Татьяна Рудишина
ЗНАКОМСТВО наше с Юрием Нечипоренко началось очень давно. Дело обстояло так. В апреле 1990 года вышел журнал «Пионер», в котором дебютировало литературное объединение «Чёрная курица». В том же апреле состоялась презентация (написала слово и осеклась – вошло ли оно уже тогда в нашу жизнь?). Скажем проще: в Доме детской книги состоялась встреча молодых авторов журнала «Пионер» с читателями. Нас, детский литературно-познавательный читательский клуб ЦГДБ им. А.П.Гайдара, пригласили на эту встречу. Ребятам нашим было по 10–12 лет, и этот возраст попадал прямо в точку, в читательский адрес журнала. Литературное объединение «Чёрная курица» – молодых, с лёгкой чудинкой, безмерно талантливых и совсем не похожих на писателей людей, которых мы до этого видели, – представлял хорошо нам знакомый, излучающий добро Валентин Дмитриевич Берестов. В тот вечер выступали многие: красавица Марина Москвина с каким-то необыкновенным цветком в голове; Сергей Седов, уже сотворивший своего героя – мальчика Лёшу, который превращался во всё-всё-всё; Андрей Усачёв с гитарой, державшийся чуть на расстоянии; вечно валяющий дурака Тим Собакин, который что-то пел; декламировавший частушки-дразнилки Лев Яковлев…
Детей в ДДК привели мы, Людмила Николаевна Муравьёва и Татьяна Валерьевна Рудишина, – в то время руководители детского читательского клуба. Наши дети были единственными «детскими» читателями на этом празднике жизни, что придавало всему происходящему в наших глазах особый шик! Смеялись до упаду, а на следующем заседании клуба дети предложили позвать «чернокуров» к нам в библиотеку. Мы понимали, что повторить хеппенинг невозможно, поэтому предложили им выбрать кого-то одного и пообщаться поближе с этим автором. И каково было наше изумление, когда выбор большинства пал не на Андрея Усачёва, который, казалось, покорил своим героем Петушковым всех и сразу, а на Юрия Нечипоренко, представленного в журнале повестью «Мой отец – начальник связи». Пока мы готовились к встрече – читали, писали отзывы, рисовали чёрных кур, начались каникулы. Юрию приглашение передали, но он до нас так и не дошёл. Причину спустя годы мы не смогли вспомнить: то ли мы оказались не очень настойчивыми, то ли жизнь молодого учёного закрутилась с ускорением по какой-то другой траектории.
А выглядел он в то время так: А кто это там подпирает мачту? Длиннющий, худой, похожий на Дон Кихота? Под мышкой книга «Школа для дураков» и журнал «Биофизика». Он не признаёт границ между взрослой и детской литературой. Ну что ты с ним сделаешь? Это строки про Юрия Нечипоренко из того самого журнала «Пионер»!
Прошло 10 лет. И вот на одном из вечеров всё в том же Доме детской книги Юрий Нечипоренко читает блистательный рождественский рассказ «Страшный дядька», после чего я подхожу к автору-триумфатору и эдак по-театральному заявляю: «Княгиня, карточный должок!» Знакомство возобновилось. И Юрий пришёл к выросшим детям в клуб. Дело в том, что ежегодно перед самым Новым годом все наши выпускники (члены читательского клуба, участники краеведческих марафонов) собираются на огонёк. Им было уже чуть за двадцать – однако за время пути... А Юрий в тот момент необыкновенно увлёкся личностью Гоголя. И хорошо поморочил выросшим детям головы.
Мы же с Юрием Дмитриевичем больше уже не расставались на такой непростительно большой период. Он защищал докторскую диссертацию, писал эссе, открывал соотечественникам творчество Гайто Газданова, руководил студенческим театром. И за что бы он ни брался, всё делал страстно, ярко и успешно.
Не прошло и увлечение Гоголем. Родился текст с общим заголовком «Ярмарочный мальчик». Это своеобразное мифотворчество вокруг фигуры Николая Васильевича Гоголя, представленное детям лет от десяти-одиннадцати. Гоголь, таинственный, загадочный, мистический, принял своего весёлого исследователя Нечипоренко. Может быть, почувствовал глубоко затаившееся в этом красивом московском, я бы даже сказала – европейском, человеке тепло родной тихой украинской ночи? Может быть, захотел предстать не хрестоматийным программным классиком перед школьниками в год своего 200-летия, а живым, ярким и вполне симпатичным человеком? Удача. А ведь мог и отвернуться! И вот мы держим в руках только что вышедшую из типографии книжку про Гоголя «Ярмарочный мальчик» (издательство «Жук»). И это уже не просто замечательный текст. Это ещё произведение книжного искусства благодаря рисункам художника Евгения Подколзина.Тоже, между прочим, история, достойная Гоголя. Когда текст о Гоголе был готов, Юрия Нечипоренко позвали на радио почитать. Три часа ночью в эфире Юрин удивительно красивый голос вещал, вещал, вещал… А на другом конце города художник Евгений Подколзин внимал, внимал, внимал… И в конце концов позвонил на радио, почувствовав, что именно ему следует проиллюстрировать эту книгу. И всё сошлось! Всё получилось!
А что с детской литературой? В 2009 году Юрий Нечипоренко собрал воедино написанные в разные годы рассказы, так или иначе связанные с детством, отрочеством, юностью. Получился сборник «Волнуемое море», который был представлен на соискание Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Сборник вошёл в список финалистов четвёртого сезона премии, а это большая победа!
Если помечтать, то, может быть, найдётся издательство, которому приглянется рукопись. Но это в будущем. А что сегодня? Наберите в Яндексе «Юрий Нечипоренко», и там появится автобиография-резюме автора с гиперссылками на разные Юрины тексты:
Я родился на возвышенности, в южном городе Ровеньки. Повышенно ощущаю чувство равенства со всеми на свете, что мешает порой подчиняться начальству и оставляет одну возможность: создавать – и возглавлять что-то новое.
Школьные олимпиады по математике довели до МГУ, где закончил кафедру биофизики физического факультета и участвовал в возрождении «Дней Архимеда». Попав в Институт молекулярной биологии Российской академии наук, защитил диссертацию «Кооперативные взаимодействия при связывании лигандов с ДНК». Написал более трёх десятков статьей, опубликованных в журналах «Биофизика», «Доклады РАН», «Молекулярная биология» и зарубежных изданиях.
Между делом околачивался на спортплощадках и в библиотеках.
Начитавшись «чёрного юмора» и «интеллектуальных романов», вопреки «чёрным романам» стал сочинять в стиле «интеллектуального юмора». Рассказы попали в разные издания и привели к вступлению в Международное сообщество писательских союзов.
Печатался в «Дружбе народов», «Знамени», «Литературной учёбе», «Москве», «Слове» и «Юности»; «Барвинке», «Вовочке», «Детской литературе», «Костре», «Колобке и двух жирафах», «Мише», «Пионере», «Простокваше», «Трамвае»; «Литературной газете», «Независимой газете», «Столице» и др. изданиях.
Сотрудничал с издательским центром «Чёрная курица», журналом «Огонёк», журналом «Москва», клубом детских писателей при Доме детской книги, семинаром «Идиома» в Институте языкознания РАН, Издательским домом «Весёлые картинки», Ассоциацией искусствоведов, артгруппой «Слепые» (http://www.screen.ru/Slepye/indexR.html).
Достижениями можно посчитать рассказ в школьном учебнике и статьи о Гоголе в газете «Литература» (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200200103) и сборнике «Жертвоприношение».
Опубликовал в разных изданиях несколько десятков рассказов, повесть и роман (http://www.hrono.info/avtory/litera.html).
Создал Общество друзей Гайто Газданова (http://www.hrono.info/proekty/gazdanov/index.html), подростковый энциклопедический журнал «Электронные пампасы» (http://www.hrono.info/proekty/pampasy/index.html) и клуб писателей «Арабески» (совместно с Гоголевским центром).