Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за июль 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Бевзюк И. Посади дерево : Познавательно-практическое занятие / И. Бевзюк // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 34–35. – (Мастерская полезных дел).

Предлагаемая методика поможет детям внимательнее присмотреться к окружающему миру, ощутить причастность к происходящим в нём переменам.

Беляева Е. Олимпийские игры в Древней Греции : Интегрированный урок истории и физической культуры / Е. Беляева, Н. Веркашанская // Здоровье детей. – 2009. – № 13. – С. 23–25. – (Урок здоровья).

Буянова Г. Соперники Шерлока Холмса : Интеллектуальные игры / Г. Буянова, Т. Кручинина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 22–24. – (Игры и ритуалы).

Этот тип игр обращён к интеллекту, к активизации ресурсов психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций.

Гурова Н. С. Кругосветное путешествие : Классный час / Н. С. Гурова // Начальная школа. – 2009. – № 13. – С. 7–11. – (Я иду на урок).

Цели: Познакомить с системой образования в Великобритании; сопоставить системы образования разных стран – США, Японии, Германии, Дании; развивать память, внимание, мышление, кругозор.

Додонова Т. День земли : Конкурсно-игровая программа / Т. Додонова, Т. Степанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 42–47. – (Праздники).

На этом празднике дети смогут проявить свою эрудицию в вопросах охраны окружающей среды, а также практические умения и навыки, полученные в процессе участия в различных занятиях и мастерских полезных дел.

Зубец Е. My friend Winnie-the-Pooh : Неделя английского языка в 4-х классах / Е. Зубец // Английский язык. – 2009. – № 14. – С. 29–33. – (Classroom Activities).

Кружкова С. В. Предметная неделя в школе : Игра «Брейн-ринг» / С. В. Кружкова, Т. С. Курьянова // Химия. – 2009. – № 14. – С. 36–41. – (В помощь молодому учителю).

Кручинина Т. Я и мы : Как понять себя и других / Т. Кручинина, Т. Степанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 20–21. – (Игры и ритуалы).

Осознание собственных проблем – начало их решения. Игровые и дискуссионные формы самоанализа помогают детям лучше осмыслить свои психологические трудности, понять себя и другого, а педагогу дают пищу для размышления.

Ладарева В. Н. «День рождения по-английски» : Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5–7-х классов на английском языке / В. Н. Ладарева // Английский язык. – 2009. – № 14. – С. 34–35. – (School Theatre).

Маркина В. Знатоки астрономии : Интеллектуальная игра для 4 класса / В. Маркина и др. // Начальная школа. – 2009. – № 13. – С. 39–41. – (Учимся играя).

Смирнягина М. Семья и семейные ценности : Интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе / М. Смирнягина, Т. Соколова // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 38–40. – (Вместе с учителем).

Титова С. С. Удивительные памятники животным : Биологический вечер / С. С. Титова // Биология. – 2009. – № 14. – С. 18–22. – (Я иду на урок).

Хорунжий О. Вопросы по страноведению для викторины «Своя игра» / О. Хорунжий // Английский язык. – 2009. – № 14. – С. 39–40. – (Tests).

Эйриян В. А. Деревья тоже воевали : Интегрированный урок литература – биология / В. А. Эйриян,
Л. Е. Лузина // Биология. – 2009. – № 14. – С. 2–8. – (Я иду на урок).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Григорьева Е. Пылесос для Хоббита : Ролевая игра глазами матери / Е. Григорьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 14. – С. 45–46. – (Живые истории).

Литвинова О. Убегающие родители : Ошибки семейного воспитания / О. Литвинова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 8–9. – (О центрах реабилитации).

В современном обществе не только ребёнок конфликтует с семьёй, но и сами взрослые забывают о своей роли для детей, не могут справиться с родительскими обязанностями. Учитель способен повлиять на характер взаимодействия в семье, если сумеет напомнить родителям о необходимости уважать интересы и личность детей, разрушить иллюзию родительской «занятости» работой.

Мартемьянова О. Дети и курение / О. Мартемьянова // Начальная школа. – 2009. – № 13. – С. 27–29. – (Я иду на родительское собрание).

Цели собрания: Обсудить влияние способов семейного воспитания на поведение и привычки детей, причины раннего курения детей; найти способы помощи детям, начавшим курить.

Пчёлкина Т. Мудрая воспитательница Радость : Выступление на родительском собрании / Т. Пчёлкина // Начальная школа. – 2009. – № 14. – С. 37–40. – (Я иду на родительское собрание).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Жданова О. Подари улыбку миру : Психологическая акция как способ внутришкольного взаимодействия / О. Жданова // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 36–37. – (Психологические технологии).

Карловская Н. Письма для «Пожирателя неприятностей» / Н. Карловская // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 14–16. – (Личный опыт).

Психологи – люди творческие, и хочется иногда чем-то школу удивить. В школе № 42 г. Сургута организуются «развлекалочки» самых разных форм и самой различной тематики. Подобные мероприятия поднимают настроение у педагогов и учащихся, расширяют кругозор ребёнка, облегчают социальную адаптацию.

Пешкова Н. Бомба : Игра для любого возраста / Н. Пешкова // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 46. – (Игротека).

Цель: объединение участников общей деятельностью, развитие навыков наблюдения за другими и планирования своих действий, умения вырабатывать стратегию поведения.

Сорокина А. Круг друзей : Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревожными детьми (4-й класс) / А. Сорокина // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 11–13. – (Психолог у доски).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Астапова Е. Тепло – по кругу : Упражнения-ритуалы / Е. Астапова, Т. Кручинина, Т. Смирнова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 13–14. – (Игры и ритуалы).

Формирование совместно с детьми общих привычек и традиций – хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. Кроме того, ритуалы приветствия и взаимодействия участников между собой помогают педагогу сконцентрировать внимание детей на занятии и создать нужную атмосферу в кругу играющих.

Додонова Т. Цветочные фантазии : Проектная работа / Т. Додонова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 36–37. – (Мастерская полезных дел).

Деловая игра по планированию городской клумбы направлена на укрепление потребности в общении с природой, развитие дизайнерских навыков, повышение самооценки ребёнка в процессе коллективно-творческой деятельности.

Кручинина Т. Договоримся? : Упражнения на взаимодействие / Т. Кручинина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 17–19. – (Игры и ритуалы).

Способность людей к взаимодействию лежит в основе любых межличностных отношений. Занятия в клубе «Диалог» – это набор возможных игр и заданий, направленных на совершенствование навыков позитивного общения детей с окружающими людьми и обучение правилам совместной работы.

Суркова Г. Семейные проекты / Г. Суркова // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 7–8. – (Заместителю директора по ВР).

Приведён лист планирования содержания проекта «Моя семья».

Фролова Е. Весёлые и находчивые : Игра, которая объединяет неравнодушных / Е. Фролова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 14. – С. 39–44. – (Клубные игры).

ПОДРОСТОК

Белкина В. Как читает подросток? / В. Белкина // Литература. – 2009. – № 14. – С. 20–11. – (Методика).

Кручинина Т. «Возьмёмся за руки, друзья…» : Этические беседы / Т. Кручинина, Т. Степанова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 28–33. – (Беседы и размышления).

В процессе формирования эмоциональной отзывчивости трудных подростков, их способности к сопереживанию, бережного отношения друг к другу становится важным и необходимым разговор с ребятами о добре, дружбе и ценности общения. Дискуссия с элементами анализа художественных текстов и занимательными упражнениями на взаимодействие поможет педагогу сделать такой разговор максимально интересным и гибким.

Пятаков Е. «Трудный» подросток : Искусство откровенного разговора / Е. Пятаков // Школьный психолог. – 2009. – № 13. – С. 2–47. – (Книга в газете).

Янушевский В. Речевая защита и речевая агрессия подростков / В. Янушевский // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 6–8. – (Наши дети).

ПРОБЛЕМА

Алексеева Т. Спасение (от) семьи : Структура и задачи СРЦН / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 5–7. – (О центрах реабилитации).

Последнее десятилетие в связи с ростом семейного неблагополучия резко обострились проблемы социальной дезадаптации подростков, растёт число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, в семьях которых отсутствует не только внимание и контроль со стороны родителей, но и необходимый медицинский уход, возможны случаи физического и психологического насилия. Оказание помощи и поддержки подросткам, попавшим в тяжёлую семейную ситуацию и не имеющим возможности справиться с ней самостоятельно, – главная задача центров социальной реабилитации для несовершеннолетних.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алексеева Т. Как помочь Буратино? : Игровой конкурс для учителей / Т. Алексеева, О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 14. – С. 2–3. – (Дизайн игры).

Алексеева Т. Правовая информация в Интернете : Навигатор по юридическим сайтам / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 10. – (О центрах реабилитации).

О нескольких сайтах, на которых представлена информация по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Алимова Н. Как грамотно организовать благотворительную деятельность в ОУ / Н. Алимова // Управление школой. – 2009. – № 13. – С. 29–43. – (Партнёрство).

Билан К. «Я обращаюсь к вам…» : Неделя в лицее начинается с проповеди / К. Билан // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 9–12. – (Заместителю директора по ВР).

Общеизвестно, что личность развивается, когда в жизни возникают внутренние противоречия. И разрешаются они посредством деятельности, приводящей к образованию новых человеческих качеств. Например, в Усть-Илимском экспериментальном лицее это утренняя проповедь по понедельникам.

Брендина Н. В. Способы воздействия на эмоциональную сферу обучаемых / Н. В. Брендина // Физика. – 2009. – № 13. – С. 5–8. – (Эмоциональная физика).

Гайденко Е. Детский плакат предупреждает / Е. Гайденко // Здоровье детей. – 2009. – № 13. – С. 27–29. – (Вне урока).

Профилактические беседы с детьми на темы различных заболеваний и борьбы с вредными привычками станут более эффективными, если их завершить изготовлением плакатов и листовок.

Гурьянова М. Только обогатив себя, ты можешь обогатить общество / М. Гурьянова // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 32–33. – (Заместителю директора по ВР).

Рассказывая об экспериментальной работе, ведущейся в сельской местности, автор, тем не менее, сосредоточила внимание на тех идеях, которые адаптивны и могут быть интересны и полезны жителям больших и малых городов.

Ермохина Т. Как обеспечить диалог в учебной деятельности / Т. Ермохина // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 3–4. – (Заместителю директора по ВР).

Зиновьева Н. Такое многогранное воспитание! / Н. Зиновьева // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 40–47. – (Заместителю директора по ВР).

Фрагмент программы воспитания.

Казимирская Л. Новая роль проектов : Педсовет о направлениях воспитательной работы / Л. Казимирская // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 2–3. – (Заместителю директора по ВР).

Калуцкая Е. Как воспитать патриота : Социокультурные вопросы на уроках истории / Е. Калуцкая // История. – 2009. – № 14. – С. 24–33. – (Уча, учимся).

Материалы для подготовки интегрированного урока «история + обществознание».

Кручинина Т. Страна «Как будто» : Роль игры в реабилитационной работе / Т. Кручинина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 13. – С. 13–14. – (Игры и ритуалы).

Кучеренко Т. «Воспитание успехом» : Воспитательная система для 8–11-х классов / Т. Кучеренко,
М. Коровина, Г. Новикова // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 26–29. – (Заместителю директора по ВР).

Луховицкая А. Подводные течения : Опасности и возможности ролевых игр / А. Луховицкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 14. – С. 8–10. – (Дизайн игры).

Мацаль Ф. Ласковая строгость / Ф. Мацаль // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 24–25. – (Заместителю директора по ВР).

О детях, с которыми непросто. Какие подходы избрать в работе с ними? Есть ли шанс изменить их образ жизни? Какие стороны детской натуры наиболее чувствительны к воспитанию?

Москвина Ю. Как подготовить проект? / Ю. Москвина, Г. Шубина // Начальная школа. – 2009. – № 13. – С. 36–38. – (Проектная работа).

Как разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта и какую роль здесь может играть учитель?

Пантеева О. Книга учит, книга лечит / О. Пантеева // Здоровье детей. – 2009. – № 13. – С. 15–18. – (Технология).

Тренинг по формированию культуры здоровья на материале художественных произведений.

Радченко Л. Управление – дело каждого / Л. Радченко // Управление школой. – 2009. – № 13. – С. 25–28. – (Школьный уклад).

Изменить управляющую систему школы – шаг серьёзный, ведь после этого образовательное учреждение начнёт жить по-другому. В Кабаковской школе (Алтайский край) перемены были продиктованы одобренной всеми концепцией…

Смирнова О. Методика с человеческим лицом, или Как говорить с детьми о литературе / О. Смирнова // Литература. – 2009. – № 14. – С. 8–11. – (Методика).

Устинова Н. «Наш выбор» : Программа профилактики употребления психоактивных веществ /
Н. Устинова // Управление школой. – 2009. – № 14. – С. 17–22. – (Заместителю директора по ВР).

Чалганская Л. Портфолио кафедры / Л. Чалганская // Управление школой. – 2009. – № 13. – С. 22–24. – (Наука управлять).

Юдина И. Г. Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе / И. Г. Юдина // Русский язык. – 2009. – № 14. – С. 38–40. – (Учение с увлечением).

Ясвин В. Организационная культура педагогического коллектива / В. Ясвин // Школьный психолог. – 2009. – № 14. – С. 19–30. – (Методическая копилка).

НА ЭКСКУРСИЮ

Гурина М. Летняя прогулка по Зарядью / М. Гурина // История. – 2009. – № 14. – С. 34–39. – (Малая родина).

Одно из древнейших мест Москвы – район Зарядья. Оно издревле было заселено сначала купцами и торговыми людьми, позже боярами. Своё название Зарядье получило после сосредоточения посадской торговли в специальных рядах против кремлёвских стен.

Материал для подготовки урока-экскурсии.

Дорожкина Н. Прогулка по двум Болвановкам / Н. Дорожкина // История. – 2009. – № 13. – С. 40–43. – (Малая родина).

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замосквоечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Материалы для урока-экскурсии.

Шенкман В. Д’Артаньян! / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 13. – С. 46–47. – (Литературная карта).

О памятниках самому знаменитому литературному герою.

Шенкман В. Весь мир – Шекспир… / В. Шенкман // Литература. – 2009. – № 14. – С. 43–45. – (Литературная карта).

В честь Шекспира установлено множество разнообразных, порой весьма необычных памятников. Автор ограничился описанием только тех, которые запечатлели его героев.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Гений детства // Первое сентября. – 2009. – № 13–14. – С. 2–47. – (Антология).

В этом летнем номере «ПС» собраны самые, может быть, необычные воспоминания о детстве. Имена авторов – людей знаменитых – у всех на слуху; судьбы – несходные, обстоятельства жизни – несовпадающие, времена – разные.

Объединяет эти тексты одно: в каждом из них можно увидеть не историю взросления кого-то конкретного, а описание детства как особого состояния человека. Именно поэтому – не «гений в детстве», но «Гений детства»: попытка уловить общее, а не частное.

Двадцать три текста о детстве… Даниил Жуковский, Софья Ковалевская, Сальвадор Дали, Чарлз Дарвин, Константин Станиславский…

«Заветная мечта» на «Острове сокровищ» : Часть 1. // Библиотека в школе. – 2009. – № 14. – С. 5–47. – (Остров сокровищ. Постраничное плавание).

Фрагменты произведений, вошедших в короткий список четвёртого сезона премии «Заветная мечта».

Порядина М. Французская литература сегодня – что читать? / М. Порядина // Литература. – 2009. – № 13. – С. 44. – (Книжная полка).

Материал из тематического номера «Франция в российской школьной программе по литературе».

Прядко И. Парадоксы Марка Леви / И. Прядко // Литература. – 2009. – № 13. – С. 37–39. – (Детское чтение).

О Марке Леви и его книгах.

Терентьева Н. Роман Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» в школьном читательском блоге / Н. Терентьева, Е. Баталова // Литература. – 2009. – № 13. – С. 40–42. – (Интернет-кладовка).

ИМЕНА

Ляшенко Л. Замечательные москвичи / Л. Ляшенко // История. – 2009. – № 13. – С.26–32. – (Анфас и профиль).

О Н.М.Карамзине, Д.В.Давыдове, А.Н.Островском, В.А.Гиляровском.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Белошапкина Я. Павел Федотов / Я. Белошапкина // Искусство. – 2009. – № 13. – С. 8–9. – (Арт-галерея).

Дьяков Л. Морис Утрилло / Л. Дьяков // Искусство. – 2009. – № 14. – С. 9. – (Арт-галерея).