «Дирижабль»; «И в просвещении стать с веком наравне…» с издательством «Просвещение» и Торговым домом «Букварь», г. Нижний Новгород);

– проведение литературных вечеров в библиотеках вузов (нижегородский лицей № 28 с Нижегородской государственной медицинской академией; сотрудничество публичной библиотеки микрорайона Лефортово и Технического университета им. Н.Баумана, г. Москва);

– выпуск детских изданий: газет, журналов, постеров и т.д. совместно с Союзом писателей, Союзом художников, типографиями (Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Пенза и другие города);

– участие в экологических экспедициях, молодёжных акциях (например, создание цифровой коллекции по материалам экологических экспедиций в с. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области; акция «Милосердие» – города Городец, Бор, Семёнов, Шахунья Нижегородской области);

– создание культурного и образовательного пространства села, микрорайона (модельные библиотеки Чувашии, Белгородской области; опыт работы г. Омска, школы № 24 Нижнего Новгорода);

– участие в сетевых проектах – «Летописи», «Образование для будущего» (программа Интел), Вики-вики (НГПУ, г. Нижний Новгород).

Подобное взаимодействие – не самоцель. Оно направлено, прежде всего, на расширение образовательного пространства, удовлетворение личностных интересов пользователей и выполнение информационных и образовательных запросов субъектов образования. Такое «рождение связей» открывает простор для развития многосторонних коммуникационных процессов, нацеленных на самообразование, саморазвитие личности.

Неминуемый переход школьных библиотек в новую образовательную парадигму продиктован социально-экономическими условиями развития общества, а также инновационными процессами, происходящими в различных социокультурных институтах под влиянием региональных потребностей и ресурсных возможностей.

На наш взгляд, переход школьной библиотеки на новый уровень развития возможен только при построении инновационной модели библиотеки образовательного учреждения.

Инновационная школьная библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, которое является культурным, образовательным, информационным центром и располагает организованным фондом на различных носителях, предоставляя их во временное безвозмездное пользование субъектам образования, а также оказывает качественные библиотечно-информационные услуги.

Успешность построения такой библиотеки, по нашему мнению, зависит от способностей и желания библиотекарей осознать необходимость моделирования и проектирования процессов библиотечной деятельности, степени расширения пространства информации, коммуникаций, культуры, образования (открытости системы «школьная библиотека») и качества управления.

***

Приведу пример из опыта формирования инновационной модели школьной библиотеки лицея № 28 г. Нижнего Новгорода. Данная модель инновационной школьной библиотеки развёрнута и конкретизирована в комплексе компетенций, которыми должен овладеть выпускник разных образовательных ступеней лицея.

В лицее сформирована вариативная образовательная среда, обеспечивающая благоприятные условия для обучения и развития детей в соответствии с их интересами и способностями. Администрация, педагогический коллектив и сотрудники библиотеки пришли к пониманию, что личностная ориентация обучающихся в лицее невозможна без поддержки школьной библиотеки. И значит, инновационные преобразования в лицее должны затронуть школьную библиотеку и модернизировать её.

Перед командой была поставлена проблема: «Как развить школьную библиотеку в качестве комплексного структурного элемента инновационного образовательного учреждения?»

Креативная деятельность команды (включая руководителя библиотеки) способствовала рождению перспективной программы развития библиотеки на 2000–2006 гг. В программе учтены различные факторы:

– региональные (мегаполис, центр города);

– типологические (лицей – образовательное учреждение повышенного статуса);

– объективного окружения (расположение объектов культурно-образовательного значения и объектов риска вблизи лицея);

– субъективные (ожидания учащихся, педагогов, родителей);

– содержательные (профильная подготовка учащихся);

– ресурсные (материально-техническая база, кадры);

– топографические (количество зданий, удалённость друг от друга, год постройки).

Одной из составляющих успешной деятельности лицейской библиотеки стало формирование единых «правил игры команды», то есть выстраивание информационных коммуникаций между элементами комплексного объекта (культурно-образовательными центрами, психолого-социальной службой, предметными кафедрами и субъектами образовательного процесса). В ходе реализации программы развития образовательного учреждения возникла необходимость преобразовать школьную библиотеку в справочно-информационный центр, а также изменить административное управление лицея (см. таблицу).

Этап Сроки Действия
I 2000/2001 уч. год – Организация на базе библиотеки лицея справочно-информационного центра (СИЦ)

– Создание нормативного пакета документов

– Анкетирование субъектов образования для выявления спроса и предложения

– Организация и внедрение проекта «Библиотечный маркетинг как структурный элемент пространства информации, коммуникаций, культуры, образования»

– Запуск образовательного проекта «Сотворчество понимающих» и включённых в него подпроектов

II 2001/2002 уч. год – Организация пресс-службы как одного из ведущих направлений СИЦ (выделение секторов пресс-службы: издательский, рекламный, связи с общественностью, фандрейзинг)
III 2003/2004 уч. год – Реорганизация библиотеки в начальной школе и создание на её базе медиатеки

– Запуск проекта «Школьная пресса как средство информационной социализации»

– Проведение на базе СИЦ курсов повышения квалификации школьных библиотекарей совместно с Нижегородским институтом развития образования

IV 2004/2005 уч. год – Обобщение опыта работы, издание методических и дидактических материалов

– Расширение деятельности СИЦ: создание районного ресурсного центра в основном здании лицея для предоставления образовательных и информационных услуг пользователям ОУ Советского района Нижнего Новгорода

– Размещение ежемесячной газеты «МЭЛ» на сайте лицея

V 2005/2006 уч. год – Расширение деятельности СИЦ: подключение к издательскому сектору мини-типографии, предоставление печатных услуг для населения микрорайона и ОУ района, города

***

Разработанный проект лёг в основу инновационной работы лицея в 2005/2006 учебном году. Проект получил статус городской экспериментальной площадки по проблеме «Библиотечный маркетинг как структурный элемент пространства информации, коммуникаций, культуры, образования». На каждом этапе внедрения проекта предусматривался «запуск» нового вида деятельности, предлагалась к воплощению оригинальная идея, предоставлялся новый вид услуги (или предлагалась её новая форма). Соответственно, каждый этап был разделён на четыре стадии: диагностико-прогностическую, организационно-практическую, опытно-экспериментальную, обобщающе-внедренческую.

Сущность проекта была сформулирована как соответствие принципам маркетинга некоммерческой сферы.

Цель: информационная социализация субъектов образовательного процесса лицея № 28 и повышение качества жизни лицейского сообщества через максимальное предоставление широкого спектра информационных и образовательных услуг.

Задачи:

– вовлечь пользователей в поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, стимулировать развитие своих знаний, саморазвитие на основе использования комплекса источников информации;

– создать базы данных и образовательные презентации практических работ научного общества учащихся по основным направлениям лицея (медицина, биология, химия, культура здорового образа жизни, экологическая культура);

– распространять опыт работы справочно-информационного центра лицея среди школьного и библиотечного сообщества района, региона, страны;

– информировать субъектов образовательного процесса о лучших произведениях современных писателей для детей и юношества через издательскую продукцию, лицейскую газету;

– выработать инструментарий социального партнёрства;

– сотрудничать с информационными центрами учреждений культуры (например, лицей сотрудничает с Нижегородской областной детской библиотекой, Центральной районной детской библиотекой), образования, медицины, общественными организациями, СМИ;

– разработать и осуществить систему региональных обучающих семинаров для библиотекарей ОУ;

– издавать ежемесячную газету «Медико-экологический листок»;

– разработать систему оригинальных информационных, методических продуктов на электронной и печатной основе;

– сформировать систему рекламно-информационной деятельности за счёт размещения рекламы в городских, региональных СМИ, публикаций в периодических изданиях, рекламных акций в газете «МЭЛ», лицейских печатных изданий, публикаций на сайте лицея и образовательных порталах города.

Среди социально значимых результатов и эффектов опытно-экспериментальной работы в 2005/2006 учебном году следует выделить следующие:

личные показатели лицеистов свидетельствуют о достаточно высоком уровне информационной и коммуникативной культуры (по данным анкетирования, результатам олимпиад и конкурсов по информационной грамотности и использованию ПК);

благодаря функционированию справочно-информационного центра создан банк учебно-методических, дидактических, информационных материалов, ориентированных на внедрение в учебно-воспитательный процесс с целью формирования информационной грамотности, готовности к межкультурному диалогу;

обеспечена информационная и техническая поддержка обучения – через включение учеников в поисковую деятельность на основе использования разноуровневых источников информации, через публикации учебных, творческих разработок и результатов ученических исследований и проектов лицеистов;

отмечена положительная динамика мнений субъектов учебно-воспитательного процесса о роли школьной библиотеки в формировании информационной культуры.

***

Успех в осуществлении замысла проекта, его экспериментальное продвижение обеспечиваются за счёт реализации многочисленных подпроектов, действующих в лицее с 2001 года и получивших высокую оценку независимых экспертов. Например: проект «Сотворчество понимающих» (диплом I степени Всероссийского конкурса «БиблиОбраз», грант – 600 тысяч рублей, 2003 г.), проект «Летние чтения – семейные чтения» (специальный приз победителя конкурса Федерации интернет-образования «Как я увлёк ребёнка чтением», 2003 г.), проект «Школьная пресса как средство информационной социализации» (диплом лауреата Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», 2003 г., 2005 г.), проект «Библиотечный маркетинг как структурный элемент пространства информации, культуры, образования» (диплом лауреата конкурса на лучший инновационный проект V Всероссийской школы библиотечной инноватики, 2004 г.) и другие.

Как показал эксперимент, продуктивной реализации выделенных функций школьной библиотеки способствуют следующие формы деятельности: издательская, контакты с прессой и связи с общественностью, библиотечная реклама, информационная поддержка проектов, праздников, подготовка презентаций, фандрайзинговая деятельность (в частности, привлечение средств на комплектование фонда и оформление подписных изданий).

На следующем этапе экспериментальной работы планируется расширение деятельности справочно-информационного центра лицея: «подключение» мини-типографии, создание районного ресурсного центра по предоставлению информационных, образовательных и печатных услуг населению микрорайона, образовательным учреждениям района и города.

***

Реализация инновационной модели школьной библиотеки лицея № 28 Нижнего Новгорода серьёзно изменила структуру и управление лицеем за счёт:

– включения концепции содержательной модернизации библиотеки в программу развития образовательного учреждения;

– создания на базе библиотеки центра и позиционирования его как основы культурно-образовательной деятельности школы;

– расширения кадрового состава библиотеки путём введения новых должностей (руководитель-библиотекарь центра) и привлечения сотрудников на правах внешнего и внутреннего совмещения.

Статья подготовлена при поддержке компании «ЗА ГРАНИЦУ ЗА РУЛЕМ». Если вы решили посетить Европу, но появились проблемы со временем, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ЗА ГРАНИЦУ ЗА РУЛЕМ». Перейдя по ссылке: «Виза Шенген», вы сможете, не отходя от экрана монитора, рассчитать стоимость оформления визы, а также посмотреть требуемые документы для оформления. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.9950909.ru.