Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2009

Елена Иванова

О её ключевых словах, парадоксах и многом другом…

Писать о Крымской конференции сложно: нужен аналитический материал, отчёт. А наружу нестерпимо рвутся эмоции: хочется поделиться собственными впечатлениями, размышлениями о форуме. Что делать?

КАК ИСТИННЫЕ женщины, будем непоследовательны и начнём с подведения итогов. Чем запомнилась нынешняя, 16-я конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса»?

… Значительным составом представителей органов власти различных уровней. Если это тенденция, то библиотекам есть чего ждать и на что надеяться. Возможно, следующая конференция позволит сделать диалог власти и библиотек более ощутимым и зримым. Например, через проведение специального мероприятия.

…Проходящим при неизменном аншлаге Ежегодным докладом генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) России профессора Я.Л.Шрайберга.

… Увы, потерями. Минутами молчания начались секция по автоматизации и детская секция. Мы вспоминали ушедших Ф.С.Воройского, А.В.Ситиленкову, Л.М.Жаркову…

… Кризисом, который привёл к сокращению числа участников конференции, но не повлиял на её содержательное наполнение.

… Хорошей погодой. Даже слишком хорошей, до +37°C в тени.

Перед открытием конференции

А теперь, как «хронические» библиотекари-библиографы, попробуем всё систематизировать и выдать в определённом порядке с указанием ключевых слов.

Кризис. Конечно же, о нём вспоминали часто: и вслух, и про себя. Я же отмечу парадокс этого явления.

И участников конференции, и, соответственно, выступлений было меньше, чем в предыдущие годы. При этом родная «детская» секция побила сразу несколько рекордов:

– По продолжительности – четыре (!!!) дня работы. Даже в пятницу, когда все добрые люди уже готовились к закрытию, мы всё ещё решали, как же нам детей к книге заманить?

– По содержательному наполнению. Не поленилась и посчитала: 18 докладов + 8 различных по формам мероприятий (круглые столы, дискуссии, мастер-классы и т.п.).

– По востребованности. Присутствовало 30–40 человек на каждом мероприятии. Нет, я неправильно написала. Не присутствовали, а работали, творили, сообща искали ответы на вопросы, спорили, соглашались, поддерживали… Спасибо вам, коллеги, за это «пиршество духа»!

В связи с данным парадоксом позволю себе поиграть словами: так что – мы в кризисе или всё же кризис в нас?..

На пресс-конференции председатель организационного комитета Международной конференции «Крым 2009» генеральный директор ГПНТБ Я.Л.Шрайберг подчеркнул, что кризис не привёл к усечённой программе конференции. Все тематические направления выдержаны и представлены в работе форума.

Автоматизация. Заместитель генерального директора по научной работе и стратегическому развитию ГПНТБ Б.И.Маршак представил аналитический доклад «Куда сегодня движется автоматизация библиотек». В своём выступлении он выделил наиболее значимые сегодня темы (речь идёт об автоматизации):

• Составление имидж-каталогов.

• Соблюдение MARC-форматов.

Особенности систем классификации в АИБС, которые должны удовлетворять и систематизатора, и читателя. Читателя – с точки зрения автоматизированного поиска по словам, а систематизатора  – с точки зрения составления индексов.

Радиочастотная идентификация, RFID технологии в библиотеках – направление, которое сегодня завоёвывает весь мир.

Б.И.Маршак остановился и на некоторых особенностях в области автоматизации, в частности на создании корпораций. Но не тех, которые формируются сверху, под давлением министерств и ведомств, а тех, которые вырастают снизу, по инициативе библиотекарей. И это кажется намного более важным, поскольку демонстрирует целесообразность и необходимость корпоративных действий при использовании АИБС в библиотеках.

Ещё одно «старое новое» – аутсорсинг, т.е. передача вторичных (или непрофильных) функций сторонним исполнителям – внешним фирмам. Основной принцип аутсорсинга можно выразить следующим образом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других; внешнему исполнителю передаю то, что он делает лучше других». В качестве примеров аутсорсинга в библиотечной практике можно назвать использование внешних организаций при ретроспективной конверсии, штрихкодировании, корпоративной каталогизации.

Время стендовых докладов

Информационные технологии. Директор Муниципальной информационной библиотечной системы А.С.Карауш (г. Томск) обратил внимание аудитории на «условно положительные» и «условно отрицательные» последствия финансового кризиса для информационных технологий в библиотеках. Кроме того, докладчик обозначил пути сокращения затрат в библиотеках на ИТ.

Презентации. Специалисты Научно-производственного объединения «Информ-система» провели презентацию, посвящённую новым функциональным возможностям АИБС «МАРK – SQL» и технологии RFID. Во вступительном слове заместитель генерального директора по научной работе и автоматизации Л.В.Левова отметила: «Каждая конференция имеет свои ключевые слова: автоматизированные информационные библиотечные системы, корпорации, шлюз Z 39.50, электронные библиотеки, электронный контент. На этой конференции очень многие говорят о радиочастотной технологии. Таким образом, наши разработки оказались своевременными».

Руководитель службы разработки программных средств С.В.Ефремов рассказал и показал, как RFID-технология может применяться в библиотеках для идентификации книг.

Авторское право. На секции, посвящённой данной проблематике, выступил председатель Комитета по культуре Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П.Ивлев. Обращаясь к вопросам соблюдения норм авторского права, он указал на противоречие между публичным интересом граждан иметь широкий доступ к информации, к знаниям, к книгам и современным законодательством, которое ограничивает такие возможности, недостаточно точно регулируя права авторов на произведения.

В выступлении было отмечено, что для продвижения библиотек в области информационного развития следует продолжить работу по созданию электронных ресурсов. Необходимо изучать отечественную практику применения четвёртой части Гражданского кодекса и международный опыт по созданию цифровых копий. Нужно обеспечить разумное сочетание конституционных прав человека: право на работу с культурными ценностями и право на поиск, получение, передачу и распространение информации.

Г.П.Ивлев подчеркнул необходимость соблюдения верного соотношения между интересами публичных библиотек и частными интересами авторов. Очевидно, что интерес авторов должен быть защищён. Но также понятно и то, что необходимо блюсти общественный интерес граждан, обеспечивая доступность информации для людей. По словам докладчика, Госдуме предстоит «найти баланс между необходимой и обязательной защитой прав авторов и способами предоставления их произведений бесплатно через библиотечную систему для всего общества». Для этого в рамках действующих норм авторского права должны существовать исключения для публичных библиотек, деятельность которых связана с публичным интересом, с интересами общества и граждан и не отмечена предпринимательским, коммерческим интересом. Цифровая копия для некоммерческих, для образовательных целей не нарушает прав авторов. Так же, как их не нарушает и цифровая копия, созданная для внутренних нужд библиотек, которая в дальнейшем не будет множиться. В этой связи в статью 18 Федерального закона «О библиотечном деле» были внесены изменения, которые обеспечивают право создания цифровых копий в ряде случаев в целях обеспечения сохранности библиотечных фондов и в целях научного и образовательного процессов.

Генеральный директор ГПНТБ Я.Л.Шрайберг задал аудитории вопрос: так ли уж всё  плохо в новом правовом окружении в области библиотечно-информационного обслуживания? «Мы любим говорить: “Раньше было хорошо, а теперь стало плохо”. Я бы хотел уточнить, что всё-таки хорошо, а что плохо. Мы и раньше имели Закон об авторском праве  – в редакции 1993 г., потом – с изменениями 2004 г., но не особенно о нём задумывались. В зону пристального внимания эта тема попала в последние годы, особенно в связи с развитием электронных библиотек». Выступающий остановился на зарубежном опыте работы в данной области. Законы об охране авторских прав там довольно жёсткие. Но альтернативой жёсткости выступает право на создание цифровых копий для некоммерческих образовательных целей. Данный подход определён следующим образом: «Мы разрешаем копировать, если видим, что это разумно и не нанесёт вред издателям, авторам».

Я.Л.Шрайберг завершил своё выступление словами: «Считаю, что сегодня в библиотеках при построении принципов обслуживания читателей с помощью любой формы копирования документов должен быть принцип “не создавай конкуренции книжной торговле, книжному бизнесу”. И если это положение будет соблюдаться, никаких сложностей не возникнет».

Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (МБИАЦ). Ежегодное мероприятие МБИАЦ было посвящено представлению международных научно-образовательных программ, первые их которых возникли более 16 лет назад. В те годы состоялись первые поездки российских библиотечно-информационных специалистов в зарубежные страны, налаживался регулярный обмен опытом. Постепенно туры перестали быть только лишь ознакомительными. Сегодня данные мероприятия представляют собой своеобразные тренинги, когда сотрудники библиотек не только впитывают опыт коллег, но и активно участвуют в обсуждении вопросов развития библиотечного дела.

Каждое из мероприятий имеет свою специфику. В Италии, Франции в центре обсуждения – библиотеки и музеи. В Великобритании – вопросы авторского права, открытого доступа, посещение семинаров в Британской библиотеке. В США наибольшую популярность приобретают образовательные направления.

ДВЕНАДЦАТАЯ СЕКЦИЯ

Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества. Ну вот, а теперь «коротенько» о родной секции. Как уже говорилось, работала она четыре дня, и вот что на ней происходило.

9 июня

«Электронный мир детских и школьных библиотек». Под таким общим названием были представлены доклады, посвящённые развитию электронных библиотек, вопросам автоматизации, использованию веб-технологий.

Круглый стол «Детские и школьные библиотеки в сети: содержание, специфика продвижения, критерии оценки интернет-ресурсов» пригласил специалистов к обсуждению следующих вопросов:

• Золотое сечение комплектования – соотношение между «старыми» и «новыми» носителями информации. Должен ли отдаваться приоритет наполнению электронными ресурсами или комплектование должно быть слепым к форматам и ориентироваться исключительно на качественные (содержательные) критерии?

• Сайты детских и школьных библиотек – что оценивать?

Мозговой штурм был заявлен для того, чтобы сообща понять и определить: каким же должен быть сайт библиотек, работающих с детьми? Обсуждение получилось не просто хорошее, а очень хорошее! И пусть вас не расстраивает тот факт, что не удалось услышать размышления и предложения по данному вопросу. Все возникающие идеи сразу заносились в компьютер. Было решено, что данное зафиксированное «коллективное творчество» будет доработано, обобщено, а затем представлено широкой общественности как методические рекомендации «Организация сайтов библиотек, работающих с детьми». Эти рекомендации планируются к выпуску отдельной брошюрой в Издательском доме «Первое сентября» под грифом «Коллективное творчество, конференция “Крым 2009”, секция № 12».

Обобщит и доработает созданные в коллективном порыве методические рекомендации специальная рабочая группа. Эти люди – редакторы данного методического пособия:

• Н.И.Дзюба – заведующая отделом Национальной библиотеки Украины для детей (г. Киев);

• А.А.Копейкин – заведующий отделом Российской государственной детской библиотеки (г. Москва);

• А.В.Солодовников – технический директор компании «Март» (г. Великие Луки);

• И.Г.Торлин – заместитель генерального директора Национальной библиотеки Украины для детей (г. Киев);

• А.Л.Цветкова – руководитель отдела Ресурсного центра информационных технологий Окружного методического центра Северо-Западного учебного округа (г. Москва).

10 июня

Чтение и информационная культура детей и подростков в современном мире. В рамках заявленной темы прозвучали выступления, посвящённые продвижению чтения, образованию школьных библиотекарей, международному сотрудничеству детских библиотек.

Заведующая сектором  ЦГДБ им. А.П.Гайдара (г. Москва) И.Н.Деткина провела мастер-класс «Если посмотреть вокруг: ещё раз о выставке в детской библиотеке».

На форумах международного уровня весьма распространены стендовые доклады. Детская секция Крымской конференции решила не отставать от мировых тенденций и представила три стендовых доклада:

• О библиотечном обслуживании детей с ограниченными возможностями (Н.Е.Колоскова, И.Н.Деткина, ЦГДБ им. А.П.Гайдара, г. Москва)

• Об информационно-библиографическом обеспечении детского чтения (Л.В.Конюхова, ЦГДБ им. А.П.Гайдара, г. Москва)

• О системе повышения квалификации библиотекарей на базе издательского дома «Первое сентября» (О.К.Громова, газета «Библиотека в школе», Издательский дом «Первое сентября», г. Москва).

11 июня

«“Имидж”, “пиар” и прочие непонятные слова». Под таким общим названием было решено обсудить вопросы позиционирования библиотеки как в профессиональной среде, так и в обществе в целом. Для рассмотрения выбрали следующие темы:

• Библиотека и читатель

• Библиотека на конференции

• Библиотека и местное сообщество

Проблемный круглый стол «Библиотека и читатель: кто кому больше нужен?» приглашал к участию представителей публичных библиотек, работающих со взрослыми и детьми. А пришли все, для кого эти вопросы важны: специалисты из научно-технических библиотек, библиотек для слепых, из ЦБС, из детских и школьных библиотек.

Ведущие круглого стола «Библиотека и читатель: кто кому больше нужен?»
О.К.Громова, Е.В.Линдеман и ключевой докладчик М.Э.Каурова

Вводным в тему стал доклад М.Э.Кауровой (ЦГДБ им. А.П.Гайдара, Москва), посвящённый библиотечному присутствию в блогосфере и ведению Живого Журнала.

Надо сказать, что ведущим круглого стола – главному редактору газеты «Библиотека в школе» О.К.Громовой и заместителю генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию ГПНТБ Е.В.Линдеман – не пришлось провоцировать аудиторию на обсуждение. Заговорили все разом, хором! Видимо, накипело… О чём же шла речь?

БЛОГИ В БИБЛИОТЕКЕ. Зачем нужны блоги? Кто отвечает за тематическое содержание блогов? Кто их контролирует? Есть ли цензура со стороны руководителей библиотеки при ведении блогов?

ДЕТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. Дети в близких им социальных сетях (например, «В контакте») обмениваются мнениями о библиотечных блогах. Таким образом, через социальные сети может идти реклама библиотеки+!

БИБЛИОТЕКА КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Для большинства читателей библиотека перестала быть интересной как учреждение, которое удовлетворяет их потребности. Они предпочитают получать информацию в Интернете, обращаться за рекомендациями к друзьям. Им надоели официальные документы, официальные библиотекари и их официальные сайты. Они хотят получать неофициальные ответы. И это касается не только молодёжи, но и взрослых людей 40–50 лет.

Как вы оцениваете, насколько ваша библиотека интересна для читателя? Они находят всё, что хотят? Что отпугивает читателей от библиотеки?

ОБЩЕНИЕ. В современном мире очевидна нехватка общения. Детские психологи утверждают, что в нынешнее время безумно развитых коммуникаций и огромного потока информации главное, в чём нуждаются дети, – это общение.

Почему они не идут за общением на библиотечный сайт? Может быть, потому, что привыкли: сайт – это официальное представление организации, это как школа.

Из выступления: «…Мы начали проект по модернизации библиотеки в непростом районе – много неблагополучных детей, много иммигрантов. Старались создать домашнюю, уютную атмосферу – там были и книги, и КВН, и театр, и пироги. Казалось, что детям более всего не хватает общения. Кроме техники, красивых диванов, им нужно обыкновенное общение. Библиотеки должны общаться со своими читателями и в Интернете, и лично».

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА КАК СОЮЗНИК. Молодёжь «скачивает» книги, информацию, не приходя для этого в библиотеки. Наступает эра электронной книги. Уже давно идёт процесс электронизации: мы копируем фильмы, книги, музыку и дома, в комфортных условиях всем этим пользуемся.

Для данной ситуации очень подходит выражение: если не можешь победить врага, сделай его своим союзником. Что и должно стать стратегией и тактикой библиотек. Электронные материалы – уже данность, и нам надо извлекать пользу от работы с ними, а не выяснять, что «круче»: цифровые ресурсы или родные библиотеки?

Тем более что пока явного приоритета электронных книг не наблюдается. Это выяснила Е.В.Линдеман, проведя мини-опрос среди своих знакомых на тему: «Какая книга лучше – традиционная или электронная?»

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ В СЕТИ? Из выступления: «…Мы опять в разговоре “библиотеки и читатель” обсуждаем себя, библиотекарей. Разговор идёт вокруг библиотек. Но наш читатель ушёл туда, в Сеть. Так давайте обсудим, а библиотеке-то идти туда, в Интернет, в блоги, в ЖЖ? Мы должны быть в этом пространстве как официальные или неофициальные лица и нести “доброе, вечное”. Или нет?». Если мы «боремся» за привлечение этой аудитории, значит, мы должны быть там, где они: в Интернете – значит, в Интернете, причём в их средах, на их сайтах.

БИБЛИОТЕКИ ПРОВИНЦИЙ. Мы говорим о библиотеках, которые активно работают и внедряют информационные технологии. Но в глубинке нет компьютеров и Интернета, а читатель всё равно уходит из библиотеки. Значит, дело не только в Интернете?

БИБЛИОТЕКИ СТОЛИЦ. И новые книги, и компьютеры, и Интернет не решают проблемы «читатель в библиотеке». В Москве читатели приходят в библиотеку чаще всего для того, чтобы воспользоваться бесплатным Интернетом. Что делать?

МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ В БИБЛИОТЕКЕ. Из выступления: «…Когда у нас в информационной службе сидел библиотекарь-профессионал, читателей было мало. Посадили молодую девочку – клиенты пошли! Если мы нацелены на привлечение молодёжи, мы должны брать в библиотеку молодёжь. И пусть они приводят к нам своих сверстников. Если же мы просто расставим вокруг себя технику как приданое, она не будет “ликвидна”».

Мастер-класс «Библиотека на конференции: что и как мы представляем?» провела заместитель директора по автоматизации Санкт-Петербургского библиотечного техникума кандидат педагогических наук Е.В.Панкова. Автор представила:

• основные правила создания  незабываемой презентации- сопровождения;

• способы  избежать типичных ошибок и сделать презентацию яркой.

Мастер-класс
по выставкам проводит Ирина Деткина

И можете думать, что правила создания презентации как тема для международной конференции мелка и незначительна. Знаете, какой успех имело это мероприятие? К лектору выстроилась очередь из желающих что-то уточнить, спросить, скопировать материал.

Дискуссия «Библиотека и местное сообщество: кому и зачем нужна эта работа?» Когда составлялась программа работы секции, оргкомитет Крымской конференции выразил искреннее недоумение: почему данная проблематика обсуждается в рамках «детской» секции? Мы полагаем, что эта тема важна для библиотек всех типов и видов, поскольку, как известно, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Что и было убедительно доказано в ходе обсуждения. Дискуссию вела Л.А.Казаченкова – исполнительный директор Информационного центра сотрудничества «ЛИТЕРА», главный редактор журнала «Современная библиотека», главный редактор журнала «Игровая библиотека», Москва, Россия. Были предприняты попытки найти ответы на следующие вопросы.

1. Какую пользу библиотека может получить, принимая активное участие в жизни вне её стен?

2. Какую пользу сообщество может получить, принимая активное участие в жизни библиотеки?

3. Какие ресурсы и услуги библиотека должна предоставить местному сообществу, чтобы получить от него отдачу?

4. Какой видит местное сообщество СВОЮ библиотеку?

Дискуссионный круглый стол «Экологическое просвещение: что могут и что должны делать библиотеки?» Стало доброй традицией для «детской» и «экологической» секций проводить на Крымской конференции совместное мероприятие. В этот раз базой для рассмотрения экологических вопросов явился доклад заведующей отделом ГПНТБ Е.Ф. Бычковой «Теория и практика экологии, или Что должен  знать каждый». Затем обсуждались следующие проблемы:

• Какие организации должны заниматься экологическим просвещением в первую очередь?

• Какие функции в процессе экологического просвещения библиотека может брать на себя, а какие – должна?

• Социальная и информационная функции библиотек в экологическом просвещении: что приоритетнее?

• В чём измерить практические результаты работы?

12 июня

Игра «Друзья и соседи: сетевые проекты разных стран по привлечению к чтению» по расписанию шла последней. И мы, ведущие игры – О.К.Громова и Е.В.Иванова, не надеялись на аншлаг, прекрасно понимая, что это – последний день и всем хочется моря и солнца… Плохо мы знаем НАШИХ людей! В пятницу, почти «на чемоданах», кипела работа, рождались идеи, шёл обмен «контактами»… Участников было много, и работали они с полной отдачей! В результате все участники уехали с пятью проектными идеями по международному сотрудничеству в руках.

Конференция ещё не завершилась, а в кулуарах уже звучало: «Все говорят, что в этом году была необыкновенно интересная и многочисленная “детская” секция». «ДА!», – с гордостью говорим мы, её участники и организаторы. И это – невзирая на крайне благоприятные погодные условия! Но мы всё равно шли в аудиторию и говорили, говорили, говорили… Знаете, я бы всем «своим» участникам выдала ордена «За профессиональное мужество в экстремальных условиях». Может быть, эскизик набросать?..

… К сожалению или к счастью, не могу рассказать обо всех мероприятиях конференции «Крым». Но её интеллектуальную частичку вы непременно получите: в одном из номеров «Библиотеки в школе» мы постараемся опубликовать некоторые доклады.

Эмоциональный же заряд, полученный на форуме, передать довольно сложно. Поверьте на слово: он весьма значителен, при том что «природа его ещё до конца не изучена». Тем не менее позвольте несколько слов «вне протокола».

Крымская конференция – это почти неограниченные возможности. И всё же невозможное есть.

Невозможно писать лаконичные отчёты о конференции. После того как расшифровала все свои диктофонные записи, сделанные за неделю работы конференции «Крым 2009», обнаружила 16 страниц текста. Что делать?

Невозможно успеть везде, где побывать надо. Между мероприятиями и аудиториями бегаешь всё быстрее, обедая – не ешь, а как удав заглатываешь пищу. И всё равно с досадой отмечаешь: ну вот, это пропустила! А ещё ведь рядом море… (Это для тех, кто не в курсе…).

Невозможно оторваться от этого феноменального явления, которое именуется «Крымская конференция». Да, у нас с друзьями традиция: каждый год мы собираемся в этом месте, в эти дни. И в самом деле мы похожи на детей, которые ездят в один пионерский лагерь и радостно после года разлуки встречаются друг с другом вновь. Как будто у нас нет других мест для встреч! Конечно, есть. Но там все мы – взрослые, значимые, при чинах и положениях. И встречи наши соответствующие: деловые, собранные, краткие, за чашкой кофе или зелёного чая. А здесь мы сидим совсем с другими напитками. Что, кстати, совсем не мешает нам планировать профессионально серьёзные, важные, нужные вещи. То есть окружающая обстановка и её аксессуары – приятнее, эффективность и отдача – выше. Делаем выводы…

Отдельной строкой – искренняя благодарность организаторам конференции. Как всегда, это была слаженная, чёткая работа профессиональной команды, без дружеской поддержки которой все наши планы и начинания неосуществимы.

…Уже несколько лет крымский блокнот для записей делится на две части: вначале пишешь то, что слышишь; на последних страницах – то, что планируешь на следующую Крымскую… Пусть так оно и продолжается в ближайшие 50 лет.