В этом году журнал «Наша школа» одноимённого издательства отметил свой первый серьёзный юбилей. В январе вышел сотый номер журнала.
История «Нашей школы» началась в 1998 году. За десять лет существования продукция издательского центра заняла прочное место в нише российской научно-популярной литературы и периодики. Оглядываясь назад, автор идеи, создатель и директор проекта «Наша школа» Евгений Александрович рассказывает о работе и достижениях творческого коллектива издательства.
Расскажите, как возникла идея выпустить журнал «Наша школа», а затем и построить вокруг него целое издательство.
Журнал появился случайно… Хотя, как говорится, ничего случайного не бывает. Будучи студентом колледжа, я делал журнал «Молодёжное поколение», но в свет вышло только два его номера. Спустя какое-то время я окончил педагогический институт, поступил в аспирантуру и предполагал, что буду строить научную карьеру, напишу диссертацию. Однако, имея уже небольшой издательский опыт, решил попробовать создать новый журнал. Так «Молодёжное поколение» стало неким прообразом «Нашей школы». Я понял, что нужно как-то самостоятельно развиваться. Нашёл единомышленников и учредителей, которые помогли сформироваться издательскому центру «Наша школа». С 2001 года мы стали издавать ещё три журнала для детей, а также книги.
Журнал «Наша школа» необычный, он отличается от других современных подростковых изданий. Как формировалась его концепция?
Ещё на базе журнала «Молодёжное поколение» я рассматривал вопросы, связанные с самоидентификацией молодых людей, то есть ставил перед растущей формирующейся личностью вопросы: кто я такой? какой я? Было важно понять, как позиционирует себя подросток в среде культурной, мировоззренческой, социальной. «Нашу школу» мы создавали, отталкиваясь от тех же идей. Этот журнал обращён к среде учащихся старших классов и среде студенческой. И ко всем тем, кто рассматривает образование как основную ступень в своей профессионализации и социализации. Мы попытались обозначить некоторые границы пространства, в котором учащиеся оказываются, выходя во взрослую жизнь. Мы затрагиваем проблемы современной социокультурной среды, в которой находится молодой человек. За счёт этих проблемных вопросов он должен чётко очертить тот ареал, в какой он будет потом врастать как профессионал.
Как вы подбираете темы для номеров журнала, чтобы оставаться актуальными год от года?
Каждая тема должна быть представлена не только теоретически, но и практически. Для этого нужно понять не только то, что происходит сейчас, но и то, что будет важно через несколько лет, – должны быть видны какие-то горизонты, зоны ближайшего развития. Журнал должен ставить проблемы на несколько лет вперёд. Показывать, насколько школа и образование будут актуальны завтра. Читатель получает не просто застывшие знания, а средства для собственного роста. А врастать он должен, как я уже говорил, в какую-то культурную среду. И это тоже не застывшая и навеки устоявшаяся система, а система динамически развивающаяся. Человек как бы должен взять на себя некоторые образцы и поработать над ними самостоятельно. Мы понимаем слово культура в самом широком смысле, как культуру научного мышления, культуру общения, культуру как возделывание. Культура есть то, что накопило предыдущее поколение, поэтому мы обращаемся и к актуальным ныне темам прошлого. Ведь оно тоже было настоящим в какой-то момент. Таким образом, журнал, как увеличительное стекло, фокусируется на некоторых вопросах, давая читателям возможность над ними поразмыслить.
Какие темы вы считаете самыми актуальными в науке на сегодняшний день?
На сегодняшний день, например, в физике есть несколько прорывных тем, которые будут актуальны в ближайшие десять лет, которые изменят нашу жизнь. И уже сейчас такие темы мы можем обозначить. Во-первых, это нанотехнологии, во-вторых, открытия в медицине, в-третьих, вопросы космонавтики. Эти темы могут быть сложными для понимания. Но они, безусловно, важны, потому мы обозначаем их в журнале. И журнал адресован именно людям, которые хотят что-то сделать. Вот ребёнок сегодня прочитает об этом, а завтра, может быть, окажется в группе разработчиков новых лекарств. Недавно мы обращались к проблеме таяния ледников. Это серьёзная экологическая проблема, связанная с сокращением количества пресной воды на Земле, с климатическими изменениями. Сейчас люди её, может быть, и не замечают, но через 15–20 лет это станет заметным. И тогда появится острая необходимость срочно создавать источники пресной воды. Мы, конечно, не можем делать точных прогнозов, но обозначаем проблему, которая станет актуальной в будущем.
Как вам удаётся привлекать к сотрудничеству именитых учёных?
Наш журнал – это не вещательный орган ограниченной группы лиц, мы не пытаемся продвигать идеи в массы, как какие-нибудь партийные издания. Мы только обозначаем круг тем. И все, кого он интересует, могут полемизировать на страницах журнала. Изначально мы создавали «Нашу школу», опираясь на существующие уже площадки. Мы приглашаем в журнал людей с уже устоявшейся, сформированной позицией, у которых есть свой взгляд на будущее, на формирующееся поколение. Например, с нами постоянно сотрудничает Георгий Геннадьевич Малинецкий – заместитель директора Института прикладной математики им. М.В.Келдыша, доктор наук, профессор. Его основные научные интересы лежат в области компьютерного анализа и прогнозов поведения сложных систем, управления рисками природных и техногенных катастроф, социальных нестабильностей. У него богатый опыт преподавания в МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, опыт общения с молодёжью и есть, что сказать молодому поколению. Его чёткая позиция по вопросу будущего России, подстерегающих её опасностей, о которых он рассказывает в журнале, непосредственно вытекает из его профессиональных занятий. А нас в первую очередь интересует позиция, закреплённая на профессиональном уровне.
Не слишком ли сложны взрослые учёные разговоры для читателя-подростка?
Соглашусь, что с первого взгляда журнал кажется непонятным, его с ходу так просто не прочитаешь. Я не утверждаю, что мы обладаем совершенством формы, мы постоянно ищем эту форму, изменяем её. И если это больше подойдет учителю, то и прекрасно! Ведь учитель сможет «транслировать» свои мысли ученикам. И они так или иначе получат пищу для размышлений. Журнал не детский и не взрослый, он для тех, кому вопросы науки и культуры интересны и важны. Педагог может использовать статьи журнала в качестве рабочего материала, а у ученика более сложная задача. Он мечтает в будущем кем-то стать, может быть, планирует заниматься какими-то глобальными проектами, посвятить себя исследованиям, которые будут изменять нашу жизнь и саму научную среду, формировать в дальнейшем культуру. Всё зависит от подхода, от того, как человек работает с материалом. Ведь журнал это, по сути, просто напечатанный текст, который удобно использовать для самообразования.
Как связано издание журналов с книжно-издательским направлением центра «Наша школа»?
Свою работу над журналом мы с самого начала рассматривали как проектную. К моменту появления нашего издательского центра, научно-популярной литературы в том виде, как ещё двадцать лет назад, не было представлено. Поэтому было создано книжно-издательское направление. Мы перепечатали лучшие образцы научных книг, чтобы вернуть их сегодняшнему читателю. Ведь эти книги по-прежнему актуальны, они не имеют срока давности. Мы задействовали в нашей работе авторов, которые ещё живы, но оказались в забвении. Также мы искали новых авторов. Работая над книгой, авторы имеют возможность делать отдельные публикации в журналах. Это экономически обосновано, и работа идёт впрок. Ведь когда человек создаёт книгу, у него остаётся очень много второстепенных материалов.
Каждый из четырёх журналов вашего издательского центра очень самобытный. Что позволяет вам избегать повторений и однообразия?
У каждого журнала есть своя интонация и свой адресат. Кому-то нравится так разговаривать на эту тему, а кому-то – по-другому. Потому важно правильно подобрать интонацию, чтобы каждый читатель мог найти свой журнал. Человек не разбирается в работе редакции, не понимает, что редакция делает, ему просто нравится, например, как рассуждает тот или иной автор, поэтому человек будет его читать. Исходя из этого, мы подбирали кадры, на каждом направлении закрепили сотрудника. Так, например, было выбрано отдельно детское направление для самых маленьких. Оно представлено литературным журналом «Кукумбер». Детскую серию формировал Виктор Меньшов, теперь он ушёл от нас, но остались его последователи. Журнал «Ларец Клио» – для ребят постарше, историческое направление ведёт Елена Огнянова. Свои особенности и у «Путевого журнала», его концепция строится вокруг эстетики приключения, которую разрабатывает Александра Кириллина.
Что помимо возможности самообразования могут дать ребёнку журналы?
В журнале ребёнок часто ищет общения. Тем более, когда взрослые обременены обязательствами, работой. А в журнале ребёнок видит что-то интересное ему и понимает, что это интересно ещё кому-то.
Что из задуманного вам удалось осуществить за эти годы и над чем ещё предстоит работать?
Сейчас мы ещё находимся на пути выстраивания нашего издательского дома. Что удалось сделать? Удалось сформировать некоторый коллектив, удалось найти авторов и редакторов, а также своих читателей, причём некоторые из них со временем сами стали авторами журналов. Удалось выделить некоторые концептуальные особенности, набраться опыта. Скажем, в первых номерах журнала «Наша школа» мы пытались и с детьми, и со взрослыми разговаривать на одном языке. Теперь мы поняли, что это неправильно, и разбили журналы по возрасту, выделили темы для обсуждения с людьми разного возраста. Но при этом журнал «Наша школа» – самый сложный журнал, он ещё не сложился до конца. Журнал сложится до конца, когда сложится среда, в которой важные дискуссионные вопросы будут обсуждаться, а он будет только лишь отражать эту дискуссию. Сейчас журнал пытается поставить данные вопросы, однако это немножко искусственно.
Вы говорите о дискуссионной среде. А идёт ли читатель на дискуссию с журналом, развита ли в издательстве обратная связь?
На каком-то уровне обратная связь налажена, к нам приходят письма, поступают звонки. Был случай, когда в статье мы допустили неточность, и читатель в письме нам на неё указал. То есть нас не просто читают, а внимательно читают. Иногда люди звонят в редакцию с откликами, мы находим для них оппонентов и публикуем мнения. А в «Кукумбере» есть рубрика «Павлиньи пёрышки», где сами дети пишут для журнала. Была ещё серия материалов под названием «Разговор с Богом», мы в каждом номере печатали рассуждения детей о Боге, что они понимают под этим.
Для вас журнал – это средство массовой информации или нечто большее?
Журнал – это конечно средство массовой информации, массового сознания, но мы говорим о коллективном разуме. Мы хотим общаться не с массовым сознанием, а с коллективным разумом, с носителем этого коллективного разума, с нашим читателем, который ищет среду общения через наш журнал.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Shop.Art-Deco-Fashion.Ru». Если вы решили приобрести качественную и стильную одежду для себя и своих близких, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Shop.Art-Deco-Fashion.Ru». Перейдя по ссылке: «купить платье в Красноярске», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать платье любого фасона по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Shop.Art-Deco-Fashion.Ru.
Вопросы задавала Мария Рыченкова