Мария Андреева, Марина Короткова
Методические рекомендации для школьных и детских библиотек к Году учителя
Как известно, по инициативе Президента
Российской Федерации Д.А.Медведева 2010 год
объявлен Годом учителя. Мы ежегодно отмечаем
Международный день учителя, и у каждого из нас
есть свой опыт работы по этой теме.
Год учителя потребует целого ряда мероприятий в
течение всего периода. Что нужно, чтобы он
запомнился и учителям, и ученикам? Как сделать
эту работу разнообразной и интересной?
Предлагаем несколько идей и форм работы, которые
можно использовать в будущем году.
КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
Начало всей работе может положить организованная в библиотеке книжная выставка. Она может быть одна, большая, с многими разделами, или их может быть несколько в разное время. Каждая – на более узкую тему. Мы предлагаем вам возможные варианты названий и подбора книг, а объединять всё это в одну выставку или делать отдельными – решать вам.
Первый учитель – первые уроки
Цитата
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из тёплых маминых рук
Учитель взял твою руку…
К.Ибряев
Книги
• Айтматов Ч. Первый учитель.
• Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы.
• Драгунский В. Фантомас.
• Коваль Ю. Полынные сказки; Нулевой класс; Нюрка.
• Лиханов А. Крёсна; Крутые горы.
• Меттер И. Первый урок (в сб. «Учитель, перед именем твоим…» – М., 1985).
• Платонов А. Ещё мама.
• Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё; Если б я был учителем.
• Толстой Л.Н. Детство.
• Ян В. Никита и Микитка и др.
Школьная вселенная
Цитата
Учил уроки. Повторял уроки.
Уроки сделав, на уроки мчал.
Как слушал я уроки на уроке…
Как у доски уроки отвечал…
В.Берестов
Книги
• Гиваргизов А. Хитрый Зубов; Записки выдающегося двоечника и др.
• Голявкин А. Тетрадки под дождём и др.
• Драгунский В. Главные реки; Что любит Мишка; Тиха украинская ночь; Пожар во флигеле,
или подвиг во льдах и др.
• Железников В. Жизнь и приключения чудака; Чучело.
• Коршунов М. Сентябрь + сентябрь; Трагический иероглиф и др.
• Мурашова Е. Класс коррекции.
• Носов Н. Витя Малеев в школе и дома и др.
• Пивоварова И. Рассказы Люси Синицыной; Превращение фарфоровой свинки; Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А».
• Поляков В. Олух царя небесного (рассказы «Неведомая страна», «Лев Львович и зайцы»).
• Сотник Ю. Элексир Купрума Эса и др.
• Сочинская М. Школьная жизнь.
• Стихи А.Барто, В.Берестова, М.Бородицкой, Б.Заходера, С.Маршака, С.Михалкова, И.Пивоваровой и др.
• Чуковский К. Серебряный герб и др.
Они пришли из школы
Цитата
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни Шекспира, ни Коперника,
Ни поэта, ни мыслителя.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Некоторые Америки,
Оставались неоткрытыми.
В.Тушнова
Авторы этих книг – педагоги по образованию или работали учителями
• Алексеев С. Исторические повести.
• Бажов П. Сказы.
• Бианки В. Рассказы и сказки.
• Бруштейн А. Дорога уходит в даль…
• Волков А. Волшебник Изумрудного города. Два брата. Царьградская пленница.
• Гиваргизов А. Рассказы.
• Дружников Ю. Каникулы по-человечески.
• Коваль Ю. Недопёсок Наполеон III. Приключения Васи Куролесова и др.
• Коржиков В. Приключения Солнышкина.
• Осеева В. Динка.
• Толстой Л.Н. Азбука (Л.Н.Толстой открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и вёл там занятия).
• Ушинский К. Рассказы для детей и др.
Уроки для учителей
Цитата
Учить трудиться, думать смело,
Шагать – дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Наставникам – стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк,
Мудрейшей изо всех профессий,
Величье званья: «Педагог!»
Г.Крупин
Педагогические сочинения писателей и педагогов
• К.Ушинского,
• Л.Толстого,
• В.Сухомлинского,
• А.Макаренко,
• Я.Корчака,
• Ш.Амонашвили,
• С.Соловейчика,
• В.Шаталова,
• Д.Кабалевского,
• Б.Неменского и др.
• А также книги серии «Антология гуманной педагогики» (Издательский Дом Шалвы Амонашвили).
Если б я был учителем
Цитата
Вам памятник, учителя,
Я высек бы из красного гранита,
Установил бы на просторе я
Большое человеческое сердце,
Чтоб всем ветрам и всем лучам открыто –
Вам памятник, учителя.
А.Дусенбиев
Этот раздел – выставка творческих работ учащихся: сочинений, высказываний, результатов анкетирования.
Материалы таких выставок послужат источником для подготовки бесед, обзоров книг, для организации устных журналов и других мероприятий.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
В начале года предложите учащимся школы провести социологический опрос, а обобщив результаты, составьте «Коллективный портрет учителей нашей школы».
Вопросы анкеты могут быть такими:
1. Как становятся учителем? Почему Вы выбрали эту профессию?
2. Если можно было бы вернуться в прошлое и начать всё сначала, кем бы Вы тогда стали?
3. Помните ли Вы своего первого учителя? Кого из своих учителей Вы вспоминаете с благодарностью? Расскажите о них.
4. О чём мечтает учитель?
5. Чем в свободное время любит заниматься учитель?
6. Что любит читать и что сейчас читает учитель?
Вот, например, какой результат получили в одной из школ:
• Почему стали учителем? Для многих это мечта с детства. Другие продолжили семейные династии. Кто-то – по призванию. И есть утверждение, что учителем надо родиться.
• О чём мечтает учитель? О хороших знаниях своих учеников, об отдыхе, о благополучии, о том, чтобы не утонуть в бумагах.
• В свободное время любит путешествовать, отдыхать с семьёй, посещать музеи, читать, слушать музыку, общаться с друзьями.
• Что читает учитель? Исторические романы, правдивую публицистику, научно-популярную, познавательную литературу, классику. И даже есть ответ в стихах:
Мы любим Чехова, Толстого,
Цветаеву и Гумилёва,
И Гоголь близок нам, и Пушкин,
Жуковский, Лермонтов и Пущин,
И современников читали бы рассказы,
А мы читаем всё приказы да приказы…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Предложите учащимся несколько тем для исследовательских работ, которые они будут выполнять самостоятельно или объединившись в группы. Темы могут быть, например, такими:
• «Учитель стал писателем» – среди хорошо известных детям писателей есть немало таких, кто был педагогом по образованию, работал учителем в школе. [Гарриет Бичер-Стоу – ей не было ещё и 13 лет, когда она начала работать в школе для девочек, впоследствии организовала школу для негритянских детей. Марина Бородицкая – окончив институт иностранных языков, работала учителем английского языка в школе. Наталья Долинина – преподавала в школе литературу. Пётр Ершов – был учителем, инспектором, директором Тобольской гимназии. Василий Жуковский – был наставником наследника престола (в будущем царя Александра II). Александр Солженицын – работал учителем в сельской школе. Герберт Уэллс – был «помощником учителя», написал учебник по биологии. Льюис Кэрролл – преподавал математику в колледже в Оксфорде. Сельма Лагерлёф – окончила учительскую семинарию и работала учителем в школе для девочек].
• «Народная мудрость гласит…» – афоризмы, пословицы, поговорки об учении, школе, учителях.
• «Учитель и ученик в изобразительном искусстве» – («Земская школа в Московской Руси» Б.Кустодиева, «Опять провалился» А.Корина, «Устный счёт в народной школе» С.А.Рачинского и «У дверей школы» Н.Богданова-Бельского, «Опять двойка» Ф.Решетникова и др.).
• «Учитель и ученик в кино и на театральной сцене» «Сельская учительница», реж. М.Донской; «Первоклассница», реж. И.Фрэз; «Доживём до понедельника», реж. С.Ростоцкий; «Ключ без права передачи», реж. Д.Асанова; «Первый учитель», реж. А.Михалков-Кончаловский; «Республика ШКИД», реж. Г.Полока; «Педагогическая поэма», реж. М.Маевская, А.Маслюков и др.).
• «Уроки для учителей» – эта тема может быть предложена старшеклассникам и учащимся педагогических классов (см. список литературы к соответствующей книжной выставке).
• «Учитель и ученик в поэзии» [Некрасов Н.А. «Учитель! Перед именем твоим…» (строки, обращённые к В.Г.Белинскому в сценах из лирической комедии «Медвежья охота»); Блок А. «Учитель»; Рождественский Р. «Школьным учителям»; Дементьев А. «Не смейте забывать учителей»; Тушнова В. «Если б не было учителя»; Аким Я. «Твой друг»; стихи С.Маршака, В.Берестова, А.Барто, Б.Заходера, С.Михалкова и др.]
• «Если б я был учителем» – сочинение, эссе, ответы на вопросы анкеты по этой теме и т.п. Лучшие работы представляются на выставке.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Для самых младших проведите литературное путешествие «Учитель на страницах книг» или «Сказочные школы». (Используйте, например, такие книги: Аким Я. «Учитель Так-Так и его разноцветная школа», Гераскина Л. «В стране невыученных уроков», Раскатов М. «Пропавшая буква», Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква “А”», Успенский Э. «Меховой интернат», Усачёв А. «Школа снеговиков» и др.)
КОНКУРСЫ
Коллективным творческим делом в школе может стать конкурс «Урок в разных эпохах» или «Как учились на Руси». Участники могут рисовать этот урок, изображать его средствами театрализации, снимать видеоклипы, придумывать и выполнять учебные задания для учеников этой эпохи. Для подготовки конкурса используйте книги: «Письмо греческого мальчика» С.Лурье, «День египетского мальчика» М.Матье, «Никита и Микитка» В.Яна, «Жизнь поэта» – глава «Лицейская республика» А.Гессена, «Записки о Пушкине» И.Пущина, книги Лидии Чарской, «В начале жизни» – глава «Гимназия» С.Маршака, «Серебряный герб» К.Чуковского, «Дневник Кости Рябцева», Н.Огнева, «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова и др. А также книгу О.Колпаковой «Как учились на Руси» (М.: Белый город, 2009).
Проведите литературный конкурс «Посвящается учителю» – конкурс стихотворений или прозаических произведений, написанных учащимися.
Год учителя может стать поводом подробнее изучить историю вашей родной школы и, может быть, положить начало организации школьного музея.
Статья подготовлена при поддержке компании «Стройдом». Если вы решили приобрести качественный и надежный ревизионный люк для вашего дома или офиса, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Стройдом». На сайте, расположенном по адресу www.стройдом.com.ua, вы сможете, не потратив много времени, лцень ассортимент продукции. В компании «Стройдом» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
На пороге 2010 года – Года учителя – предложите и вы свои идеи!