Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2009

Ольга Козлова

Записки путешественника

 

Часть 1.
По-настоящему привлекательная библиотека

Ольга Викторовна
Козлова

ст. преподаватель МИОО,
Москва

Москвичу может показаться нереальным существование города с населением в полтора миллиона жителей, где ухоженные особнячки аккуратно чередуются с зелёными лужайками и ранним утром можно услышать деликатное пение петухов. Но такое счастье есть. Конечно, это на краю Земли – в Новой Зеландии. Окленд – самый большой город этой страны. В нём уютно, покойно, безопасно и очень удобно. Удобство распространяется на все «отрасли» жизни, в том числе и на библиотеки. Сначала расскажу о массовой, районной (как её называют у нас) библиотеке, а потом плавно перейду на рассказы о жизни школы.

В Окленде мало ходят пешком (они, как говорится, «не наши люди»): и в магазин, и в библиотеку ездят на машине или велосипеде. И для нас, конечно, удивительно, что около библиотеки предусмотрено большое количество парковочных мест. Она расположена по соседству с большим торговым центром, и я поначалу предположила, что здесь, как у нас в России, паркуются посетители супермаркета. Но пока я фотографировала имеющую современный вид библиотеку снаружи, из её недр выходили люди и обыденно грузились в машины. В Окленде почти нет преступности, и стойка для велосипедистов около библиотеки забита велосипедами для читателей разного возраста.

Внешний вид книжного дома полностью отвечает понятию «привлекательная библиотека».

Здание построено специально под библиотеку по оригинальному проекту.

Вывески с крупными стильными буквами на стенах с двух её сторон солидны, «глазасты» и призывны. Уверена, что на вопрос: «Как пройти, вернее, проехать, в библиотеку?» – большинство жителей, не задумываясь, укажут дорогу.

Перед библиотекой – декоративные ухоженные кустарники.

Окна во всей библиотеке – от потолка до пола, но по местной моде они расположены глубоко внутри под большими навесами – от крыши, по аналогии с грибом. Солнце не печёт, не беспокоит. Работает кондиционер.

Детский уголок

При входе, в холле, огромная доска объявлений. Все культурные мероприятия района, которые должны состояться в ближайшее время, отображены в соответствующих листовках или сообщениях. Посетителя библиотеки зовут и на занятия хора, и на фестиваль музыки первых переселенцев в краеведческий музей, и в кино на премьеру, и на спектакль гастролирующих артистов – цирк неподалёку на такой-то стрит покажет ранее невиданное, фантастическое, уму непостижимое.

Библиотека внутри очень просторна. Никаких стен и перегородок нет, а необходимые залы, зальчики и уютные уголочки выгораживаются стеллажами с книгами. Библиотека делится на две равные части: для взрослых и детей. И это очень удобно.

Был субботний летний (январский) день. И я увидела действительно массовую библиотеку. Аккуратные старушки и старички, студенты, домохозяйки, дяденьки в майках, «шлёпках» и дети всех возрастов буквально сновали, как в аэропорту. Такая оживлённость нисколько не раздражала двух милых дам глубокого пенсионного возраста за столами абонемента и консультаций. Они вежливо выслушали вопросы моей дочери относительно объёма фонда и читателей, нисколько не смутились в связи с собственным незнанием и предложили осведомиться об этих вещах у менеджера, являющегося, видимо, у них и начальником. Менеджер, девица лет 28–29, с достоинством и обязательной улыбкой пообещала принести данные, и, судя потому, что она отсутствовала минут двадцать, я поняла, что отчётами вышестоящие организации особенно её не утруждают. Из тёплой от принтера бумажки, которую она нам вынесла, узнали, что в фонде 63 тысячи единиц хранения, включая СD, DVD и аудиокниги. Читателей – около 21 тысячи.

С компьютером на «ты»

Интересен учёт состава фонда: дано количество книг в мягкой обложке, книг на долгое время пользования; фантастики, документных (научно-популярных) изданий; объём фонда китайской и корейской литературы, количество журналов.

Детские издания учитываются как: книжки с картинками, для рисования (видимо, раскраски), по обучению чтению, детские научно-популярные, фантастика.

Я поинтересовалась, сотрудничают ли они со школами. Получила ответ, что нет. В этом районе Окленда очень хорошие школьные библиотеки, там (дословно) «сильные компьютерные системы, и они не нуждаются друг в друге». В других районах библиотеки помогают школьным достаточно «плотно».

Особая статистика по количеству справочников. Их 1030 названий. Отдельно учитываются СD (860), DVD (916) , аудиокниги (416). Не берусь судить, много это или мало, но, наверное, хватает. Причём этот фонд стремительно увеличивается, судя по плановым цифрам и фактическому наличию.

Особенно подробно был расписан национальный состав читателей.

Исконные жители острова – племя маори. Они приплыли сюда на утлых плотах и лодчонках около тысячи лет назад. Сейчас их всего около 14% от общего количества жителей.

Техническая оснащённость

Новая Зеландия – чрезвычайно интернациональная страна. Кого здесь только нет! Правда, очень редко встречаются негры. Видимо, как шутят наши знакомые, не смогли денег накопить, чтобы прилететь в этот уголок земного шара. Отношение к переселенцам ровное, миролюбивое. Государство же всячески приветствует эмигрантов, особенно это относится к молодым семьям.

Наибольшее количество читателей – потомки переселенцев из Англии и Дании, но в Окленде достаточно многочисленна китайская диаспора. И в библиотеке имеются отдельные книжные стеллажи с местом для уютного чтения на китайском языке. Выделена отдельно также и корейская литература, хотя корейцев существенно меньше. Достаточно много среди жителей индийцев. Мне не забыть кассира-индианку в большом супермаркете, сканирующую мои покупки и напевающую индийскую песенку. Эту неповторимую «мелодийность» я помню со времён индийских фильмов в Союзе. Нашли здесь приют и немало японцев. Русских в Новой Зеландии пока немного.

Спокойствие и радушие работниц библиотеки пред лицом массового читателя стали понятны после объяснений моей дочери относительно самообслуживания в библиотеке.

При входе в библиотеку стоит аппарат наподобие металлоискателя в аэропортах, он фиксирует вошедших и вышедших.

Каждый читатель имеет электронную карточку. Он самостоятельно выбирает всё необходимое на чрезвычайно комфортных низких стеллажах, снабжённых подробными указателями (того, где что находится). Затем читатель подходит к одному из четырёх стоящих на свободном пространстве аппаратов и сам «записывает» себе книги: прикладывает к считывателю карточку и на стол аппарата кладёт выбранные книги. Книги, естественно, имеют штрихкоды, как товары в магазине, и запись идёт на личную карточку читателя. В конце процедуры надо нажать соответствующую кнопку. Отбор закончен. Ограничений по количеству выдаваемых книг нет. Только возьми и читай. Аппарат вежливо выпихивает «чек» с перечнем взятых книг, где очень жирным крупным шрифтом обозначен срок сдачи этих книг. Срок сдачи – это святое. За просрочку – весомый штраф, нарастающий как снежный ком. Однако у входа в библиотеку имеется металлическая щель современного дизайна с надписью «для возвращения книг после закрытия библиотеки». Принеси книжку глубокой ночью, брось в щель, всё будет списано, и не понесёшь денежного урона. Такое олицетворение комфорта пользования библиотекой меня просто сразило. Мой гремуче-дремучий патриотизм дал трещину, ударившись об эту замечательную щель в стене перед входом.

В библиотеку не пешком

Библиотекари в основном списывают книги, которые возвращают читатели. Это происходит так: читатель кладёт книги на ящик-полку и уходит, а библиотекари потом осуществляют сканирование, свидетельствующее, что книги сданы. По просьбе читателя сотрудник оставляет эту работу и занимается непосредственно им на предмет выяснения, не остались ли за читателем ещё какие-нибудь книги, и распечатывает «чек» с перечнем «недосданных» книг. Библиотекари помогают искать информацию в Интернете и консультируют новичков по поводу пользования записывающим аппаратом. Рядом с аппаратом броский плакат: «Это быстро, это просто, это легко. Спросите у персонала, они будут счастливы помочь Вам».

Народу в библиотеке много, но от этого нет никакого неудобства.

Особенно уютно и мило в её детском отделении. Выдержана возрастная дифференциация. Специально выделена рекреация для самых маленьких. Родители заводят туда детей на некоторое время, иногда довольно значительное, и просто забывают об их существовании. Мои внучки – 2,5 и 4-х лет – прекрасно чувствовали себя в течение всего времени нашего пребывания в библиотеке. Им было хорошо среди огромного количества игрушек, мягких подушек, валяющихся на чистейшем ковролине, книжек-игрушек и раскладушек с различными встроенными и вклеенными в них вещами. На стенах – забавные картинки. В углу этого отделения я рассмотрела даже маленький самокатик. Двигайся, не бойся, только чтобы тебе, милое дитя, было здесь хорошо. Потребовались усилия, чтобы оторвать и увезти отсюда детей.

Для читателей начальных классов книги стоят отдельно и располагаются в соответствии с упрощённой схемой поиска.

Выставочки просты, красочны и доступны.

Бросается в глаза, что совершенно нет книг в потрёпанных переплетах. В принципе нет. Все книги «с иголочки». А книги с компакт-дисками представлены отдельно – в запаянных прозрачных пакетах с крючками.

Библиотека практикует выдачу за умеренную плату новых мультиков на дом.

Тут же, в фонде, очень броское по своему цветовому решению сообщение о десяти причинах для чтения. На наш взгляд, оно слабо систематизировано и не учитывает возрастную градацию, но в этой разбросанности причин, видимо, есть своя правда жизни. Там имеются такие любопытные пункты:

• Ты хочешь навсегда остаться в школе (имеется в виду развитие интеллекта)?

• Это лучше, чем чистить зубы собственной собаке.

• Потому что мама говорит – это хорошо.

• Непрочитанные книги вызывают низкую самооценку.

• Вашему телевизору нужно отдохнуть.

• Ваши мозги перестанут превращаться в муку.

• Чтение ведёт к образованию и хорошей работе.

Отделение для взрослого населения более сдержанно оформлено в цветовом отношении, но и здесь те же невысокие (примерно 130 см), удобные стеллажи. Ровные, просторные ряды книг. На каждом столе – предметный указатель в виде словаря в твёрдых прозрачных файловых папках (понятие и где в фонде можно найти что-либо о нём).

Стеллажами выделен зал периодики. Журналов и газет более чем достаточно.

Библиотека проводит продуманную массовую работу в виде встреч с писателями разных национальностей, тематических фестивалей, дней поэзии, осуществляет знакомство с книгами для обучения на протяжении всей жизни и т.д.

Рекламная листовка библиотеки, преподнесённая вместе с отчётными цифрами, оповещала о ближайших мероприятиях для различных слоёв населения. В «преамбуле» листовки – слоган «Живи, учись, развивайся». Крупнющими буквами в рамочке указан сайт библиотеки в Интернете: www.manukau – libraries.govt.nz (govt – государственное).

Техническая оснащённость, конечно, на высоте. На любом более-менее удобном столе и столике – компьютер или ноутбук для поиска информации, для самостоятельной работы. Все компьютеры были заняты, читатели обыденно работали. В отделе для взрослых целый комплекс тиражирующей техники, так же активно используемой, как и компьютеры.

Особую приподнятость всему придаёт блистающая чистота всей окружающей действительности: невероятной прозрачности стёкла, умеренно пёстрый и мягкий ковролин, яркие пластиковые стулья, уютные кресла и диванчики.

В холле библиотеки стоит автомат для продажи горячего кофе. От него вкусно пахнет. Здесь же автомат по продаже пакетиков с чипсами, жвачками, печеньем. На любой вкус.

Удивительно привлекательная библиотека.

Часть 2.
На краю земли учатся с удовольствием

По результатам самого авторитетного международного исследования качества образования – ПИЗА, учащиеся Новой Зеландии занимают почётные места. Победителем на протяжении ряда лет, как известно, является Финляндия. По мнению финнов, в качестве определяющей в образовательном процессе выступает дошкольная и младшая школьная ступень. Самое важное – сформировать желание учиться и не отбить его у ребёнка. От ученика, усвоившего программу, но не умеющего ориентироваться во внеучебной ситуации и в жизни, многого не приходится ожидать. Жизнь требует самостоятельного мышления и широкого кругозора. Анализ специалистов показал: финские ученики много работают руками – рукоделие и занятия искусствами составляют значительную часть школьной программы.

Самое главное – никакой перегрузки школьников! По мнению специалистов, в финской школе высокие достижения, радость и удовольствие от учения дополняют друг друга (http://freeschool.ru/about/005.html ).

Моё затянувшееся вступление имеет непосредственное отношение к оклендской типовой школе.

В основе обучения в Окленде – ориентиры на победителей международного исследования.

Самая большая проблема, связанная со школой, по словам моей дочери, – невозможность припарковаться перед занятиями.

Скамейка дружбы

Но сейчас – январь, разгар лета. Большие летние каникулы. Школьный двор пуст и тих. Школа – несколько одноэтажных, вытянутых домиков, но с большим количеством окон от пола до потолка. Крыши домиков плавно переходят в пластиковое покрытие над лёгкими галереями с кустарниками и скамейками. Домики расположены таким образом, чтобы создавалось впечатление простора и вместе с тем продуманной замкнутости. В каждом из этих домиков размещаются по два-три класса.

Между домиками – заливные лужайки часто скашиваемой и потому плотной травы. Полное ощущение мягкого ковра. Отдельно стоящие деревья растут по типу английского парка.

Особую декоративность примыкающим к домикам галереям придают цветущие кустарники гортензии и герани. Надо заметить, что эти цветы здесь растут на улицах круглый год и являются непременным атрибутом для всякого уважающего себя домовладельца. В отличие от наших разновидностей, это уже не цветы, а цветущие кустарники размером с хороший куст чёрной смородины и с обильным цветением в декабре-январе.

В этой школе обучаются дети с 5 до 12 лет. Для пяти-шестилетних детей – очень щадящий, по-особому построенный учебный процесс.

Маленькое отступление о типовом детском садике, куда ходит моя внучка четырёх лет. Воспитатель здесь в обязательном порядке ведёт альбом на каждого ребёнка. На момент нашего приезда – на Рождество – альбомы раздали для ознакомления родителям. Там зафиксированы все интересные высказывания ребёнка, оценены воспитателем (с юмором и в хвалебных словах) успехи в лепке, рисовании, играх. В альбоме также множество фотографий внучки, сделанных воспитателем в различных ракурсах: в костюмах для представления, за едой, в общении с другими детьми. Ребёнок, просматривая с родителями всё это, проникается ощущением необыкновенной ценности своего существования не только для мамы и папы, но и для всего окружающего мира.

Рисунки школьного двора

Та же система любовного отношения к ребёнку витает в школьном дворе и в самих зданиях, в фонтанчиках с питьевой водой по всему двору школы. А также в надписях. Например, там в углу дворика стоит очень красивая лавочка и над ней надпись в стихотворной форме, но перевод, естественно упрощённый: «Лавочка дружбы. На этой лавочке я сижу и жду нового друга, с которым хочу познакомиться. Подойди и скажи “привет”, тогда моя уверенность в себе вырастет». А у входа в школу видим официальную вывеску, выполненную довольно вольным шрифтом: «Это крутая школа».

Чем иным, кроме любви к детям, можно объяснить часовой перерыв в занятиях для обязательного купания в бассейне и всяческого движения. Бассейн тут же во дворе голубеет полноразмерной чашей. И как я поняла из рассказов, он забавляет круглогодично всю эту многоголосую, разноязыкую массу. С той лишь разницей, что зимой, когда на улице +10 – + 12 градусов, вода в бассейне подогревается.

Чрезвычайно умиляют капитальные, выполненные промышленным способом рисунки на асфальте двора. Счёт до ста на длинной цветной змейке квадратиков, по которым дети, видимо, могут скакать или просто бегать. Буквы алфавита на ласково улыбающемся солнце. Различные геометрические фигуры всех цветов радуги.

На огромной рыбе с пёстрыми плавниками и пластичным жёлтым хвостом самые проникновенные слова: мама, папа, мир. Нигде нет облупленной краски, сломанных скамеек, оборванных кустов.

Вид одного из корпусов школы

Описание уличного пространства будет неполным, если не остановиться и мысленно не полазить по всем лабиринтам различных снарядов и горок.

Здесь две площадки для активного движения детей: для учеников начальной школы и постарше.

Снаряды рассчитаны для работы различных групп мышц: для лазания, ползания, спускания и карабканья.

Для самых маленьких весь ансамбль снарядов расположен на пружинящей пластмассовой подстилке. Не бойся, упади, но двигайся, милое дитя, двигайся, ты так насиделся, ты так утомился читать и считать.

В центре каждого здания располагается или актовый зал, или библиотека, или помещение общего пользования для всей школы.

Поскольку каникулы, не было никакой надежды попасть в школьную библиотеку. Однако вышедший к нам молодой крепкий охранник, до этого прилаживавший что-то в актовом зале, на просьбу моей дочери показать школьную библиотеку, с лучезарной улыбкой перебрал ключи в кожаной сумочке и с готовностью повёл на экскурсию.

Охраннику понравилось наше удивление. Он был сдержанно горд за свою школу. Его радовало, что я всё тщательно фотографирую. У этих русских, кажется, круглый год холод и снега и, наверное, медведи ходят по улицам.

Помещение библиотеки – немаленькое. Изъясняясь нашими терминами – абонемент, комната для хранения фонда, читальный зал, густо заставленный компьютерами, и в стеклянном кубе – кабинет заведующего библиотекой.

Местный «охранник» – маури

Существенное отличие от наших библиотек – на стенах цифровой перечень разделов познавательного фонда с картинками. Выполнено всё, конечно, полиграфическим способом и чрезвычайно красочно.

На любом свободном месте стены, кроме указателя отделов, персонажи из рисунков детей в увеличенном формате с фамилиями авторов. От них уютно, тепло и задорно.

А ещё на домашний лад настраивают мягкие игрушки, сидящие на верхних полках стеллажей у самого входа в библиотеку.

По всей видимости, очень любим также и диванчик с грудой пёстрых мягких подушек в глубине между стеллажами.

Интернационализм не только в идеологии страны, но, видимо, и в крови жителей, потому что на самом видном месте красовались миниатюрные флаги всех стран, дети которых здесь обучаются.

В фонде школьной библиотеки

Наверное, подарком библиотеке в своё время явилась экспозиция панорамы китайского садика под стеклянным колпаком. Созерцание миниатюрных деревьев, витиеватой беседки с загнутыми краями крыши, скалы в кустарнике и двух миниатюрных птиц неизвестной породы – всё это служит кому-то напоминанием о родине, а кого-то позовёт в путешествие.

Фонд, как и у нас, поделён на «книжки с картинками», т.е. для младшей школы, художественную и научно-познавательную литературу. Отделы разделены «глазастыми» цифровыми указателями. Мне показалось, что тут работают с универсальной десятичной классификацией Дьюи.

Всякого входящего привлекает пёстрое объявление о пользе чтения:

«Чем больше ты читаешь, тем больше знаешь,
чем больше знаешь, тем умнее становишься,
чем умнее становишься, тем увереннее твой голос,
когда ты выражаешь свои мысли или делаешь выбор».

Как таковых учебников здесь нет, но на столах, как и у нас летом, лежали сданные учащимися всевозможные пособия для занятий.

Друзья всегда рядом

Обслуживание детей компьютеризировано.

Все дети имеют пластиковые карточки читателя, и на выдаче стоит рабочий компьютер, фиксирующий все выдачи и сдачи книг учениками. Причём серость и серьёзность компьютера не замечается за лучезарной улыбкой дракончика и неведомого мне надувного персонажа (в «семейных» трусах), сидящих на этой технике.

Поразила меня комната хранения фонда, причём со свободным входом для всех желающих. Стеллажи на полозьях, легко передвигаются с помощью руля на торце стеллажа. Достаточно семидесяти сантиметров расстояния для хранения большого фонда. Такое я видела только в хранилищах Библиотеки им. В.И.Ленина, куда нас во время обучения водили на экскурсию.

Конечно, охранник не мог знать объём фонда, но навскидку я сказала бы, что не меньше 20 тысяч.

Предметный указатель на стене

За стеклом кабинета заведующей мы увидели по-деловому организованное небольшое пространство с компьютером, сканером, принтером, ксероксом и идеально чистым столом, украшенным лишь большим органайзером.

На полу – чистейший ковролин. В окнах – чистейшие стекла. На стеллажах – ни пылинки. Ни одной старой газеты, ни одного несвежего журнала.

Тот же образ привлекательной библиотеки.

Фото автора