Даниэль Пеннак
ИГРА – второе дыхание, открывающееся во время тяжёлой работы, это дополнительное биение сердца, она никоим образом не умаляет серьёзности обучения, она дополняет его, как своеобразный контрапункт. И потом, игра помогает лучше усвоить предмет. Вы же не станете считать ребёнком боксёра, прыгающего со скакалкой, это было бы неосмотрительно.
<…>
Если бы мне надо было охарактеризовать эти уроки, я сказал бы, что мы с моими так называемыми двоечниками боролись на них с заклятьями, которые, как в волшебных сказках, грозили оставить нас в плену вечного настоящего. Покончить с «нулём» по правописанию означало снять такое вот заклятье. Победить рок. Выйти из заколдованного круга. Проснуться. Ступить одной ногой в реальность. Оказаться в настоящем изъязвительного наклонения. Начать понимать. Надо, обязательно надо, чтобы настал этот день, когда мы проснёмся! День, час! Никто не может навсегда остаться тупицей! Мы не в сказке, и никто нас не заколдовал!
Может, в этом и состоит суть преподавания? Снять заклятье, сделать так, чтобы каждый урок звучал сигналом к пробуждению.
Будущее – самое худшее, что может со мной
случиться. Так переводил я для себя слова
учителей, когда они утверждали, что из меня
ничего не выйдет. Слушая их, я не имел ни
малейшего представления о времени, я просто
верил им на слово: я навсегда останусь кретином,
из меня никогда не получится ничего путного. Даниэль Пеннак |