Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2009

Оксана Кабачек

Оксана Леонидовна Кабачек
зав. отделом педагогики и
психологии детского чтения
Российской государственной
детской библиотеки,
кандидат психол. наук,
Москва

КОМПЛЕКСНОЕ исследование «Читающие и нечитающие. Факторы, влияющие на чтение младших подростков» ставило своей задачей выявление факторов, влияющих на чтение современных шестиклассников (роль в этом таких социальных институтов, как библиотека, семья, школа), а также проведение сравнительного анализа личностных и читательских особенностей активно читающих и мало читающих подростков.

Этим исследованием, проводившимся в семи регионах Российской Федерации и в Казахстане, было охвачено 398 шестиклассников: 337 – в регионах и 61 – в Москве. Методическая новизна, напомним, состояла в том, что в каждом из участвующих в эксперименте регионов экспертами ОДБ предварительно отбирались две школы: «сильная», где дети активно читают, и «обычная», где большинство детей не читают. Это нужно было для сравнения полярных моделей: эффективной и неэффективной.

Эксперты ОДБ проверяли и школьную библиотеку. Они должны были посмотреть на неё (и её заведующего) взглядом опытного методиста: уяснить, какие задачи выполняет данная библиотека в первую очередь, постараться разглядеть её уникальное лицо. В зоне внимания экспертов оказывались интерьер и фонды школьной библиотеки (оценивались не столько объём, ветхость и структура фонда, сколько то, как фонд подан читателю – заголовки выставок и пр.). Плюсом отмечались высказывания: «есть свободный доступ к литературе для школьников», «в библиотеке уютно, а не “казённо”», «много литературы вне школьной программы», «есть хорошая современная детская художественная литература», «библиотека имеет своё неповторимое лицо: продуманный и запоминающийся интерьер, оригинальные заголовки выставок и т.п.».

Оценивались и функции школьного библиотекаря: «преобладание выдачи требуемой литературы (по школьной программе и к “датам”)», «ведение специального предмета (библиотечно-библиографическая грамотность, внеклассное чтение)», «преобладание пропаганды художественной литературы сверх школьной программы – ради чтения “для души”», «преобладание организации библиотекарем самостоятельной творческой деятельности детей: конкурсы, викторины и пр.».

Также уделялось внимание сотрудничеству школьного библиотекаря с другими работниками школы в области педагогики детского чтения и приветствовались дополнительные замечания-наблюдения по поводу школьного коллектива, школьного библиотекаря, учителя литературы обследуемого класса – например, относительно стиля общения взрослых с детьми (авторитарный, попустительский, демократичный и пр.), интереса к книге и чтению (ярко выраженный, средневыраженный, невыраженный).

В «Анкете для школьного библиотекаря» предлагалось дать сведения о себе и о библиотеке (возраст, стаж и пр., общее количество книг и выписываемых периодических изданий, структура библиотечного фонда) и, кроме того, дописать следующие высказывания:

«1. Школьная библиотека не может существовать без… (перечислить в порядке убывания важности).

2. Чаще всего в течение рабочего дня мне приходится заниматься…

А мне бы хотелось заниматься…

3.Самым главным в своей профессиональной деятельности я считаю…

Потому что…

4. Я самостоятельно, по собственной инициативе, разработал(а)…

5. У нас в библиотеке читатели-подростки проявляют свою активность, когда…»

На основании всех этих данных делался вывод о квалификации школьного библиотекаря как педагога. Этот интегративный показатель сравнивался с другими параметрами (касающимися учителей, родителей, школьников).

Каковы были результаты? Исследование, во-первых, зафиксировало факт доминирования некнижной культуры у подростков; во-вторых, показало, что для воспитания потребности в чтении подрастающего поколения по-прежнему важны такие социальные институты, как семья, школа и библиотека.

К сожалению, библиотека оказалась на последнем месте по степени влияния на читательскую квалификацию подростка! С положительным воздействием здесь связано, например, то, что у хороших школьных библиотекарей учащиеся в два раза чаще обладают высокими эстетическими установками по сравнению со сверстниками, имеющими контакт с малоквалифицированными школьными библиотекарями. Однако подростков, имеющих высокий уровень эстетических установок, мало – всего 2,7 %.

Фото с cайта
http://ps.1september.ru

Куда значительнее влияние учителя. С одной стороны, это позитивный факт (престиж взрослого-специалиста не пал в глазах подростка, как это можно было бы ожидать); с другой стороны, уровень сегодняшних специалистов-учителей оставляет желать лучшего. Так, у педагога-непрофессионала (т.е. не имеющего определённых выработанных педагогических установок, стиля отношений с учащимися), преподающего шестиклассникам русский язык и литературу, подростки значительно реже, чем у педагога-профессионала (каждый восемнадцатый против каждого четвёртого), способны ориентироваться в структуре повествования, предпочитая ему «клиповый ряд». То есть такие подростки не принадлежат к книжной культуре. Да и сами учителя предпочитают читать «для души» художественную литературу невысокого качества («чтиво») и невольно передают свои вкусы детям.

Получается, что учитель в школе перестал обладать установками, присущими интеллигенту. Из просветителя и подвижника он всё больше превращается в равнодушного наёмного работника, вспоминающего о своей педагогической миссии только в момент анкетирования, заполнения аттестационных листов, выступления на производственном собрании (педсовете) и пр.

В такой ситуации роль школьного библиотекаря как носителя культуры, как педагога Чтения не только в среде школьников, но в и среде взрослых объективно возрастает. Это показали и данные нашего исследования. Так, библиотекари, которым на основании всех данных был присвоен статус «отличного», чаще встречаются именно в таких школьных коллективах, где читательская квалификация учителей не очень высока, а также там, где учителя не любят и не знают свой предмет, т.е. имеют невысокую профессиональную квалификацию. Это может свидетельствовать о том, что библиотекарь, осознающий свою культуртрегерскую миссию, всей своей подвижнической деятельностью пытается восполнить то, что недодают детям педагоги. Работает на износ – за весь коллектив.

Но один в поле не воин! Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, обществу необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше; сложную задачу воспитания читателя нужно решать библиотекарям в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Impressmanicure.Ru. Если вы ищете советы для правильного ухода за вашей кожей, ногтями или волосами, то оптимальным решением станет посетить сайт www.Impressmanicure.Ru. Перейдя по ссылке: «http://impressmanicure.ru/articles/236-narashhivanie-nogtej-video.html», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о процедуре наращивания ногтей. Сайт www.Impressmanicure.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новый и актуальный материал для изучения.