Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2009

Елена Стрелкова

Электронные ресурсы детских библиотек и новые сервисы образовательной сферы

Принятые сокращения

Елена
Валентиновна
Стрелкова
ведущий специалист
по информатизации
Ленинградской областной
детской библиотеки; зав. научно-методическим отделом
Фундаментальной библиотеки
Санкт-Петербургского
государственного политехнического университета

BBC – British Broadcasting Corporation

CMS – Content Management System

DC (DUBLIN CORE) – Dublin Core Metadata Element Set

DVD – Digital Versatile Disc

HTML – Hypertext Markup Language

IP – Internet Protocol

IFLA – International Federation of Library Associations and Institutions

ISO – International Organization for Standardization

MARC – Machine-Readable Cataloging

OPAC – Online Public Access Catalog

PDF – Portable Document Format

RSS – Really Simple Syndication

RTF – Rich Text Format

RUSMARC – международный код Российского коммуникативного формата

UNESCO (ЮНЕСКО) – The United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры)

XML – eXtensible Markup Language

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПНТБ России – Государственная публичная научно-техническая библиотека России

ГПНТБ СО РАН – Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук

АИБС – автоматизированная информационно-библиотечная система

ББК – библиотечно-библиографическая классификация

ВСИС ПБ – виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек

ВСС – виртуальная справочная служба

ВСС КОРУНБ – проект Корпорации универсальных научных библиотек по справочно-библиотечному обслуживанию удалённых пользователей.

ДД – доставка документов

ИФЛА – Международная федерация библиотечных ассоциаций (IFLA)

МБА – межбиблиотечный абонемент

НПО – научно-производственное объединение

НТЦ – научно-технический центр

РГБ – Российская государственная библиотека

РНБ – Российская национальная библиотека

РФ – Российская Федерация

СМИ – средства массовой информации

СМК – система менеджмента качества

СНГ – Содружество Независимых Государств

УМО – учебно-методическое объединение

ЭДД – электронная доставка документов

ЭИР – электронное издание/сетевой ресурс

ЭОР – электронные образовательные ресурсы

 

Изменение роли библиотек

Фонды современных библиотек объединяют не только источники информации с различными свойствами носителей, но и материалы, опубликованные в электронной форме за счёт использования компьютерных сетей. Полнотекстовые коллекции, электронные архивы, электронные библиотеки естественным образом стали ресурсами, к которым библиотечные специалисты обращаются в ходе обслуживания. Интернет предоставляет возможность обращения к информационным источникам и управления данными независимо от их удалённости: при посещении библиотеки пользователи могут работать с ресурсами сетевого доступа самостоятельно, а вне её – по каналам связи. «Всё, что для этого нужно, – это соответствующая технология»1.

Интенсивное использование обществом – гражданами, бизнесом, органами государственной власти – информационных и телекоммуникационных технологий меняет роль библиотек в организации доступа к информации, поскольку объёмы материалов разной значимости с альтернативными сервисами информационного обслуживания во много раз превышают объёмы ресурсов, упорядоченных на основе библиотечных подходов. Разнородные по своим свойствам электронные ресурсы создаются одновременно, затраты на их публикацию несопоставимы. Например, ответственная подготовка, реферирование и распространение документа с использованием электронных технологий требуют значительно больше времени и усилий, чем обнародование путём представления в эфир цифровой фотографии. А информационная ценность фотоизображения может быть выше кропотливо создаваемого текстового произведения. При этом и то, и другое требует от библиотеки отражения в информационно-поисковом пространстве сведений о документе и ставит вопрос об условиях отнесения к объектам библиотечного хранения.

Проблемы «миграции» данных и документов вслед за развитием программно-технического обеспечения, конечные объёмы устройств хранения для сетевых источников, традиционные проблемы управления фондами на различных видах носителей влияют на политику комплектования, не позволяя отдельно взятой библиотеке выполнять депонирование электронных ресурсов по принципу последовательного накопления. Только при использовании распределённых фондов и корпоративном объединении, дополняя систему государственного депонирования обязательных экземпляров, библиотеки получают возможность формировать специализированные ресурсы, создавая конкурентоспособную библиотечную продукцию, повышать эффективность информационного обслуживания в единой электронной среде.

Библиотечные сети позволяют библиотеке взаимодействовать с различными категориями пользователей и поддерживать их работу с упорядоченной информацией. При этом поток документов, доступных в сети, нарастает. Он формируется спонтанно в силу так называемого «интернет-права» – исключительного права авторов и иных правообладателей на доведение своих произведений до всеобщего сведения, когда «любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору»2.

В пленарном докладе на Крымской конференции 2007 года Я.Л.Шрайберг указывал на эволюцию единиц измерения объёмов информации, создаваемой в цифровой форме и измеряемой в текущем десятилетии сотнями экзабайт – миллиардами гигабайт. Выступая в 2008 году на конференции Российской библиотечной ассоциации, он констатировал, что реально созданная информация по своему объёму уже превысила мировые возможности устройств хранения. Эксперты исследовательской компании IDC3, оценивая ежедневный мировой поток информации в электронной среде, объединяют «цифровые фотографии, видео, электронные письма, интернет-пейджинговые сообщения, звонки IP-телефонии и многое другое. При этом надо иметь в виду, что не вся эта информация записывается и хранится: многие передачи цифрового телевидения исчезают после просмотра, веб-страницы – вслед за закрытием браузеров, и т.д.; но даже временно хранящиеся файлы всё равно составляют очень большую величину. На сетевую инфраструктуру и системы хранения сегодня быстрыми темпами возрастает нагрузка; а ведь масштабные библиотечные проекты по оцифровке только начинаются. Как отмечают специалисты, сегодня подсчитанное количество данных в три миллиона раз превышает совокупный объём информации, содержащийся к настоящему моменту во всех напечатанных в мире книгах. Если попытаться визуализировать имеющееся на сегодня у человечества “цифровое богатство”, то можно представить его, например, как почти 37 миллиардов DVD-дисков или 12 стопок книг высотой от Земли до Солнца»4.

Возможность одновременного предоставления пользователям данных различной природы для творческого их использования размывает границу между процессами создания информации и её потреблением.

Учитывая проблемы, связанные с этими процессами, в сфере образования и науки рассматриваются подходы к объединению тематически упорядоченных ресурсов путём создания сетевых узлов – точек доступа к знаниям, создатели и потребители которых могут в свою очередь генерировать новые знания. Таких сетей может быть множество, их развитие происходит параллельно с другими процессами в информационной сфере и информатизацией отраслей науки, культуры и образования.

Изменение роли библиотек состоит в том, что для них открывается возможность стать сетью, в которой точки входа в интегрированное библиотечно-информационное пространство будут совмещены для пользователей с «узлами знаний».


1 http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla11.pdf – Рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО к интернет-манифесту.

2 http://www.gk-rf.ru/statia1270 – Статья 1270 ГК РФ «Исключительное право на произведение».

3 http://www.idc.com – International Data Center.

4 Шрайберг Я.Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке [Электронный ресурс] : ежегодный доклад Конференции «Крым». 2007 год // Электронная библиотека / ГПНТБ России. – М., 2007. – URL: http://ellib.gpntb.ru/index.php?doc=Plenarn&dir=21&art=1

 

Продолжение