Ирина Деткина, Оксана Монахова
|
ГОД учителя – повод ещё раз обратиться к литературе на школьную тему. Таких книг оказалось немало. Получился объёмный список, куда вошли не только литературные произведения, но и фильмы, и даже мультфильмы. Мы не стали ограничиваться только рассказом о современной школе. Нам показалось интересным сравнить жизнь гимназистов в дореволюционной России со школьной жизнью 60–70-х годов. Посмотреть на то, как живут ученики в Швеции, Англии и других странах.
Особый интерес вызывает образ учителя. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. В любом случае, оказавший определённое влияние на взросление и развитие своих учеников.
Книги и фильмы, вошедшие в наш список, очень разные. Они весёлые, грустные, полные иной раз самых фантастических приключений и в то же время очень жизненные. Ведь школа не только место, где учат считать и писать, школа – это маленькая модель общества, взрослой жизни.
Самое главное, мы хотим, чтоб наши читатели и их родители, бабушки, дедушки просто прочитали или перечитали эти замечательные истории. Их можно читать вслух в классе, в библиотеке, в кругу семьи. Например, книга Тимо Парвела «Элла в первом классе» доставит много радости и удовольствия и детям, и взрослым. О счастье, дружбе, любви и многом другом, важном для подростков, расскажут книги Владимира Тендрякова, Натальи Соломко, Галины Щербаковой…
Помимо громких чтений, обзоров, обсуждений, хорошо бы предложить самим читателям написать свою школьную историю, пусть и совсем небольшую. Из этого может получиться «личная летопись» класса, школы, которую интересно будет прочитать лет эдак через…
Список условно состоит из двух частей. В первой главные герои – мальчишки и девчонки, обычные школьники. Во второй части – на первом плане повествования учитель.
В этом номере представлены только 15 названий книг и фильмов, вошедших в список, посвящённый Году учителя. Весь список будет выложен на сайте ЦГДБ им. А.П.Гайдара. Мы хотим вместе с нашим читателям в режиме «живого журнала» поделиться своими мыслями, размышлениями, написать свою маленькую рецензию о прочитанном и увиденном. Некоторые из них мы обязательно опубликуем на страницах газеты. Это и будут наши самые искренние слова признательности и благодарности учителям за их великий труд!
ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
Книги
Близнец В. С. Женя и Синько : повесть // В. С. Близнец // Три повести : пер с укр. Е. Мовчан; худож. В. Мешков / В. С. Близнец. – М. : Детская литература, 1985. – С. 225–365 : ил.
Обычная киевская пятиклассница Женя находит в подвале дома маленького смешного чёртика Синька и забирает его домой. Повесть сказочная, но характеры детей и взрослых вполне реальные: «Так-так. – Директор побарабанил пальцами по столу. – Почему-то им, в особенности этим пятиклассникам, с их переходным возрастом, кажется, что учитель – чуть ли не враг им. И не знают голубчики, что этот «враг» не может ночью уснуть без таблетки: всё лезут и лезут в голову эти неуправляемые Бены и Цыбульки и сотни таких, как они, и все разные – искренние и хитрые, добрые и вредные, – и о каждом думаешь: как же тебе, голубчик, вложить в голову разум, а в сердце – душу?»
Будогоская Л. Повесть о рыжей девочке : повести / Л. Будогоская; предисл. Л. Пантелеева; худож. В. Коновалов. – М. : Сов. Россия, 1987. – 224 с. : ил.
В содерж.: «Повесть о рыжей девочке» (с. 12–102) – автобиографическая повесть о гимназических годах; «Повесть о фонаре» (с. 103–154) – о советской школе времён первой пятилетки. О тех годах, когда только-только зарождалась послереволюционная Россия, когда электрический фонарь, зажёгшийся вдруг однажды вечером на улице маленького провинциального города, был радостным событием.
Мурашова Е. Гвардия тревоги : [для ст. шк. возраста] / Е. Мурашова. – М. : Самокат, 2008. – 368 с. – (Серия «Встречное движение).
Директор школы Вячеслав Борисович Недолюбов, первым из учителей школы пытается понять учеников 8 «А» класса, увлечённых странной игрой AG (аларм-гвардейцев). Его пугает «их одинаковость, какая-то неясно чувствующаяся коллективная активность и коллективная ответственность за что-то неизвестное. Нечто такое, противонаправленное вектору времени». «Когда они вырастают – куда деваются и кем становятся? Переболевают своей непонятной особостью или остаются в строю?..»
Нестайко Вс. Единица «с обманом» : повесть / Вс. Нестайко // Единица «с обманом» : повести / сост. В. Кава; пер. с укр. Н. Симаков; худож. В. Павлинова. – М. : Детская литература, 1983. – С. 97–170.
«Мой четвёртый “Б” – просто невозможный!»; «Мой четвёртый “Б” доведёт меня до инфаркта!»; «Мой четвёртый “Б” только и держит меня на свете!» – так часто говорит учительница Лина Митрофановна.
Какие же они – ученики четвёртого «Б»?
Староста класса Ляля Иванова лелеет честолюбивую мечту – воспитать из Вовки Онищенко чемпиона школы по плаванию. Для этого она разработала хитроумный план – одноклассники делают за будущего «чемпиона» домашние задания, обрабатывают его соперника. Ради достижения цели совершается подлог – класс обманывает старую учительницу математики.
Парвела Т. Элла в первом классе : [для мл. шк. возраста ] / Т. Парвела; пер. с фин. [А. Сидоровой, Е. Тиновицкой]; худож. М. Маялуома. – М. : Северная книга, 2008. – 144 с. – (Серия «Элла и её друзья»).
«Привет, меня зовут Элла. Я учусь в первом классе. Класс у нас хороший, и учитель тоже хороший. Точнее, был хороший, потому что в последнее время учитель стал вести себя как-то странно». Именно так начинаются забавные истории про первый класс, в котором учатся Элла и её друзья. Тимо Парвела сам долгое время работал учителем в начальной школе, наверное, поэтому он так весело и интересно рассказывает о насыщенной событиями жизни первоклассников.
Тампи П. Гита идёт в школу : повесть / П. Тампи; пер. с англ. Р. Кушнеровича; худож. Г. Мазурин. – М. : Детская литература, 1975. – 31 с. : ил.
Маленькая повесть индийской писательницы Парвати Менон Тампи рассказывает о детях глухой индийской деревни, о том, как в тихую жизнь этой деревни врывается новая жизнь – здесь строится большая новая школа. О том, как маленькая Гита боится идти в школу, потому что не знает, что это такое – «ШКОЛА» и кто такой – человек по имени «УЧИТЕЛЬ».
Трауб М. Дневник мамы первоклассника / М. Трауб. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 285, [3] с.
Собственно, название говорит само за себя. Какие они – современные первоклассники, их родители и учителя?
– Вася, а как зовут твою первую учительницу, помнишь? – опять пристал к сыну муж.
– Помню, – ответил Вася и задумался.
– Ну?
– Александра Светлановна.
– Может, всё-таки Светлана Александровна?
– Может быть, – легко согласился Вася…
Щербакова Г. Н. Вам и не снилось : повести / Г. Н. Щербакова; худож. В. В. Мосин. – М. : АСТ; М. : Олимп; М. : Астрель, 2001. – 253 с. – (Любимые книги девочек).
Кто сказал, что дети не умеют любить? Кто-то ищет любовь всю жизнь, а кому-то повезло и он встречает её в юные годы. Такую чистую, открытую и искреннюю, что и жить без неё не за чем. Героям этой повести, Юльке и Роману, повезло, их первое чувство именно такое, нежное, трогательное и в то же время очень надёжное и настоящее.
Художественные фильмы
«Ключ без права передачи» (1976, СССР, Ленфильм, реж. Д. Асанова, сценарист Г. Полонский)
В центре внимания – молодая учительница литературы со своими методами преподавания, которые позволяют ей подобрать ключик к детским сердцам и душам своих учеников.
«Республика ШКИД» (1966, СССР, реж. Г. Полока)
По мотивам одноимённой повести Г. Белых и Л. Пантелеева. Республикой ШКИД назвали свою Школу Имени Достоевского её воспитанники – бывшие беспризорники. Фильм рассказывает о непростой жизни воспитанников интерната для трудных подростков в первые послереволюционные годы.
4:0 в пользу Танечки (1982, СССР, реж. Р. Василевский)
От 5-го «Б» рыдает вся школа. Умудрённые опытом преподаватели сломались под напором невинных детских шалостей вроде кнопок на учительском стуле. Директору остаётся одно: использовать класс как испытание мужества для молодых педагогов. Золотая медалистка, круглая отличница в пединституте, Танечка получает возможность на практике проверить бессмертные заповеди Макаренко.
Мультипликационные фильмы
Вера и Анфиса на уроке в школе (1988, СССР, автор сценария Э. Успенский, реж. В. Фомин)
Учитель зоологии пригласил девочку Веру и обезьянку Анфису на урок, чтобы на наглядном примере продемонстрировать ребятам эволюцию – происхождение человека от обезьяны.
Слонёнок пошёл учиться(1984, СССР, реж. И. Уфимцев)
По пьесе в стихах Давида Самойлова.
Слонёнок очень хочет учиться и просит маму отдать его в школу, но беда в том, что учебные заведения для слонов есть только в Азии. Выход найден – Слонёнок будет учиться в школе для маленьких мышат!
УЧИТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Книги
Соломко Н. З. «Белая лошадь – горе не моё» : повести / Н. З. Соломко, худож. Г. Бирюков. – М. : Детская литература, 1998. – 333 с. : ил. – (Опасный возраст).
«Нынче утром учитель географии лез в школу через окно в туалете. Хорошо, никто не видел. Положение было совершенно безвыходное: он опаздывал на урок, а в дверях школы стояла новенькая техничка и без сменной обуви никого не пускала», – так начинается повесть Натальи Соломко. Повесть о школе, о молодом учителе географии Александре Арсеньевиче и опытном педагоге Матвее Ивановиче – учителе истории, по прозвищу Аристотель. А ещё эта повесть о любви.
«Уроки в школе бывают серьёзные и несерьёзные, это все знают. Серьёзные – это по которым задают домашнее задание письменно и всё время проверяют. А когда домашнее задание задают устно и проверяют не всегда, то это – несерьёзные... Хорошо быть учителем по «серьёзному» предмету, по алгебре, химии, физике!..» – думал Саня (Сан Сенич – так зовут его ученики, то есть Александр Арсеньевич, учитель географии). – Ну а уж с географией и вовсе всё просто, чего там учить! На карте всё нарисовано и написано... Вот попробуй, ответь им, этим ехидным и упрямым существам, именуемым учениками средней школы...»
Тендряков В. Ф. Шестьдесят свечей : повесть / В. Ф. Тендряков // Ночь после выпуска : повести / В. Ф. Тендряков; худож. Н. Сапунова. – М. : Детская литература, 2006. – С. 202–341.– (Школьная библиотека).
Главный герой повести Николай Степанович Ечевин – всеми уважаемый в городе учитель истории. Он гордится своим городом, и город гордится им. Николай Степанович скромен, честен и трудолюбив. Он хочет служить высоким целям и гордится тем, что не делает различий между своими и чужими. Но что-то при всех его положительных качествах заставляет насторожиться. В день своего 60-летия Николай Степанович получает анонимное письмо от одного из бывших учеников. Письмо оскорбительное, угрожающее: «Вы вряд ли помните меня, тогда как я ежедневно, ежечасно вот уже в течение почти двух десятков лет Вас вспоминаю… Вы искалечили меня! Но если бы только меня одного! Страшно, что Вы стали тем, на кого почтительно и требовательно будут указывать – берите пример… И я не вижу иного способа, как убить Вас!..» Бывший ученик приехал в Карасино, чтобы убить Николая Степановича. За что? Было ли обвинительное письмо случайным в жизни старого учителя, или его появление закономерно?
Говорят, что перед смертью у человека перед глазами протекает вся жизнь. Вот так или почти так произошло с Ечевиным. Именно письмо стало толчком к тому, чтобы Николай Степанович начал задумываться и вспоминать, а так ли уж он хорош и безупречен? Чем больше учитель вспоминает, тем больше начинает бояться себя, а не убийцу...
Повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет. Она была издана только в 1980 году.
Художественный фильм
«Первый учитель» (1965, СССР, Мосфильм-Киргизфильм, реж. А. Михалков-Кончаловский)
Дипломный фильм А. Михалкова-Кончаловского по одноимённой повести Ч. Айтматова.
Действие повести происходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Из города в горный аул по комсомольской путёвке приезжает вчерашний красноармеец, учитель Дойшен. Он собирается организовать в старой конюшне школу. Жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов можно пасти и без грамоты. «Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аула, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир…»
На ХХVII Международном кинофестивале в Венеции в 1966 году фильм получил Серебряную медаль Озелла и «Кубок Волони» за лучшее исполнение женской роли – актрисе Наталье Аринбасаровой (первая роль актрисы в кино).