Елена Реброва
http://www.bim-bad.ru
Природа человека и ребёнок как отец
человека
окончательно заняли пространство моих
раздумий…
Б.М.Бим-Бад
…ЗА ВРЕМЯ существования рубрики «Загляните на сайт» со мной такое впервые. Открыла страницу и… зачиталась. Всё время отвлекаюсь от первоначальной цели: рассказать о ресурсе в сети, который может быть вам полезен. «Брожу» по выложенным статьям, эссе, воспоминаниям и не могу оторваться. Вот зарисовки об истории нашей страны и особенностях национального правления во времена Сталина. А здесь – обращённые именно к вам (так кажется) размышления: о самостоятельном выборе и ответственности за него, о бабушках и дедушках как воспитателях, о профилактике агрессивности, о правдивости, о прощении… Как редко мы стали всерьёз и честно говорить об этом…
И всё же перехожу от многоточий к содержанию. Знакомьтесь: официальный сайт академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Михайловича Бим-Бада – http://www.bim-bad.ru/
Борис Михайлович Бим-Бад – один из авторов теории педагогической антропологии, которая рассматривает человека как воспитателя и воспитуемого одновременно. Он считает, что в ряду основных задач педагога – стремление научить ученика быть счастливым.
Сайт состоит из четырёх разделов: «Обо мне», «Библиотека», «Новости», «Связь со мной и ссылки».
«Обо мне». Рассказывать о себе легко и просто одновременно. Как на странице суметь описать насыщенную, непростую, яркую жизнь? Что самое важное в тебе для других? «Мне никогда не удавалось быть только историком и теоретиком педагогики, я всегда был и остаюсь практиком. Школьный учитель, учитель-экспериментатор, лектор Института повышения квалификации работников образования, преподаватель для слепоглухих, организатор высших учебных заведений, руководитель ряда университетов, заведующий кафедрами, преподаватель собственных и иных вузов, — я един во всех этих лицах. Так что смело обсуждайте со мной вопросы воспитательной и учебной практики, а не только философии образования», – пишет Борис Михайлович.
В этом разделе Борис Михайлович поясняет, для чего создан его «именной» сайт: «…Я собираюсь размещать на нём плоды моих трудов, как опубликованные, так и совсем новые.
Для желающих обсуждать эти тексты, а также проблемы общей, отраслевой и прикладной антропологии, педагогики, животрепещущие темы воспитания, обучения, образования и самые разные вопросы жизни, на сайте опубликован адрес моей электронной почты («Связь со мной»). Пожалуйте!»
Справка. В 1964 году окончил исторический факультет Московского педагогического государственного университета имени Ленина. Преподавал литературу, историю, искусство перевода, обществоведение, работал над диссертацией и писал статьи. Работал со слепоглухими студентами психологического факультета МГУ в детском доме для слепоглухих в Загорске. В 1989 году создал Вольный университет, Российский открытый университет, в котором в первые три года учились более ста тысяч человек. Плата за обучение была три рубля в год. С 1992 года Борис Михайлович – академик государственной Российской академии образования. Член Московского отделения Союза писателей России. В 2009 году вошёл в первую сотню российской элиты, по версии «Русского репортёра». Увлекается поэзией.
«Библиотека». Раздел организован как настоящая библиотека: можно искать материалы по темам, а можно – по алфавиту.
Тематические блоки представлены первыми в этом разделе. Назову некоторые из них:
• Наша школа: проблемы и решения
• В помощь студентам
• Человек, его природа, проявления, развитие
• Классики, основоположники
• Психология
• Педагогическая антропология
• Педагогика
• История образования как наука и философия
• Философия и практика образования
• Искусство понимать
• Знаете, что я вам скажу? – Заметки о том о сём
• Рекомендую хорошие тексты друзей
• Библиографические заметки
• Вспоминается...
Нет смысла пересказывать мысли, идеи, убеждения великих педагогов, талантливых учёных, ярких людей. Надо просто зайти на сайт и прочесть всё это самому. Собственно, в тематическом блоке «Знаете, что я вам скажу? – Заметки о том о сём» я и «зависла», когда попала на сайт. И с большим трудом вернула себя в рабочее состояние.
Ниже в этом же разделе вы можете не спеша, со вкусом и удовольствием просмотреть алфавитный список текстов. Когда листаешь страницы этого раздела, создаётся ощущение, что ты попал в гости и тебе разрешили посмотреть книги в шкафу. С тщательностью, любовью и особыми предпочтениями подобраны произведения В.М.Бехтерева, В.Ф.Богата, Л.С.Выготского, Н.В.Гоголя, Э.Д.Днепрова, Ч.Диккенса, А.З.Зак, П.А.Кропоткина, М.К.Мамардашвили, М.Монтеня, Ф.Ницше, Б.Пастернака (о книге и литературе), И.Г.Песталоцци, Ф.Петрарки, Ж.Пиаже, А.Пуанкаре (о психологии открытия и изобретения), В.С.Соловьёва, К.Д.Ушинского, З.Фрейда, М.И.Цветаевой («Мой Пушкин»), А.Шопенгауэра, Ф.Шиллера, А.Эйнштейна, Д.Б.Эльконина, У.Эко, Е.А.Ямбурга. И конечно же, книги, статьи самого автора сайта – Бориса Михайловича Бим-Бада. Все представленные произведения – о человеке, о воспитании, о педагогических находках, о творчестве.
Замечу, что в разделе даны ссылки на полные тексты этих материалов.
«Связь со мной и ссылки». Здесь представлен адрес электронной почты автора и предложены ссылки на полезные сетевые ресурсы с небольшими ремарками Б.М. Бим-Бада:
• http://www.openlesson.ru/razbor/ – Сайт для школьных учителей (и не только).
• http://www.kraevskyvv.narod.ru/ – Сайт Володара Викторовича Краевского, известного учёного и деятеля образования.
• http://www.sibuch.ru/ – Научно-методический журнал «Сибирский учитель», где учёные и педагоги России и зарубежные коллеги делятся своими методическими находками и передовым опытом в системе образования.
• http://www.trening.montessoricity.ru/ – Тренинг Монтессори.
• http://www.montessoricity.ru/ – Педагогический клуб «Монтессори-сити».
• http://www.grishunia.com/ – Прекрасный сайт писателя Евы Златогоровой, где можно встретиться с героическим котёнком Гришуней, и не только с ним.
• http://vbogat.livejournal.com/ – Живой Журнал Владимира Фёдоровича Богата, посвящённый вопросам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), умственного воспитания и творческого развития детей в семье и школе.
• http://www.altruism.ru/sengine.cgi – Сайт знатока молодёжи Михаила Кордонского. Технология альтруизма.
«Новости». Содержание раздела не требует особых пояснений: он формируется из новых материалов. Как не полюбопытствовать, о чём материал под заголовком: «Полагаться не на счастливый случай, а на умение побеждать». Да ещё и с эпиграфом от Александра Васильевича Суворова: «Раз счастье, два раза счастье – помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения».
В «Новостях» можно прочесть о перспективах альтернативного образования; о будущем авторских и экспериментальных школ; о предназначении образования в современном мире; об истории аристократического воспитания; об Астрид Линдгрен как глубоком психологе и социальном мыслителе; о том, как вызвать и поддержать интерес школьников к уроку; о чувстве сверстничества; о толерантности, которая не работает; о том, как оценить степень достижения целей образования. Раздел большой, мне не перечислить всего. Да и надо ли?
Сайт приглашает читать, думать, делиться мыслями. Обо всём, что важно для любого нормального человека. О том, что тревожит Педагога. О мире, обществе. О себе.
…Когда готовила материал, меня неотступно преследовало только одно желание: «Сейчас допишу, а потом сяду и буду читать то, что здесь собрано».
… В одном из интервью на вопросы журналиста: «Что ещё, помимо тяги к знаниям, может помочь человеку оценить ценность жизни? Какие ещё есть подпорки, которыми можно воспользоваться?» – Б.М.Бим-Бад ответил: «Радоваться жизни. Больше всего привязывает каждого нового жильца Земли к миру, и без этой привязки он будет опасен и для себя, и для общества, – радость. Поэтому совместные походы, совместный хохот, совместное чтение юмористической литературы, совместные розыгрыши, разного рода игры – это самое-самое важное в воспитании людей». (Из радиопрограммы «Они сделали это!» http://finam.fm/archive-view/1481/5/)
Будем следовать совету?..
С уважением и любовью Е.Реброва