Нина Колоскова
Программа семинара была выстроена с учётом экологических и социальных инициатив и содержала несколько страниц. Одна из страниц была посвящена деятельности детских библиотек в области экологического воспитания и просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья. И это понятно: 2009 год объявлен в Москве Годом равных возможностей. Участникам семинара (библиотекарям, методистам, психологам – сотрудникам детских библиотек) был предложен опыт работы специалистов, которые много внимания уделяют экологическим и природоохранным проблемам и давно работают с этой сложной читательской категорией.
И роль детской библиотеки здесь переоценить невозможно: она может предоставить им возможность «выйти» за пределы среды обитания, ограниченной квартирой, больницей, школой.
Заведующая отделом детской библиотеки № 64 ЦБС «Измайлово» Евгения Викторовна Шлембург уже 16 лет работает с группой коррекции, в состав которой входят учащиеся общеобразовательной школы № 437, отстающие в развитии, имеющие дефекты речи, слабую память, для которых трудна обычная школьная программа. Специально для этой группы Евгенией Викторовной разработана программа общеразвивающего кружка «Всё обо всём». Программа рассчитана на 4 года. Затем состав группы обновляется. Одной из задач, поставленных Евгенией Викторовной перед собой, является пробуждение у детей с особенностями в развитии интереса к окружающей среде. При выборе форм проведения занятий учитываются психологические и возрастные особенности детей и то, что занятия должны носить не просто развивающий характер (хотя и это – уже немало), а способствовать развитию речи, мелкой моторики, пополнению словарного запаса, умению работать в коллективе.
Лебедей – своими руками |
Одна из таких форм работы – слайд-путешествие. Например, «По морскому дну». Активно используются просмотры видеофильмов. Не целиком, конечно: отбираются наиболее интересные фрагменты с последующим обсуждением. Особым интересом у ребят пользуется видеофильм «Чудеса природы» из серии «Великие чудеса света» Издательского дома «Ридердз Дайджест» (http://rd-shop.ru/video). Ещё одна форма – устное «перерисовывание» картинки (картины), где изображена природа. Эта форма деятельности не только способствует умению разглядывать, видеть прекрасное, но и весьма эффективна для развития речи. С этой же целью применяется приём «озвучивания» текстов (сказок). Как правило, начальный этап здесь – адаптация текста для восприятия детьми. Затем детям предлагается не просто прослушать уже упрощённый вариант, но и сопроводить услышанное соответствующими звуками: пожужжать пчелой, поквакать лягушкой, изобразить шум листвы и т.д. Это нехитрое действо, как правило, доставляет ребятам большое удовольствие. И конечно же, в центре работы – книга: громкие чтения, обсуждение прочитанного, работа с иллюстративным материалом художественной и научно-познавательной литературы. Внимание уделяется и таким традиционным формам деятельности, как разработка тематических выставок и обзоры представленной на них литературы. Причём книги для выставки иногда предлагается подобрать ребятам: из массы предложенных книг они должны выбрать те, которые соотносятся с тематикой конкретной выставки. Много внимания уделяется и совместной деятельности детей. Один из итогов такой работы – коллаж «Зоопарк будущего». Каждый поместил на большой лист бумаги своё животное (реальное или выдуманное). Руководителю осталось лишь придать ребячьей фантазии законченность, сведя всё в единое целое.
Своё выступление на семинаре Евгения Викторовна Шлембург назвала «Экология – предмет. Интересно или нет?». Участникам семинара было интересно. И полезно. Аудитория с интересом рассматривала рисунки и плакат, сделанные детьми, активно задавала вопросы. Особый интерес выступление Е.В.Шлембург вызвало у гостей семинара – специалистов отдела экологической информации ГПНТБ России, которые пришли, чтобы рассказать сотрудникам детских библиотек о том, что предлагает этот отдел детским и юношеским библиотекам. Теперь с рисунками на экологическую тему, выполненными воспитанниками Евгении Викторовны, могут ознакомиться все желающие: они представлены на сайте http://ecology.gpntb.ru/.
Для детей с отклонениями в развитии общение с живой природой, с растительным миром, а особенно – с миром животных, является не просто полезным, а зачастую и целительным. В семье, где растят ребёнка с отклонениями здоровья, не всегда бывает возможность содержать какое-либо животное – все силы и время, как правило, уходят на борьбу с недугом. Не всегда и не у всех есть возможность и доехать с не вполне здоровым ребёнком до парка или зоопарка. Поэтому, как говорится, «если гора не идёт к Магомету…». В ЦДБ № 85 – интеллект-центре по работе с социально незащищёнными детьми (детьми-инвалидами, детьми-сиротами, нуждающимися в коррекции поведения) ЦБС «Лефортово» уверены: вполне реально предоставить детям, особенно младшего и среднего возраста, возможность пообщаться в библиотеке с животными. Совсем не обязательно, чтобы в ней были представлены животные экзотические. Ребята одинаково радуются всем. И питомцам библиотечного зооуголка – в библиотеке зоотерапией читателей «занимаются»: кот Кузя, кошка Мальвина (обижать нельзя, угощать можно), крольчонок Черничка (очень коммуникабельный характер), крыска Лариска. Рады дети собакам и кошкам, которые принимают участие в мероприятиях. Конечно, в гостях у ребят бывает и зоопарк. И много разных гостей: член клуба любителей пресмыкающихся П.Кочегаров, орнитолог Союза птиц России Е.В.Зубакина, профессор энтомолог В.В.Синяев (с уникальной коллекцией экзотических бабочек из дальних стран), специалист природоохранной зоны Москворецкого парка по экологическому воспитанию В.А.Кириллов.
О том, какие формы и методы могут быть использованы в работе, рассказала участникам семинара заместитель директора по работе с детьми ЦБС «Лефортово», заведующая ЦДБ № 85 Валентина Васильевна Сорокина. В библиотеке такие мероприятия разработаны для всех возрастных групп особых читателей.
«Нелюбимые животные»: театрализованное представление (для детей-инвалидов младшего и среднего школьного возраста).
Речь идёт об отношении к животным, незаслуженно обиженным человеком. Как отмечают авторы разработки, «человек по традиции делит живых существ на полезных и вредных, любимых и нелюбимых… Важно объяснить детям, что все животные приносят пользу…». Вести мероприятие помогают жаба, змея, лягушка (игрушечные). Ну и конечно, оформляются выставки: книжно-иллюстративная выставка «Некрасивые, но полезные» и выставка детских рисунков «Не обижайте нас, ребята». В качестве музыкального оформления используется заставка к передаче «В мире животных»: всем известная волнующая музыка Ариэля Рамиреса «La Peregrinacion (Паломничество)» в исполнении оркестра Поля Мориа.
«Живут на свете кошки»: мур-турнир (для детей-инвалидов среднего школьного возраста).
У этого мероприятия много задач: немного познакомить ребят с кошачьей историей, с породами кошек. Поговорить о науке фелинологии, изучающей кошек. Рассказать о роли кошек в жизни человека. Ребята отправляются на планету Кис-Кис. Создать кошачью атмосферу помогает соответствующее оформление зала: книжно-иллюстративная выставка «Живут на свете кошки»; стенд с загадками, пословицами, поговорками, занимательными историями из жизни кошек, написанными детьми; «Кото-вернисаж»: фотографии кошек, котов, котят – участников конкурса; «Леопольд, выходи!» – выставка рисунков детей на тему «Кошки – герои литературных произведений»; мягкие игрушки-кошки. В турнире принимают участие четыре человека (учащиеся 4-го класса) со своими питомцами-кошками. В ходе игры им предстоит соревноваться в конкурсе «Знатоки кошачьей жизни» и блиц-турнире «Ночью все кошки серы» (объяснить смысл загадочных выражений, связанных с кошками, например «кот в мешке» или «тянуть кота за хвост»). А зрителям придётся не только болеть, но и отвечать на вопросы литературной викторины. А ещё в ходе мероприятия у ребят была возможность познакомиться с коллекцией календариков с изображением кошек.
«Собачья преданность»: дог-шоу (для детей-инвалидов среднего и старшего школьного возраста).
В мероприятии участвуют читатели библиотеки – учащиеся 6–7-х классов со своими четвероногими питомцами. Первый этап соревнований – домашнее задание: каждый участник рассказывает о своей собаке, а собака выполняет различные задания хозяина. Затем очередь литературной викторины: по зачитываемому отрывку надо узнать художественное произведение и назвать его автора. Ещё одно задание – игра «Составь поговорку»: участникам раздаются карточки с написанными на них частями поговорок о собаках. Задача: сложить поговорку полностью и объяснить её значение. Пока жюри подводит итоги, зрители участвуют в конкурсе «Определи породу собаки». И слушают в исполнении учащихся зональных школ литературную композицию «Во все времена собачья верность и преданность вдохновляли писателей и поэтов». Встретиться с ребятами приходят профессиональные кинологи с овчарками Айдой и Джоем. Собаки демонстрируют детям чудеса дрессуры. Айда, например, приводит детей в полный восторг, разыскивая среди них хозяев снятых башмаков, «предложенных вниманию» умной собаки. Жюри дог-шоу возглавляет президент благотворительного фонда защиты животных «Движение добрых» В.Ю.Сугробов.
Чем отличаются эти сценарии от тех, которые разрабатываются для обычных детей? Да в общем-то ничем. Просто всё должно быть с приставкой «немного»: немного веселее, немного ярче по оформлению, немного динамичнее, немного короче…
С некоторых пор в программы наших семинаров стали включаться мастер-классы. Иногда для их проведения приглашаются специалисты. Иногда методисты проводят их самостоятельно. Особенно актуальны мастер-классы на семинарах, посвящённых экологическому просвещению и воспитанию читателей, а также в работе библиотек с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И это понятно: с помощью мастер-классов мы сами можем научить ребят мастерить из подручных материалов, рисовать, делать гербарии. А у детей с особенностями это ещё и помогает развитию мелкой моторики. На семинаре «Детская библиотека: экологические будни» вниманию участников был представлен мастер-класс «Лебединое озеро». Специалистов по оригами звать не стали. Выбрали самую простую модель лебедя и освоили её самостоятельно. А «Лебединое озеро» – потому, что к началу семинара середину огромного овального стола (за которым размещается значительная, как правило, самая активная часть аудитории) «затопило» большое «озеро», задрапированное голубой шёлковой тканью. По берегам «выросли» заросли кустарников, вырезанные из травы. Поверхность «озера» украсили разноцветные пёрышки. А лебедей сделали своими руками участники мастер-класса. Лебеди получились тоже разноцветные – так веселее.
Статья подготовлена при поддержке компании «Макслевел». Если Вы решили приобрести качественную и надежную сантехнику, которая будет служить долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Макслевел». На сайте, расположенном по адресу www.Santech.Maxlevel.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать элитную сантехнику по выгодным ценам. В компании «Макслевел» работает сплоченный коллектив, который сможет решить вашу проблему в сфере выбора и покупки сантехники.
Фото Нины Колосковой