Имя финского писателя Тимо Парвела в
России пока знают немногие. А вот в Финляндии он и
его книги хорошо знакомы и детям, и взрослым.
Серия «Элла и её друзья», по данным библиотек
Финляндии, входит в десятку самых читаемых
детских книг. Весёлые, забавные истории про
школу, написанные очень простым языком
(повествование ведётся от имени первоклассницы
Эллы), выходили в серии «Легко читать». И это не
недостаток книг, а достоинство. Тимо Парвела
долгое время работал учителем в начальной школе
и хорошо знает своих читателей. Для детей,
которые совсем недавно выучили буквы,
самостоятельное чтение часто становится
проблемой. Истории про Эллу помогают маленькому
читателю преодолеть барьер: их легко читать,
они – о понятных и близких для младшего
школьника вещах и очень-очень смешные.
Несмотря на простоту языка и сюжетов, книги
Т.Парвела интересны и взрослому читателю.
Не случайно за книгу «Элла на экскурсии» автор
был награждён престижной финской премией Арведа
Любека, а также получил Почётный диплом
Международного совета по детской книге (IBBY).
Тонкая ирония и добрый юмор помогают взрослым
посмеяться и над собой, и над порой несносными
детьми, и над нелепыми ситуациями, в которых
может оказаться каждый. Мне кажется, эти книжки
очень полезно читать учителям начальной школы и
студентам педагогических вузов. Ведь автор знает
школьную жизнь не понаслышке...
Тимо Парвела живёт в маленьком городке Кирконуми
недалеко от Хельсинки. Ему 45 лет. Мы встретились с
писателем и переводчицей книги «Элла в первом
классе» Анной Сидоровой, чтобы поговорить о
детстве, школе, книгах и о самом Тимо. И вот что
получилось...
Тимо Парвела и переводчик Анна Сидорова |
Детский писатель должен хорошо помнить своё детство. Тимо, каким Вы были ребёнком? Чем увлекались? Какой был Тимо в первом классе?
Я-то был сыном учителя… И поэтому, конечно, был очень ответственным и примерным. И был таким активным, очень любил говорить, выступать, устраивать разные мероприятия, выставки, встречи, какие-то спектакли… Но вообще был хорошим примером. У меня не было выбора, потому что директором школы, в которой я учился, был мой отец, а моей учительницей была моя мать.
Любили ли Вы в детстве читать? Какие книги и какие авторы Вам нравились?
В раннем детстве это были книжки-картинки. Например, Т.Янссон «Что дальше?», которая меня и пугала, и в то же время мне было жутко интересно, что значат эти дырочки, что же там, что будет происходить дальше. А повести Туве Янссон я открыл уже в более взрослом возрасте, но они и не совсем детские , они больше взрослые. Для меня очень важной книжкой был «Винни-Пух».
А позднее… Наверное, никаких особенных книг не читал, читал то же, что и все. Нравились детские детективы Энид Блайтон про «великолепную пятёрку» и серия «Хичкок представляет».
Недалеко от нашего дома была кондитерская фабрика, и в пятницу там продавали ломаное печенье. И вот я покупал такой огромный пакет ломаного печенья, брал в библиотеке целую пачку книжек и на все выходные закрывался с печеньем и книжками.
А у Вас есть дети? Какой Вы отец?
У меня двое детей – дочь Хильма , ей 15 лет, и сын Лаури, ему 13. Надеюсь, я умею слушать своих детей. Они говорят, что у меня есть чувство юмора. Хотя однажды сын сказал: «Папа, почему у тебя в книжках такие хорошие шутки, а нам остаются только самые плохие?» Нет пророка в своём отечестве…
Конечно, быть немолодым уже родителем детей, которые сейчас в переходном возрасте, сложновато. Чем старше становишься, тем труднее с ними находить общий язык. Но я считаю, что задача родителей, – сколько бы лет ни было им и их детям, – всегда прививать детям навыки общения, хорошего поведения. Вот, например, отправляясь сюда, в Россию, я прощался со своими детьми, и мне Хильма не сказала ничего. Я ей говорю: «Хильма, ты знаешь, когда человек уезжает, вообще-то принято желать счастливого пути». На что она ответила: «Ха!»…
Да, с подростками бывает непросто…
Да (смеётся).
А сейчас что Вы любите читать? Кто, по Вашему мнению, лучшие современные детские писатели Финляндии?
Сейчас я, к сожалению, читаю не так много, как хочется. Когда дети были маленькими, я им читал и тогда был «в курсе» детской литературы. А сейчас дети выросли, они уже читают сами. Но каждое лето мы уезжаем на остров, живём там, и вот там я читаю очень много.
И что мне кажется… что тенденция современной финской детской литературы – развлекательность, что мало говорят с детьми на серьёзные темы, не затрагивают важные для детей проблемы. Этого должно быть больше.
Детская литература Швеции отличается тем, что поднимает самые разные проблемы…
Мне кажется, что в Швеции есть другая крайность, – что они берут сначала проблему и вокруг этой проблемы выстраивают сюжет, то есть проблему делают центральной. На мой взгляд, главной должна быть всё-таки история.
А в историях про Эллу чего больше: собственного педагогического опыта, детских впечатлений или фантазии?
Больше фантазии (смеётся). Хотя первые книги я начал писать, когда ещё работал в школе. И книжка, конечно, отражает атмосферу школы. Думаю, каждый учитель узнает что-то знакомое в этих историях.
Собственно, мою крестницу зовут Элла, и потому я решил дать главной героине это имя. Настоящая Элла живет в Тампере, и ей сейчас 14 лет.
Вы хорошо знаете школу. Самое лучшее в финской школе – это…?
Школа очень меняется: та школа, в которую ходил я, и та, в которую ходят мои дети, – это совершенно разные школы. Мне нравится, что финские школы в принципе не так сильно отличаются одна от другой. Если посмотреть на школу в Хельсинки и школу в деревне, где-нибудь в глубинке или на границе, то видно, что стандарт у них одинаковый. Все получают одно образование, у нас нет частных школ, поэтому уровень образования всегда остаётся одинаково хорошим.
И ещё мне нравится, что учитель в финских школах не ставит себя выше детей, не поднимается на какой-то пьедестал. С другой стороны, он и не пытается заигрывать с учениками. Он как бы стоит с учениками на одном уровне, просто учитель – взрослый, а они – дети. Конечно, это тяжело преподавателям, так как им нужно помимо собственно преподавательской деятельности ещё и продумывать вот эту модель общения… Но это очень важно.
А что хотелось бы изменить в финской школе?
Первое, что сразу приходит в голову, – это здания. Я побывал более чем в двухстах разных школах, большинство из них внешне напоминают тюрьмы… И если было бы меньше учеников в одном классе, то это, наверное, был бы идеальный вариант, нужно, чтобы классы не были такими большими.
А сколько обычно учеников в классах?
В среднем 25–26 учеников, но бывает и по 30. И конечно, сложность в том, что среди этого большого количества детей есть такие, которые требуют особого подхода. А учителю часто не хватает времени, чтобы уделить внимание ученикам. Они могут испытывать трудности, связанные с пониманием материала, связанные с поведением и так далее. Если есть такой ученик, то он требует к себе повышенного внимания, что, естественно, отнимает внимание учителя от всех других учеников.
Парвела Тимо. Элла в первом
классе / Пер. с финск. А. Сидоровой. – М. : Северная книга, 2008. |
Ну и, конечно, сейчас в Финляндии тоже кризис, и страдают школы, потому что не хватает средств на то, чтобы брать на работу «дополнительных» учителей.
И может быть, главное даже не то, что я хотел бы изменить школу. Я хотел бы изменить общество, потому что, на мой взгляд, ребёнок должен, как теперь говорят, быть номером один в обществе…
Но, наверное, он не должен этого осознавать? У нас и так слишком много эгоистов, считающих себя центром Вселенной…
Правда, правда, конечно, он не должен этого чувствовать и понимать. Но он всё равно думает так (смеётся).
В Ваших книгах дети полны сюрпризов. А бывают ли, по-Вашему, скучные и неинтересные дети, ведь таких взрослых полным-полно.
Ну конечно, конечно, скучные дети есть, и в нашей книжке есть такая Тина, которая, собственно, является такой противоположностью образа Эллы. Но про них скучно писать…
На презентации книги в Москве один мальчик спросил, чему может научить Ваша книга. Но чаще всего такие вопросы задают взрослые. Тимо, что бы Вы ответили взрослым?
Я сказал бы, что смех и юмор в этой книжке – объединяющее начало для детей и взрослых. Потому что смешное, если это действительно смешное, обычно смешно и для тех, и для других. И вот это совместное чтение, совместное времяпрепровождение и совместная общая радость могли бы объединить, сблизить детей и взрослых. Ведь для детей это такие незабываемые моменты, если папа, когда читает книжку, вдруг сползает с кресла или мама не может продолжать чтение, потому что смеётся.
И ещё я, наверное, сказал бы, что нужно прислушиваться друг к другу и помогать друг другу. Есть такие программы телевизионные, в которых постоянно пытаются кого-то отбросить, исключить, как слабые звенья, но такого делать нельзя. Не должно быть слабых звеньев, которые выпадают. В классе Эллы есть такие дети, но их поддерживают, они не одни. Это класс, который всё делает дружно. Вот, наверное, так.
Остаётся добавить, что в ближайшее время появится продолжение историй про неугомонный, но дружный класс. Мы ждём новой встречи с Тимо Парвела.
Вопросы задавала Юлия Питецкая
Иллюстрации Маркуса Маялуома из книги «Элла в первом классе»