Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за июнь 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Андронова И. День сердечных улыбок : Час общения для старшеклассников / И. Андронова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 7–8. – (Классный час).

Большакова И. Лунная соната : Ещё раз о любви / И. Большакова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 11–14. – (Классный час).

Бондаренко Е. Семь чудес России : Викторина для учеников 4–6-х классов / Е. Бондаренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 15–17. – (Классный час).

Галеева А. Кто с мечом к нам?.. / А. Галеева // История. – 2009. – № 12. – С. 30–32. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).

Интеллектуальная игра по истории Отечества.

Дорожкина Н. За любовь и верность / Н. Дорожкина // История. – 2009. – № 11. – С. 20–26. – (Малая родина).

Материал рекомендуется для проведения урока или внеклассного часа, посвящённых новому празднику Дню семьи, любви и верности.

Вольтер Э. Интегрированный урок математики и экономики «Экономический калейдоскоп» / Э. Вольтер // Математика. – 2009. – № 12. – С. 37–39. – (Открытый урок. 5-й класс).

Описание игр «Данетки» и «Мафия».

ололеева Е. Весёлые буквы : Игры для ума / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 11. – С. 23–25. – (Игры и конкурсы).

Этот и другие материалы номера газеты посвящены летнему отдыху детей; как организовать и провести игры в походе и лагере.

Кулачкова Е. Всезнайки : Посвящение в пятиклассники / Е. Кулачкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 24–26. – (Внеклассное мероприятие).

Минина Т. Пожар! : С юмором о серьёзном / Т. Минина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 35–37. – (Внеклассное мероприятие).

Материалы этого сценария могут быть использованы как при подготовке юмористического концерта ко Дню пожарной охраны (30 апреля), так и при разработке номеров выступления команды для школьного КВН.

Остякова С. Эта хрупкая планета : Устный журнал / С. Остякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 27–31. – (Внеклассное мероприятие).

Само понятие экологической культуры многогранно и включает различные аспекты взаимоотношений человека с природой. Устный журнал – одна из форм экологического воспитания школьников, включающая развитие познавательной деятельности, внимания, концентрации на важных и актуальных темах.

Тимофеева Л. Кто хочет знать «Евгения Онегина» : Материалы к игре по роману А.С.Пушкина / Л. Тимофеева // Литература. – 2009. – № 11. – С. 14–18. – (Я иду на урок: 9-й класс).

Усманова Р. Два корабля : Состязание ловких и смышлёных / Р. Усманова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 32–34. – (Внеклассное мероприятие).

Чернова М. Вспоминая Полтавскую битву… / М. Чернова // История. – 2009. – № 11. – С. 40–46. – (Я иду на урок).

Урок-игра к 300-летию Полтавской битвы.

Шейнова Т. Умники и умницы : Игра. 4 класс / Т. Шейнова // Начальная школа. – 2009. – № 12. – С. 29–32. – (Учимся, играя).

Шкуратова А. Формула антистресса : Урок по предмету «Культура здоровья» в 8-м классе / А. Шкуратова // Здоровье детей. – 2009. – № 12. – С. 18–20. – (Урок здоровья).

Тема урока «Стресс, его психологические и физиологические основы. Пути выхода из стрессовых ситуаций».

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Васильева Т. Язык любви : Групповая работа с родителями как основа профилактики асоциального поведения детей и подростков / Т. Васильева, Е. Гузюк, Н. Смущук // Школьный психолог. – 2009. – № 12. – С. 42–45. – (Вместе с родителями).

Зарипова Л. Рифы и мели взросления : Как помочь подростку / Л. Зарипова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С.44–46. – (Родительское собрание).

В подростковый период ребёнок переходит от зависимого, опекаемого состояния, когда он жил по правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни и ответственному принятию решений. Чтобы помочь ему в этом, родителям и педагогам необходимо понимать значение происходящих перемен, уметь видеть за внешней оболочкой позитивные процессы роста. Материал особенно важен для родителей учеников 8-го класса, поскольку это наиболее сложный этап подросткового возраста.

Ижванова Е. Сильные и слабые : Гендерные аспекты воспитания / Е. Ижванова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 47–48. – (Родительское собрание).

Проблемы воспитания младших подростков включают в себя два основных момента: особенности подросткового возраста и кризис семейной системы. В связи с этим большой интерес представляет гендерный подход к взаимодействию детей и родителей, которые не всегда учитывают различия в психологии мальчиков и девочек, не замечают своих собственных предпочтений одного пола перед другим.

Каменский С. «Ты хоть за что-нибудь отвечаешь?» : Ответственность – это всегда результат собственного решения. И воспитать её можно только предоставляя ребёнку самостоятельность / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 11. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).

Менчикова Л. Как привить любовь к чтению : Родительское собрание / Л. Менчикова // Начальная школа. – 2009. – № 12. – С. 23–28. – (Я иду на родительское собрание).

Ростова Л. Опасаться, контролировать, заставлять… : Психологи отмечают, что родителям свойственны некоторые типичные установки, которые препятствуют воспитанию в подростке ответственности. Какие же это установки? / Л. Ростова // Первое сентября. – 2009. – № 11. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).

Супрунова А. Семейное чтение : Школа сотрудничества детей и родителей / А. Супрунова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 3–5. – (Работа с родителями).

Тыкынаева Л. Дверь в детство : Совместное путешествие детей и родителей / Л. Тыкынаева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 22–23. – (Родительское собрание).

Переход из начальной школы в среднюю каждый ребёнок переживает как важный шаг в своей жизни. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или развязными, смешливыми или суетными. Поэтому необходимо привлечь к педагогической работе родителей, чтобы они стали постоянными участниками жизни класса и школы.

Черкашина Ю. Ребёнок и эмоции / Ю. Черкашина // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 40–46. – (Я иду на родительское собрание).

Сценарий родительского собрания «Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?».

Шабанова С. Диалог : Совместные игры с родителями / С. Шабанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 6. – (Работа с родителями).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Ананьева Т. Комната друзей : Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности / Т. Ананьева // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 36–39. – (Наши дети).

Каргина А. Эффективные способы запоминания учебного материала : Тренинговое занятие / А. Каргина // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 40–41. – (Психологические технологии).

Карловская Н. В поисках спокойствия : Для учащихся начальной школы / Н. Карловская // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: познакомить детей со способами расслабления, обретения душевного спокойствия.

Колосова Е. Дом наших отношений : Большая психологическая игра для школьников 5–9-х классов / Е. Колосова, Ю. Хромова // Школьный психолог. – 2009. – № 12. – С. 7–9. – (Психолог у доски).

Светохина Ю. Необычный оркестр : Занятие из тренинга «Учимся сотрудничать» / Ю. Светохина // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 26–28. – (Методическая копилка).

Силина О. А ларчик просто открывался… : Тренинг / О. Силина // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 10–14. – (Психолог у доски).

Цель: развитие навыков конструктивного общения.

Тевдорошвили О. Возвращение блудного попугая : Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма / О. Тевдорошвили // Школьный психолог. – 2009. – № 12. – С. 10–13. – (Метод в теории и на практике).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Ласкина Л. Мы теперь занковцы! : Праздник посвящения в первоклассники / Л. Ласкина, О. Веденина // Начальная школа . – 2009. – № 12. – С. 16–22. – (Система Л. В. Занкова).

Родина Е. В своём кругу : Игровой тренинг для учащихся и родителей / Е. Родина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 20–21. – (Классный час).

ПОДРОСТОК

Корчагина Ю. Риск – благородное дело? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 11. – С. 37–40. – (Вместе с психологом).

Позавчера они «щекотали» нервы, рассказывая на ночь страшные истории про «Тёмную комнату» и «гроб на колёсиках», и прыгали по крышам гаражей. Вчера ходили с закрытыми глазами по школьному забору и просили разрешения заниматься паркуром. Сегодня они заявляют, что марихуана расширяет сознание, увлекаются скейтбордингом и считают, что в жизни надо всё попробовать. А в ответ на призывы родителей быть осторожными и благоразумными важно отвечают: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского»…

Никулина Е. Борьба двух волков : Работа с эмоциями / Е. Никулина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 9–10. – (Классный час).

Занятие поможет подросткам разобраться в проблеме агрессивного поведения, определить его причины и последствия, а также оказать помощь в предупреждении и преодолении чрезмерной агрессии в себе.

Суханова Л. Помогите подростку! / Л. Суханова, Н. Буленкова, Н. Лысенко // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 42–43. – (Личный опыт).

О работе Школы гармонического воспитания для подростков при Дворце детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга.

Хухлаева О. Метавоздействие : Новый метод индивидуальной коррекционной работы с подростками / О. Хухлаева, А. Кривцова // Школьный психолог. – 2009. – № 12. – С. 35–39. – (Психологические технологии).

Шустова И. Школа превращается… в космическую станцию! : Ролевая игра, помогающая подросткам по-новому увидеть себя и сверстников / И. Шустова // Первое сентября. – 2009. – № 11. – С. 14. – (Школьное дело. Учебный год остался позади).

ПРОБЛЕМА

Хлебникова Л. Фортуна – значит удача / Л. Хлебникова // Здоровье детей. – 2009. – № 11. – С. 16–17. – (Летние странички).

Как решить проблему «неблагополучных» детей? Чем занять ребят в летнее время? О работе летнего лагеря для «трудных» подростков в Иркутской области.

Ярикова Т. Красота – страшная сила : О татуировках и пирсинге / Т. Ярикова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 38–42. – (Классный час).

В современном мире всё больше укрепляется мода на эксцентричные методы украшения своего тела: подкожные имплантанты, рисунки, нанесённые калёным железом, искусственные шрамы, всевозможные проколы. Что это – возврат к племенным обычаям или просто причуда эстетов? О данных способах наведения красоты можно и нужно говорить с детьми и их родителями, рассматривая подобные явления с исторической, медицинской, эстетической и другой точек зрения.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Вдовина Н. Трудовые ресурсы / Н. Вдовина // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 14–18. – (Я иду на урок).

Методическая разработка «Трудовые ресурсы. Все профессии важны». Цели: выяснить, что такое трудовые ресурсы, работа, профессия; дать представление о возможности выбора профессии; воспитывать трудолюбие.

Ветров М. «Чему учились и где пригодились?» : Совпадает ли «текущая» профессия специалиста с той, что записана в его дипломе? С этого вопроса началось исследование, предпринятое Центром трудовых исследований Высшей школы экономики / М. Ветров // Первое сентября. – 2009. – № 11. – С. 11. – (Школьное дело. В фокусе исследования).

Лобова Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников: возможности и проблемы : Социологи утверждают, что большинство школ сегодня ориентируются на устаревшую модель профориентации / Е. Лобова // Первое сентября. – 2009. – № 11. – С. 11. – (Школьное дело. В фокусе исследования).

Черненко Л. Какое дерево, такая и груша : Учимся быть менеджерами / Л. Черненко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 12. – С. 18–19. – (Классный час).

В рамках занятий по профориентации для учащихся средних и старших классов возможно проведение отдельных мероприятий, посвящённых изучению особенностей тех или иных профессий. Серия таких познавательно-игровых классных часов поможет школьникам познакомиться со спецификой различных сфер деятельности, даст им необходимые знания, умения и навыки как профессионального, так и личностного характера.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Педагогический мониторинг : Изучаем личность ребёнка / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 11. – С. 6–7. – (Наука управлять. Отчётность).

Балашова О. Территория «Школа» : Тренинговое занятие с педагогами / О. Балашова // Школьный психолог. – 2009. – № 11. – С. 44. – (Вместе с учителем).

Цель: сплочение педагогического коллектива, активизация творческого потенциала учителя.

Загвоздкин В. Между всеми стульями : Компетентности, необходимые современному педагогу / В. Загвоздкин // Управление школой. – 2009. – № 12. – С. 25–28. – (Education. Подготовка учителей).

Ирхин В. Полезный эксперимент : На Белгородчине проходит региональный эксперимент по созданию единой сети школ здоровья / В. Ирхин // Здоровье детей. – 2009. – № 12. – С. 6–8. – (Из первых рук).

Куценко Е. Зачем в школе песочные часы и колокольчик? : Несколько способов развить у детей чувство времени / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 12. – С. 12. – (Школьное дело. Задачи на понимание).

Леонтьева О. После школы – в школу! : Скандинавский вариант непрерывного образования / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 12. – С. 13. – (Школьное дело. Сколько стран – столько уроков).

Лычева С. Береги себя, учитель : Программа по самосовершенствованию педагога / С. Лычева // Здоровье детей. – 2009. – № 12. – С. 40–42. – (Учительская).

Много сил и времени отдавая работе, преподаватели мало заботятся о себе, своём физическом благополучии. Эта программа поможет учителю оставаться в хорошей форме и быть примером для своих учеников.

Мониторинг развития учащихся // Здоровье детей. – 2009. – № 12. – С. 29–39. – (Технология).

Остапенко А. Не хочу быть бомжем в родной школе / А. Остапенко // Управление школой. – 2009. – № 11. – С. 26–27. – (Школьный уклад. Кабинетная система).

Есть такой раздел психологии, который называется экзотическим словом «проксемика». Это учение о способах влияния предметно-пространственной среды на человека. Разобраться в некоторых школьных проблемах поможет эта статья.

Панкова В. Безграничные возможности : Как модернизировать учебно-воспитательный процесс / В. Панкова, И. Кожемякина // Управление школой. – 2009. – № 11. – С. 46–47. – (Информатизация. Опыт).

Перссон У.-Б. Дом для «Книжного червя» : Шведский опыт по развитию чтения и грамотности в школе / У.-Б. Перссон // Управление школой. – 2009. – № 12. – С. 41–45. – (Education. Воспитание грамотности).

Раимжаднова Г. Лето в «Олимпионике» : Воспитательная программа летнего пришкольного лагеря / Г. Раимжаднова // Здоровье детей. – 2009. – № 11. – С. 12–15. – (Летние странички).

Рябова В. Встречаем гостей… карнавалом! : О том, как серьёзный международный молодёжный форум превратился в шумный весёлый праздник, хозяевами которого стали ученики разных классов / В. Рябова, М. Митрофанова, Р. Парфёнов, С. Хавронский // Первое сентября. – 2009. – № 12. – С. 10. – (Школьное дело. Педагогика дружбы и приключений).

Сартан Я. Распределение ролей : Несколько правил школы, работающей в режиме развития / Я. Сартан // Управление школой. – 2009. – № 11. – С. 8–12. – (Наука управлять. Коллектив).

Субаева О. М. Как организовать и провести урок-исследование / О. М. Субаева // Химия. – 2009. – № 12. – С. 13–19. – (Школа: время реформ).

Тыртышная М. По компасу исследовательского интереса : Как провести малую экспедицию в пришкольном лагере / М. Тыртышная // Первое сентября. – 2009. – № 12. – С. 9. – (Школьное дело. Знания без школьных этикеток).

Чалганская Л. Образовательное событие как тренажёр для компетенций старшеклассников / Л. Чалганская // Управление школой. – 2009. – № 11. – С. 18–23. – (Школьный уклад. Компетенции).

Шкуратова А. Научись сам и научи других : Программа волонтёрского движения / А. Шкуратова // Здоровье детей. – 2009. – № 12. – С. 43–48. – (Образ жизни).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Зобин Г. Василий Львович, Василий Андреевич и Александр Сергеевич / Г. Зобин // Литература. – 2009. – № 11. – С. 44–45. – (Литературная карта).

Несколько страниц из книги Г.Зобина «…С душой московской: В.А.Жуковский в Москве и Подмосковье».

Карцев Д. Колонизация по-сталински / Д. Карцев // История. – 2009. – № 12. – С. 10–12. – (Книгочей).

О книге С.А.Красильникова «Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы».

Нодель Ф. «Асан» и его критики : Заметки словесника / Ф. Нодель // Литература. – 2009. – № 12. – С. 33–37. – (На полях книги).

О книге В.Маканина «Асан».

ИМЕНА

Гатауллина Г. М.-И.Спор с Нобелем / Г.М.-И. Гатауллина // Химия. – 2009. – № 11. – С. 45–48. – (К юбилею…).

О Д.И.Менделееве и Л.Э.Нобеле.

Дмитренко С. Анна Андреевна / С. Дмитренко // Литература. – 2009. – № 12. – С. 10–11. – (Листки календаря).

К 120-летию со дня рождения А.А.Ахматовой.

Лаппо Г. М. География и Гоголь / Г. М. Лаппо // География. – 2009. – № 11. – С. 6–12. – (К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя).

Чаурина Р. А. Акимушкина азбука / Р. А. Чаурина // Биология. – 2009. – № 11. – С. 2–5. – (Книжная полка).

К юбилею Игоря Акимушкина.

НА ЭКСКУРСИЮ

Туманова С. Музей Александра Твардовского в московской школе / С. Туманова // Литература. – 2009. – № 12. – С. 6. – (Литературная карта).