Людмила Сухова
По страницам наших газет за март 2009 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Аввакумова В. Великолепная семёрка : Игра-викторина / В. Аввакумова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 41–44. – (Учимся играя).
Андреева Е. Самый классный класс : Фестиваль для сплочения классных и школьного коллективов / Е. Андреева, С. Бик // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 22–23. – (Общешкольное мероприятие).
Андреева М. Мальчишник. 17 февраля 1831 года : Материалы для беседы, литературного вечера, литературно-музыкальной гостиной / М. Андреева, М. Короткова // Библиотека в школе. – 2009. – № 5. – С. 15–20. – (Работа с читателями. Мастерство).
Гайдаенко Е. Юные пожарные и оригами // Здоровье детей. – 2009. – № 6. – С. 30–32. – (Урок здоровья).
При изучении правил противопожарной безопасности, оформлении уголка дружины юных пожарников, при выпуске информационных листков и газет, проведении ролевых игр, а также в выступлениях агитбригад можно использовать оригами.
Громов И. А. Викторина «Горьким словом моим посмеюся» : К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя / И. А. Громов // Русский язык. – 2009. – № 6. – С. 38–43. – (Учение с увлечением).
Громов И. А. Гоголь и о Гоголе на уроках русского языка : К 200-летию со дня рождения писателя / И.А. Громов // Русский язык. – 2009. – № 6. – С. 3–9. – (Материалы к уроку).
Дударова С. Век величайших открытий / С. Дударова, А. Шпигун // История. – 2009. – № 6. – С. 32–39. – (Я иду на урок).
Материал для интегрированного (история + биология) урока-конференции на тему «Научные открытия XIX в.».
Дьячкова С. Разум против предрассудков : Ролевая игра «Катаклизм» / С. Дьякова, В. Луховицкий, О. Погонина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 18–21. – (Классный час).
Сценарий ролевой игры, в ходе которой дети узнают, как в современном обществе возникают социальные мифы и, в частности, мифы о Враге. Эта игра открывает цикл классных часов для детей 13–16 лет, посвящённый профилактике социальной нетерпимости.
Карнизова Н. «Я – гражданин России» / Н. Карнизова, М. Лахман // История. – 2009. – № 6. – С. 27–31. – (Я иду на урок).
Интегрированный урок истории и обществознания.
Колосова Е. Дом наших отношений : Психологическая игра на сплочение коллектива / Е. Колосова, Ю. Хромова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 14–17. – (Классный час. Сценарии).
Международный проект «Весна идёт!» : Наблюдения за прилётом птиц // Биология. – 2009. – № 5. – С. 19–27. – (Зоология).
Мирошниченко Т. Многоточие : Наркомания: источники, сущность, последствия / Мирошниченко Т. // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 16–21. – (Внеклассное мероприятие).
Рассказова И. Взаимное уважение : Классный час. 1–4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 11–13. – (Я иду на урок).
Склярова Т. Выпускной вечер / Т. Склярова // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 39–45. – (Праздники).
Сценарий выпускного вечера в начальной школе.
Сороко Е. Мы – дети Победы / Е. Сороко, С. Хакимянова, Л. Швецова // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 35–37. – (Праздники).
Сценарий праздника.
Сырицына С. Конфликт и пути его разрешения : Психологический ликбез для 5–7-х классов / С. Сырицына // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 13–15. – (Классный час).
Тарасов И. «О, сколько нам открытий чудных…» : Интеллектуальная игра. 2–4 классы / И. Тарасов // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 29–34. – (Учимся играя).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИБубнова Г. «Требую самостоятельности!» / Г. Бубнова // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 40–41. – (Вместе с родителями).
Памятка для педагогов и родителей «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте».
Киселёва О. Образовательная технология для родительского собрания : Обсуждаем тему учебной мотивации / О. Киселёва //Первое сентября. – 2009. – № 5. – С. 13. – (Школьное дело. Школьный треугольник).
Москалёва А. Родительский клуб в детском саду / А. Москалёва // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 27–32. – (Газета в газете).
Конспекты встреч.
Осадчая А. Искусство хвалить / А. Осадчая // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 27–28. – (Я иду на родительское собрание).
Советы по проведению классного часа.
Пантелеева О. Твоя жизнь – твой выбор : Родительское собрание по профилактике употребления психоактивных веществ подростками / О. Пантелеева // Здоровье детей. – 2009. – № 5. – С. 28–30. – (Вне урока).
Попова Т. Испорченный телефон : О том, как наладить контакт родителей и учителей / Т. Попова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 2–4. – (Работа с родителями. Идеи).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМДевина И. Правда о лжи / И. Девина // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 17–32. – (Книга в газете).
Эта работа – сокращённый вариант готовящейся к изданию книги И.Девиной «Ложь – порок, наука или искусство?», адаптированный для школьных психологов и педагогов, сталкивающихся с проявлением лжи у школьников. В работе вы найдёте ответы на вопросы о том, что такое ложь, каковы её причины, каковы способы обучения лжи и её распространения. Наибольший практический интерес представляет раздел «Приёмы искоренения лжи». В приложении психологи и родители найдут полезные сведения, факты, практические задания для работы с детьми 9–11 лет.
Ежова М. Если ты не похож на меня… / М. Ежова // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 18–21. – (Газета в газете).
Занятия по формированию толерантного сознания у детей.
Манухина С. Тренинг командообразования в школе / С. Манухина // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 41–44. – (Психологические технологии).
Меркулова Т. Только для деловых людей? / Т. Меркулова // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 36–39. – (Психолог у доски).
«Сундук свободного времени»: Сценарий занятия для учащихся 4–5-х классов (из цикла «Школьникам об управлении временем»).
Ошуркова О. Волшебная сказка о мечте : Урок психологии для младших подростков / О. Ошуркова // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 12–13. – (Психолог у доски).
Цель: развитие у учащихся коммуникативных навыков.
Задачи: развитие творческих способностей; отработка навыков совместной бесконфликтной работы в малых группах; развитие навыков активного слушания.
Стишенок И. Дорога / И. Стишенок // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 46–47. – (Игротека).
Игру рекомендуется использовать для работы с учащимися 10–11-х классов и взрослыми с целью развития умения управлять своими чувствами и эмоциями.
Стишенок И. Игра «Бабочка» / И. Стишенок // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 46–47. – (Игротека).
Данная игра может применяться в работе со школьниками 8–11-х классов и с членами педагогического коллектива с целью развития способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.
Фоминова А. Школьная травля : Кто виноват? Что делать? / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 31–36. – (Советы психолога. Класс-info).
ВСЕ ВМЕСТЕГурин Ю. Широкая масленица : Календарный праздник-игра / Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 24–26. – (Общешкольное мероприятие).
Костина С. Соперничество сиблингов / С. Костина // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 36–39. – (Психолог у доски).
В центре образования №118 существует школа развития личности «Шар», где, помимо групповых занятий с детьми, осуществляется индивидуальная психологическая поддержка. Ежедневно поступают запросы от родителей с просьбами о помощи в решении тех или иных проблем.
Малыхина М. Дело в шляпе / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 6. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Описание подвижных игр.
Малыхина М. Игры народов Севера / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 5. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Как провести праздник народов Севера.
Саповская Г. Школа – спортивная семья : Спортивный праздник для учеников и учителей / Г. Саповская // Спорт в школе. – 2009. – № 6. – С. 36–37. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
ПОДРОСТОК
Бакулина Е. Как потрогать качество? : Упражнение для подростков / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. – № 5. – С. 40. – (Наши дети).
Цель: помощь подросткам в развитии самосознания и понимания других людей.
Корчагина Ю. Подростковая токсикомания / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 6. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).
Сологуб О. Прими решение : Профилактическая игра с подростками / О. Сологуб // Здоровье детей. – 2009. – № 6. – С. 33–36. – (Вне урока).
Цель: развить навыки распознавания приёмов манипулирования и представлений о способах противостояния манипулятору.
ПРОБЛЕМА
Евсеева Т. Игра или серьёзно?: Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет : На примере анализа «падонкаффского языка» / Т. Евсеева, О. Аболенская // Русский язык. – 2009. – № 6. – С. 32–37. – (Жизнь языка).
Каменский С. Раздражительный, ранимый, тревожный : Большинство невротических расстройств у школьников – это начальная стадия, когда они полностью обратимы. Но «нервный» ребёнок требует повышенного внимания и помощи / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 5. – С. 18. – (Детный мир. Карта здоровья).
Майнгард И. Работа с детьми группы риска : Компетенции, необходимые учителям, чтобы помочь ребёнку в кризисных ситуациях / И. Майнгард, Е. Петрова // Первое сентября. – 2009. – № 6. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).
Полякова А. Пойми меня : Когда в классе появился ребёнок-изгой /А. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 40–42. – (Самоопределение).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Баргесян Н. Класс сбежал с урока : Что делать учителю? / Н. Баргесян // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 5. – (Работа с классом).
Голодяева Л. А. Разновозрастное сотрудничество : Методическая разработка уроков / Л.А.Голодяева, А. С. Злобина // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 35–40. – (Система Эльконина–Давыдова).
Гришина Н. Обратная связь : Алгоритм действий педагога в нестандартной ситуации / Н. Гришина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 10–12. – (Работа с классом).
Иванов А. Гадкий утёнок : Как поддержать и защитить ученика / А. Иванов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 44–46. – (Педагогическая поддержка).
Карпичко О. Час «икс»: Как обойтись без стресса на контрольных работах? / О. Карпичко // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 23–24. – (Наука управлять. Проверка знаний).
Можно сколь угодно долго наслаждаться процессом обучения и получения знаний, но рано или поздно наступает час «икс», когда результаты необходимо продемонстрировать проверяющим. И редко кто не испытывает стресса во время проведения всевозможных контрольных работ: учитель волнуется, не упустил ли он что-либо важное на своих уроках, ученики боятся что-нибудь забыть, администрация переживает о том, чтобы результаты проверки в этот раз оказались не хуже, чем в предыдущий... Эти неприятные моменты научились сглаживать в столичном Центре образования №118.
Леонтьева О. Как помочь отличнику? : Успешному ученику труднее всего даются отношения со сверстниками. И без поддержки педагога здесь не обойтись / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 5. – С. 10. – (Школьное дело. Встречный курс).
Лысенина И. Советы по организации исследований / И. Лысенина // Математика. – 2009. – № 6. – С. 23. – (Предлагаю коллегам).
Мифаева Ю.Свой среди чужих / Ю. Мифаева // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 38–41. – (EDUCATION. Ученики-иммигранты).
Криста Энтони – молодая учительница из США. Недавно она прошла курс, посвящённый обучению детей-иммигрантов, и решила поделиться полученными знаниями, а также своими взглядами на эту проблему с читателями собственного сайта.
Новожилова М. Ищем тему для проекта / М. Новожилова, С. Воровщиков, И. Таврель // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 35–36. – (Проекты и исследования. Советы).
Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так, ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Предлагаем воспользоваться советами из книги «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию», созданной директором, научным консультантом и руководителем психологической службы НОУ COШ «Росинка» г. Москвы.
Нургалеев Л.Ученики глазами учителей : Коллективное педагогическое творчество / Л. Нургалеев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 5. – С. 28–30. – (Педсовет).
Орехова Т. Идти навстречу друг другу : Методические рекомендации для учителей / Т. Орехова // Здоровье детей. – 2009. – № 5. – С. 32–36. – (Учительская).
Орехова Т. Сотвори себя сам : Здоровое поколение: программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11-х классов средней общеобразовательной школы / Т. Орехова, Т. Кружилина // Здоровье детей. – 2009. – № 6. – С. 18–29. – (Технология).
Полякова А. Всеобщая мобилизация : Взаимодействие учителей и школьников посредством SMS / А. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 6. – С. 6–9. – (Работа с учениками).
Свирина Н.Не гонитесь за быстрым успехом : Образованность – прежде всего / Н. Свирина // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 30–33. – (Проекты и исследования. Первые шаги).
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, проводящая просветительскую работу среди учителей, методистов, школьников, организует ежегодную весеннюю ученическую «Конференцию победителей». Анализируя результаты прошедших «детских» конференций, оргкомитет отметил кроме достоинств и весьма существенный недостаток: малую осведомлённость многих детей о том, что такое научное исследование (даже первого, школьного уровня).
Чалганская Л. Как создать авторскую программу?: От замысла – до воплощения / Л. Чалганская // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 16–22. – (Наука управлять. Технологии).
Шустова И. Творческий педсовет : Шесть часов – и ни минуты скуки! / И. Шустова, Е. Тишина // Управление школой. – 2009. – № 5. – С. 8–15. – (Наука управлять. Коллектив).
Ювакаева Ю. Утомлённые школой, или Как справиться с «синдромом третьей четверти» / Ю.Ювакаева // Здоровье детей. – 2009. – № 5. – С. 4–5. – (Репортаж).
ИМЕНА
Бабель И. Багрицкий / И. Бабель // Русский язык. – 2009. – № 5. – С. 33. – (Библиотечка учителя).
Головахина М. А. Женщины-химики : Из истории развития химии / М. А. Головахина // Химия. – 2009. – № 5. – С. 3–5. – (Галерея известных химиков).
Залесский Л. До и после Beatles/ М. А. Головахина // Искусство. – 2009. – № 6. – С. 10–15. – (Арт-галерея).
Кузнецов Н. Учёный, адмирал, Верховный Правитель / Н. Кузнецов // История. – 2009. – № 6. – С. 8–22. – (Анфас и профиль).
О личности, делах и судьбе А.В.Колчака.
Дмитренко С. Волшебницы / С. Дмитренко // Литература. – 2009. – № 5. – С. 6–7. – (Листки календаря).
О Ирине Токмаковой и Ирине Пивоваровой.
Порядина М. Бескрайние края / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 5. – С. 36–37. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 200-летию со дня рождения Н.Гоголя; к 180-летию со дня рождения Г.Данилевского.
Пырков В. Математики – юбиляры 2009 года / В. Пырков // Математика. – 2009. – № 6. – С. 35–36. – (История математики).
Ребель Г. Иван Бунин: страницы судьбы и творчества / Г. Ребель // Литература. – 2009. – № 6. – С. 4–8. – (Я иду на урок).
Рудишина Т. Неуклюжи / Т. Рудишина //Библиотека в школе. – 2009. – № 5. – С. 26. – (Остров сокровищ. Книга подана).
Об А.Тимофеевском и его книге «Пусть бегут неуклюжи».
Скуднова Л. Г. Имя Менделеева… / Л. Г. Скуднова // Химия. – 2009. – № 6. – С. 34–40. – (Ко дню рождения…).
Ткаченко А. А. Российская география и Геттнер : Сто лет непростых отношений / А.А.Ткаченко, Э.Л.Файбусович // География. – 2009. – № 5. – С. 30–33. – (История географической науки).
К 150-летию великого учёного.
Фролова Ю. Газеты Януша Корчака / Ю. Фролова // Библиотека в школе. – 2009. – № 5. – С. 32–35. – (Личность. Имя в истории).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Бухина О. Возвращение домой / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2009. – № 5. – С. 30. – (Остров сокровищ. Книга подана).
О книге У.Старка «Пусть танцуют белые медведи».
Деткина И. Взрослым о детях…: Выборочный список литературы для детей и подростков / И. Деткина, О. Монахова //Библиотека в школе. – 2009. – № 6. – С. 31–36. – (Книжные палаты. В одном переплёте).
Карцев Д. На перекрёстках прошлого / Д. Карцев // История. – 2009. – № 5. – С. 22–24. – (Книгочей).
О книгах «Реформы и реформаторы», «Русский бунт», «Анатомия террора» (М.: Дрофа, 2007).
Клименко А. Щурово – предлагать! / А. Клименко // История. – 2009. – № 6. – С. 6–7. – (Книгочей).
О книге Валерия Ярхо «Три времени Щурова», ставшей итогом десятилетней работы в архивах и библиотеках.
Чудакова М. Не пропустите отрочество! / М. Чудакова // Литература. – 2009. – № 5. – С. 21–23. – (Детское чтение).
Глава из книги М.Чудаковой «Время читать! Полка первая».
Халфин Ю. «Ранящий сад мирозданья» : О поэзии Ольги Седаковой / Ю. Халфин // Литература. – 2009. – № 5. – С. 34–38. – (Штудии).