Анна Макурина, Светлана Чаусова
Областная заочная читательская конференция по книге Бориса Минаева «Детство Лёвы»
|
|
Содержание разработки
От авторов.
Об областной заочной читательской конференции по книге Бориса Минаева «Детство Лёвы».
Акция «Перекрёсток детства». Текст обращения к читателям.
«Профессиональный разговор».
Борис Минаев и его книга: по материалам периодических изданий и Интернета.
Выставка «Перекрёсток детства».
Громкое чтение рассказа Бориса Минаева «Дерево».
«Когда взрослые были детьми»: методические рекомендации для беседы о рассказах Бориса Минаева «Эра телевидения» и «Зубная боль» с учащимися 7-го класса.
«Трудно взрослеть»: запись беседы о рассказах Бориса Минаева «Далёкое – близкое», «Живая рыба», «Зубная боль» с учащимися 7-го класса.
Отзывы читателей-подростков о рассказе «Зубная боль».
«Чтобы слова счастье, семья и детство были синонимами». Виртуальный диалог поколений. Итоги читательской конференции.
От авторов
Национальная детская литературная премия «Заветная мечта», безусловно, известна библиотекарям, работающим с детьми. Благодаря «Заветной мечте» хорошие книги для детей и юношества получают возможность пробиться к читателю и выделиться в огромном и мутном потоке современной литературы. В 2008 году одноимённый благотворительный фонд исполняет наше заветное желание – издаёт книги–лауреаты премии необходимым тиражом и дарит их детям всей страны. Архангельская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара взяла на себя приятную обязанность распространить комплекты книг–лауреатов премии по области. В детских, школьных и сельских библиотеках появились замечательные издания.
Чтобы дать возможность библиотекам Архангельской области объединиться в диалоге вокруг хороших современных детских книг, АОДБ им. А.П.Гайдара организовала областную заочную читательскую конференцию, вспомнив незаслуженно забытую и чрезвычайно интересную форму работы. Для обсуждения была выбрана книга Бориса Минаева «Детство Лёвы», о которой у критиков нет единого мнения (разговор о ней очень актуален не только в Год семьи).
Эти рассказы мы прочитали с удовольствием. Вспомнили детство, насладились юмором и хорошим русским языком. Не сразу решились на столь грандиозную затею с областной заочной читательской конференцией, потому что книга, с которой предстояло работать сначала нам, а затем и вам, – не такой уж простой и «удобный» материал (в чём вы убедитесь сами). Но вместе с тем в отечественной литературе так давно не было столь пронзительной психологической прозы о детстве... И мы пошли на риск.
Признаемся, не всегда всё получалось так, как нам хотелось. Но мы поняли главное – рассказы Минаева «действуют», задевают и детей, и взрослых. Надеемся, опыт сотрудников АОДБ им. А.П.Гайдара, представленный на этих страницах, поможет вам в работе с книгой «Детство Лёвы». Чтобы помочь в такой работе, мы публикуем здесь информацию об авторе и его произведении, взятую из разных источников.
О конференции
Цель областной заочной читательской конференции – объединить в диалоге вокруг книги Б.Минаева «Детство Лёвы» читателей-детей, их родителей, педагогов и библиотекарей для создания пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
В рамках заочной читательской конференции разработаны два блока вопросов: для родителей и детей (акция «Перекрёсток детства») и для библиотекарей («Профессиональный разговор»).
Акция «Перекрёсток детства»
Текст обращения к взрослым читателям
Книга Бориса Минаева «Детство Лёвы» – это великолепная психологическая проза, которую оценят и дети, и взрослые. Уникальность её в том, что она идеальна для семейного чтения. Часто даже в семье мы страдаем от взаимного непонимания, от нежелания услышать друг друга, от тяжёлого разрыва душевных и духовных связей с родными. Книга Минаева – не панацея от всех бед. Но совместное чтение и разговор о ней в кругу близких людей могут стать спасительным мостом через пропасть отчуждения. Прочитайте рассказы о маленьком Лёве вместе с детьми, и вы увидите – взаимопонимания, взаимного интереса станет больше.
Уважаемые родители! Предлагаем вам вместе с детьми стать участниками акции «Перекрёсток детства». Для этого вам необходимо выбрать из приведённого ниже перечня и выполнить совместно или индивидуально задание или несколько заданий.
• Прочитайте один из рассказов из книги «Детство Лёвы» и поговорите о его содержании. (Запрещённый вопрос: «Чему учит тебя эта книжка?»)
• Напишите эссе на тему «Размышление о прочитанном».
• Выпишите из текста наиболее важные, на ваш взгляд, фразы и объясните, чем именно они вас поразили и о чём заставили задуматься.
• Напишите рассказ «В моей жизни (в жизни моих знакомых, родителей) подобное случалось».
• Расскажите ребёнку какой-либо случай из своего детства и помогите ему воспроизвести его в письменном виде.
• Предложите родственникам, чьё детство пришлось на шестидесятые годы прошлого века, прочитать вместе с ребёнком один из рассказов. Спросите, узнают ли они в нём своё время? Ответ запишите.
Для нас очень важен и интересен ваш опыт совместного прочтения книги, расскажите нам о нём. Присылайте ваши работы в Архангельскую областную детскую библиотеку им. А.П.Гайдара до … с пометкой «Акция» или приносите их в ближайшую детскую библиотеку. Не забудьте указать: адрес, телефон, Ф.И.О. родителей, имя и возраст ребёнка. Самые интересные работы будут опубликованы на страницах газеты «Книгочей».
Профессиональный разговор
Вопросы для библиотекарей сформулированы таким образом, что предполагают комплексные ответы. В них могут войти результаты изучения теоретического и критического материала по теме, вдумчивого прочтения и анализа текста книги. Но главное – это выводы, сделанные из практической работы с детьми и (возможно) родителями.
• Когда Сергей Тимофеевич Аксаков ещё только задумывал «Детские годы Багрова-внука», он писал в одном из писем: «Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление, и чтоб исполнение было художественное в высшей степени». Можно ли отнести эти слова, сказанные в середине XIX века, к книге Бориса Минаева «Детство Лёвы»? Можно ли работать с этой книгой в контексте лучших традиций русской автобиографической прозы о детстве (Толстой, Аксаков, Гарин-Михайловский) в библиотеке и школе? Какие формы работы будут, по-вашему, наиболее эффективны?
• О читательском адресе книги Бориса Минаева «Детство Лёвы» нет единого мнения. Ностальгическая окраска, сложные экзистенциальные смыслы – всё это привлекает к её чтению взрослого человека. Убедительный и достоверный портрет сверстника, живой, увлекательный язык, хороший юмор найдут в рассказах о Лёве дети. Достоверная, созданная без пафоса и злобы картина советской эпохи, образ семьи, выписанный автором с нежностью и честностью, универсальные проблемы взросления, поднятые Б.Минаевым, способны помочь сделать книгу хорошим мостиком, соединяющим поколения в семейном чтении. Каков читательский адрес книги, на ваш взгляд? Какие рассказы, по вашему мнению, могут стать хорошим материалом для беседы детей и родителей (других старших родственников)? Какие формы работы по организации семейного чтения этой книги могут предложить библиотека, школа?
• Современные подростки неохотно читают о героях-сверстниках, живших в советские времена. «Детство Лёвы» Бориса Минаева – книга этапная, потому что это произведение о советском детстве, написанное в постсоветский период. Каким предстаёт образ 60-х годов двадцатого века на страницах книги? Можно ли на материале рассказов о Лёве построить разговор с детьми о советском времени?
• Рассказы Б.Минаева отличаются по возрастному адресу. Одни доступны для младших школьников, другие – для младших подростков, третьи – для старших подростков и юношества. Более того, в одном и том же тексте содержатся несколько уровней для «считывания»: для младших школьников – сюжет, житейская история, для младших подростков – переживания героя-ребёнка, для старших подростков и юношей – психологический и философский смысл рассказов. Эта особенность обуславливает необходимость дифференцировать формы работы с книгой в зависимости от возраста и читательского развития детей. Какие формы (громкое и комментированное чтение, беседа о прочитанном, обсуждение, литературная игра, литературный вечер и т.д.) эффективны в работе по этой книге с младшими школьниками, младшими подростками, старшими подростками и юношеством, детьми с разными уровнями литературного развития? В каком случае целесообразнее обратиться к отдельным рассказам, в каком – к книге как целостному художественному произведению?
• Борис Минаев создал психологически сложный образ маленького человека, чьи переживания, сомнения, мучительные попытки понять взрослых часто никак не разрешаются. Возможно, писатель хотел «вспомнить всё», чтобы убедиться, что сложные вопросы бытия человека уходят корнями в детство. Так, одиночество человека в мире людей маленький Лёва впервые остро ощутил в страшном кабинете зубного врача («Зубная боль»). Какие нравственно-психологические, нравственно-этические, нравственно-философские проблемы, с которыми сталкивается взрослеющий герой, вы бы назвали «сквозными»? Мария Московская написала в рецензии, что книга Минаева может помочь юным читателям «учиться философствовать». Согласны ли вы с ней? Какие рассказы вы выберете для работы с детьми в этом направлении? Объясните свой выбор.
Уважаемые коллеги, вы можете ответить на все вопросы или на один вопрос. Излагайте ваши размышления и отправляйте в методический отдел АОДБ им. А.П.Гайдара до … с пометкой «Акция». Не забудьте указать: Ф.И.О. библиотекаря, название библиотеки, телефон, адрес.
Борис Минаев и его книга
По материалам периодических изданий и Интернета
Писатели о себе // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 7. – С. 101–102.
Б.Минаев отвечает на вопросы.
Московская М. Сбылась «Заветная мечта»... / М. Московская // Семейное чтение. – 2006. – № 4. – С. 33–34.
Корф О. [Рецензия на книгу Б. Минаева «Детство Лёвы»] / О. Корф // www.kykymber.ru
Малая С. [Рецензия на книгу Б. Минаева «Детство Лёвы»] / С. Малая // www.bibliogid.ru
Выставка «Перекрёсток детства»
Заглавие: «Перекрёсток детства».
Форма: выставка одной книги.
Цель: представить книгу Бориса Минаева «Детство Лёвы» как поэтический документ советского детства на фоне воспоминаний о собственном детстве.
Читательский адрес: руководители детского чтения.
Первый раздел
Задача раздела – создать ностальгический образ советского детства с помощью предметов. Для этого необходимо собрать вещи, которые способны пробудить у взрослых воспоминания о детстве периода 50–80-х годов XX века: октябрятские, пионерские, комсомольские значки, пионерский галстук, горн, барабан, похвальные листы и почётные грамоты, ёлочные украшения и игрушки из пятидесятых годов и т.п. Дополнить выставку могут копии чёрно-белых фотографий детей разных лет – от сороковых до восьмидесятых. Документальной составляющей выставки могут стать и копии передовиц старых номеров «Пионерской правды», в которых найдут отражение ключевые события эпохи: смерть И.Сталина, полёт в космос Ю.Гагарина и В.Терешковой, смерть Л.Брежнева.
Этот предметный и иллюстративный ряд крепится на натянутое полотно (ширму), расположенное рядом с выставочным стеллажом или приделанное к нему.
Второй раздел
Задача данного раздела – представить книгу «Детство Лёвы» как событие в современной российской литературе.
Здесь предлагаются материалы о Борисе Минаеве и его книге «Детство Лёвы» [2, 3, 5, 7], а также о Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» [1, 8, 9]. Выставку дополняют книги, сходные с «Детством Лёвы» по времени создания, тематике и ностальгической интонации, [6, 10] и фотография автора.
Цитаты
«Детские воспоминания – это такой мощный клуб по интересам, объединяющий людей, родившихся в Советском Союзе. И у сына директора завода, и у сына пьяницы – слесаря, работающего на этом заводе, был общий двор, общие игры, общий тополиный пух, который так здорово поджигать!»
Ольга Лукас
«Соединение иронии и глубокой грусти и есть “исходник” неповторимого стиля Бориса Минаева, писателя, который возвращает чувствам серьёзность».
Ольга Корф
Материалы к выставке
1. Громова О. Мечта. Первое воплощение / О. Громова // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 12. – С. 7.
2. Корф О. [Рецензия на книгу Б. Минаева «Детство Лёвы»] // www.kykymber.ru
3. Малая С. [Рецензия на книгу Б. Минаева «Детство Лёвы»] // www.bibliogid.ru
4. Минаев Б. Детство Лёвы / Б. Минаев. – М. : Захаров, 2001. – 260 с.
5. Московская М. Сбылась «Заветная мечта»... // Семейное чтение. – 2006. – № 4. – С. 33–34.
6. Нусинова Н. Приключения Джерика / Н. Нусинова. – М. : Самокат, 2006. (Отрывок из повести напечатан в газете «Библиотека в школе». – 2006. – № 14. – С. 17.)
7. Писатели о себе // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 7. – С. 101–102.
8. Поверь в мечту: Миссия Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» // Библиотечное дело. – 2005. – № 9. – С. 32.
9. Рудишина Т. Смысл и пафос «Заветной мечты» : Интервью с Михаилом Бутовым / Т. Рудишина // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 8. – С. 26–27.
10. Санаев П. Похороните меня за плинтусом / П. Санаев. – М. : МК-Периодика, 2007. (Повесть существует и в журнальном варианте: Октябрь. – 1996. – № 7. – С. 55–126.)
Подобную выставку можно организовать в детской или школьной библиотеке. Перед этим уместно провести небольшое анкетирование. Вопросы могут быть, например, такими.
Если мысленно вернуться в пору Вашего детства, то:
• какие приметы времени, события общественной жизни Вам особенно памятны?
• какие чувства Вы испытываете, вспоминая свое детство?
• какое самое яркое воспоминание сохранила Ваша память?
Несколько анкет с самыми интересными ответами можно разместить в первом разделе выставки. А информацию из остальных – использовать во время презентации экспозиции. Читателей библиотеки можно привлечь и к составлению предметного и иллюстративного ряда. Во время презентации выставки можно провести фотовикторину (отгадать, кто изображен на детских фотографиях) или попросить хозяев принесённых вещей рассказать интересную историю, связанную с ними.
Громкое чтение рассказа Бориса Минаева «Дерево»
К знакомству детей с творчеством Бориса Минаева нельзя применить какие-то возрастные ограничения. Это, скорее всего, тот случай, когда именно совместное чтение его рассказов взрослыми и детьми и последующее общение-размышление как будто изначально предопределены автором. Писатель приглашает нас войти в мир его воспоминаний о далёком-близком. И это не только мир людей, их быт: главное, – перед нами раскрывается тайна взросления души человека. Рассказы Б.Минаева можно назвать школой чувств: они обостряют в нас способность проникновения в боль, страдание другого, рождают способность к состраданию и сопереживанию.
Для громкого чтения мы выбрали рассказ «Дерево». По содержанию он близок и понятен детям. Разговор после прочтения и творческие задания направлены на развитие эмпатии у ребёнка. Вот примерный ход такой работы.
1. Вступительная беседа
Видели ли вы когда-нибудь, как дерево плачет кровавыми слезами? Скажете, такого не бывает, это всё выдумка. Ещё как бывает! Я расскажу вам такой случай. Около нашего дома росли тополя. Они давали тень, роняли пуховые серёжки, радовали сочной зеленью. Однажды я увидела, как из соседнего подъезда вышел мужчина и стал топором сдирать кору с дерева. Я подбежала к нему, попросила не делать этого, но он грубо ответил, что в их квартире невозможно жить: из-за сырости, плесени на стенах их дети постоянно болеют. Я молча отошла. А к вечеру на обнажённом стволе дерева проступили кроваво-грязные капельки-слёзы.
Прошло много лет, и я забыла о случившемся. Но недавно прочитанный рассказ Бориса Минаева из книги «Детство Лёвы» заставил вновь вспомнить о том эпизоде. Хотя события, описанные здесь, совершенно иные, но я почувствовала какую-то неуловимую близость с героем этого произведения.
Хотите, прочитаем его вместе?
2. Чтение рассказа
3. Беседа после прочтения
• Рассказ заканчивается словами: «Я шёл домой, размышляя о том, что на тополь надо повесить табличку. Типа “охраняется государством”.
Но табличку в тот раз мы так и не повесили. А зря. Очень зря». Почему автор сожалеет, что на тополь не повесили табличку «охраняется государством»? А кто это – «государство»? И для чего вообще эти таблички развешиваются?
После высказываний детей взрослый может предложить и своё мнение. По-моему, эти таблички помогают нам увидеть то, что нуждается в нашей защите, в нашем милосердии.
• Как вы понимаете слово «милосердие»? Раскройте его смысл.
Милующее, сострадающее, жалеющее, любящее сердце.
• Кого из героев рассказа вы бы могли назвать милосердным?
У нас дети после небольшой паузы назвали Лёву.
• Давайте подумаем вместе, можно ли Лёву считать милосердным? Для этого проследим с самого начала текста, какие чувства он испытывал к дереву.
• Сказал ли Лёва Колупаеву о тех чувствах, которые внезапно испытал к дереву? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. Как вы думаете, почему он не открыл своих чувств?
• В конце рассказа мы слышим слова Колупаева: «Ты гад, гад! – кричал он. – Я тебе ещё матросских надаю! Это ты придумал тренироваться... Он бежал за мной и размахивал руками. Но я его не боялся». Почему Лёва перестал бояться Колупаева?
4. Творческие задания (выполняются по группам)
• Подготовить рассказ о происшедших событиях от лица Колупаева в форме письма другу.
• Что мог бы сказать тополь, наблюдавший происходящее?
• Ножичек вернули в ящик кухонного стола. О чём он мог бы поведать другим ножам, вилкам и ложкам?
• Расскажите, как объясняет отец Лёвы жене своё отношение к поведению сына.
• Расскажите, как мама Лёвы могла бы пожаловаться на сына своей подруге.