Людмила Сухова
По страницам наших газет за сентябрь 2009 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Андреева М. «Купил муку, купил творог» : Литературно-кулинарный конкурс / М. Андреева // Библиотека в школе. – 2009. – № 17. – С. 18–19. – (Работа с читателями. Мастер-класс).
Баженова В. «Луч правды сквозь мрак и сомненья ярким сияньем твой путь озарил» : Сценарий спектакля о жизненном пути С.В.Ковалевской / В. Баженова // Математика. – 2009. – № 18. – С. 10–16. – (Внеклассная работа).
Баженова В. Математическая гостиная «Трудные университеты С.В.Ковалевской» / В. Баженова // Математика. – 2009. – № 18. – С. 17–22. – (Внеклассная работа).
Бондаренко Е. Письмо моей маме : Классный час. 4 класс / Е. Бондаренко // Начальная школа. – 2009. – № 18. – С. 41–42. – (Праздники).
Бондаренко Е. Семь чудес России : Классный час в День знаний. 3 класс / Е. Бондаренко // Начальная школа. – 2009. – № 17. – С. 27–30. – (Я иду на урок).
Бондаренко М. Пирамида знаний : Интеллектуальная игра для старшеклассников / М. Бондаренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 38–40. – (Классный час).
Бурлакова Л. Хочу быть кроликом! : Психологический диспут / Л. Бурлакова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 29–31. – (Классный час. Сценарии).
Капецкая Г. А. Эрудит-лото «Летающие цветы» / Г. А. Капецкая // Биология. – 2009. – № 18. – С. 10–12. – (Я иду на урок).
Сценарий игры.
Соломыко Л. Лучше всех на земле – мама! : День матери России – 29 ноября 2009 года / Л. Соломыко // Начальная школа. – 2009. – № 18. – С. 31–36. – (Праздник).
Сценарий праздника.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Вольфсдорф Е. Как подготовить ребёнка к школе : Рекомендации специалиста Центра содействия здоровью учащихся / Е. Вольфсдорф // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 32–34. – (Семья и дети).
Дороженко И. Час общения : Вариант родительского собрания с участием детей / И. Дороженко // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 37–38. – (Тема номера. Школа и родители).
Доценко М. Играем вместе : Привлечение родителей к школьной жизни / М. Доценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 12–17. – (Родительское собрание).
Каменский С. Причина детской забывчивости : Чаще всего они связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).
Каменский С. «Сами мойте вашу посуду!» : Почему дети нам грубят? / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).
Каунова О. Гиперактивный ребёнок в школе / О. Каунова // Начальная школа. – 2009. – № 17. – С. 39–44. – (Я иду на родительское собрание).
Кто такие гиперактивные дети, какие проблемы возникают у них в школе и дома. В статье предложены игры для гиперактивных и агрессивных школьников, даны рекомендации родителям.
Кудрявцев В. Какой образ взрослости мы даём детям? : От этого зависит взгляд ребёнка на самого себя – завтрашнего /В. Кудрявцев // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 17. – (Детный мир).
Кузнецова О. Первоклассник в школе и дома / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 13–16. – (Взгляд физиолога).
Куценко. Е. Родительское собрание: первая встреча в новом году : Для каждой школьной ступени – свой разговор / Е. Куценко, О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический треугольник).
Лепешова Е. Откровенный разговор : О возможных формах работы с родителями / Е. Лепешова, Е. Плотко // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 30–34. – (Тема номера. Школа и родители).
Проблема разделения ответственности между семьёй и школой исходит из определения их ролей. Эти социальные институты должны воспитывать. Возникает вопрос о том, как им взаимодействовать, чтобы максимально эффективно способствовать развитию ребёнка, не «растащить» его в разные стороны.
Петрова Т. «Многими красотами прославлена…» / Т. Петрова // История. – 2009. – № 17. – С. 30–34. – (Я иду на урок).
Материал рекомендуется для подготовки внеклассного мероприятия и вводного урока по курсу «История России».
Поляков С. Родители бьют ребёнка. Что делать учителю? : Ситуацию комментируют школьные специалисты-психологи / С. Поляков // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогическая консультация).
Репкина Е. Готовь сани летом : Об итоговом родительском собрании / Е. Репкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 17. – С. 45–47. – (Глазами учителей. Живые истории).
Хребтищева Е. «Недостаточно хотеть, надо и делать» / Е. Хребтищева // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 35–37. – (Тема номера. Школа и родители).
Зачем учителю-предметнику сотрудничать с родителями учащихся? Разве мало у него забот: планы, дидактический материал, подготовка к урокам, контроль за успеваемостью… Причём здесь мамы и папы? Могут ли они в чём-то помочь? Очень даже могут. Хотим мы того или нет, но результат у нашей работы появится только тогда, когда будет иметь место такая цепочка, как «дети – родители – учитель».
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Данилова А. Цветное настроение / А. Данилова, О. Жданова // Школьный психолог. – 2009. – № 18. – С. 14. – (Психологическая акция).
Джемс У. Что наша жизнь? Игра! / У. Джемс // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 35–36. – (Вместе с психологом).
Демонстративные дети и подростки. Своеобразные, привлекающие внимание, претендующие на «особое положение», лидеры, фантазёры и актёры…
Педагоги испытывают трудности в отношениях с такими учениками: порой их своеобразие проявляется слишком ярко, фантазии превращаются в явную ложь, а поступки шокируют.
Коробкина С. Я имею право : О самосознании детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. Коробкина // Школьный психолог. – 2009. – № 18. – С. 35–36. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия).
Стишенок И. Часы : Сказкотерапевтическая игра /И. Стишенок // Школьный психолог. – 2009. – № 17. – С. 46–47; № 18. – С. 46–47. – (Игротека).
Игра предназначена для работы с педагогическими коллективами школ, сотрудниками психологических центров и других организаций с целью сплочения коллектива. Её можно использовать также в работе со студентами и школьными группами.
Ясвин В. «Зелёная психология» в школе : Развивающие игры в экологическом контексте / В. Ясвин // Школьный психолог. – 2009. – № 18. – С. 17–32. – (Методическая копилка).
ВСЕ ВМЕСТЕ
Калужская М. «Возьмёмся за руки, друзья!» : События, объединяющие педагогов, учеников и родителей / М. Калужская // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 18–21. – (Тема номера. Школа и родители).
Малыхина М. Стремительный мяч / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 18. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Описание подвижных игр.
ПОДРОСТОК
Корчагина Ю. За пределами нормы / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 18. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).
Что такое девиантное поведение? Каковы причины его возникновения? Какие существуют профилактические и коррекционные программы для подростков с отклоняющимся поведением?
Янушевский В. Речевая защита и речевая агрессия подростков / В. Янушевский // Школьный психолог. – 2009. – № 17. – С. 6–8. – (Наши дети).
ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК
Сухачева Л. Муха-цокотуха и таблица умножения / Л. Сухачева // Здоровье детей. – 2009. – № 18. – С. 35–37. – (Особый ребёнок).
На занятиях с детьми с нарушением интеллекта очень полезно использовать занимательный материал, поскольку он не только вызывает интерес к предмету, но и развивает речь, внимание, память и мышление.
ПРОБЛЕМА
Татлыбаева Е. Давайте задумаемся : Классный час для учащихся средней школы / Е. Татлыбаева // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 29–31. – (Вне урока).
Как уберечь подростков от употребления алкоголя? Как ненавязчиво рассказать о его пагубном влиянии на молодой организм? Как научить отказывать тем, кто предлагает выпить? Интересные опыты и ролевая игра помогут учителю добиться желаемых результатов.
Ушакова Е. Педагогическое насилие / Е. Ушакова // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 4–5. – (Коллеги).
Чканикова В. Школьные нагрузки и нервные перегрузки : Педагог видит следствия проблем ребёнка, но не всегда может знать их причины / В. Чканикова // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
Винокурова Н. С кем дружить и кого бояться? : Этническая толерантность подростков / Н. Винокурова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 36–37. – (Классный час).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Втюрина Н. У профиля в плену : Мурманская гимназия разрешает противоречия / Н. Втюрина // Управление школой. – 2009. – № 18. – С. 22–23. – (Школьный уклад. Поиск).
Кузнецова О. На этапе выбора профиля : Оказывается, совершить этот выбор осознанно, с учётом всех факторов помогает так называемая «временная компетентность» / О. Кузнецова // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 10. – (Школьное дело. Задача на понимание).
Муратова А. Арт-технологии в предпрофильной подготовке : Сочинение сказок, создание коллажей и другие техники для успешного самоопределения / А. Муратова // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 11. – (Школьное дело. Подростковая школа).
Травина Л. Учебный предмет или предмет престижа? : Когда профилизация мешает раскрытию склонностей и интересов учеников. И когда – способствует / Л. Травина // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 11. – (Школьное дело. Подростковая школа).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Гурин Ю. Игры как инструмент профессии : Ими можно воспользоваться для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач / Ю. Гурин // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 11. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).
Дашковская О. Золото учебных олимпиад проверяют на пробу : Требования к интеллектуальным соревнованиям школьников ужесточаются / О. Дашковская // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 2. – (Политика образования. Тема с продолжением).
Бобкова Л. Осторожнее с анимацией! : Почему компьютерная презентация может «развалить» урок? / Л. Бобкова // Управление школой. – 2009. – № 18. – С. 46–47. – (Информатизация. Советы).
Гилядов С. Система оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности / С. Гилядов // Управление школой. – 2009. – № 18. – С. 41–45. – (Проекты и исследования. Опыт).
Гусельникова О. Профилактика аддиктивного поведения / О. Гусельникова // Здоровье детей. – 2009. – № 17. – С. 21. – (Нам пишут).
Формирование здорового образа жизни – это сегодня одна из приоритетных задач образовательных учреждений. И значительная роль отводится педагогу-психологу, так как любая неразрешимая психологическая проблема может привести к аддиктивному (зависимому) поведению, в частности к употреблению психоактивных веществ как способу разрешения жизненных трудностей.
Дымова И. Страна здоровячков : Диспансеризация как творческий проект / И. Дымова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 6–8. – (Здоровье).
Зарецкий В. Замкнутый круг школьной неуспешности : В него включены и ученик, и учитель. Что нужно сделать, чтобы ситуация из безнадёжной стала рабочей? / В. Зарецкий // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 9–10. – (Школьное дело. Точки профессионального роста).
Игнатенко Т. А. В первый раз вхожу в класс : Немного педагогики и психологии / Т. А. Игнатенко // Русский язык. – 2009. – № 17. – С. 11–18. – (Я иду на урок).
Казанцева С. Командная работа по созданию модели оценки качества педагогического труда / С. Казанцева, З. Фёдорова // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 39–41. – (Тема номера. Школа и родители).
Кособок М. Публичный доклад: слагаемые успеха / М. Кособок // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 42–43. – (Тема номера. Школа и родители).
Крылова Н. Волшебное слово «вдруг» : Планирование как совместное творчество / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 17. – С. 3–5. – (Планы воспитательной работы. Идеи).
Куценко Е. Наставники, кураторы, помощники : В каждой хорошей школе – свой опыт профессиональной адаптации / Е. Куценко // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 12. – (Школьное дело. Место в штатном расписании).
Латыпов И. В ожидании перемен : Каким должно быть физическое воспитание в современной школе / И. Латыпов // Спорт в школе. – 2009. – № 17. – С. 6–10. – (В фокусе внимания. Дискуссионный клуб).
Леонтьева О. Зеркальный портрет : Финские школы органично вписаны в социум / О. Леонтьева // Управление школой. – 2009. – № 17. – С. 44–46. – (Тема номера. Школа и родители).
Ляушкина Е. «Лови ошибку» и «Найди различия» : Азы самостоятельности для младшеклассников / Е. Ляушкина // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 8. – (Школьное дело. В поисках выхода из дидактических лабиринтов).
Меркулов Ф. Традиции класса: педагогический ресурс пространства школьных отношений : Учимся создавать общие ценности / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 9. – (Школьное дело. Встречный курс).
Моисеев А. Стратегическое управление школой : Будем внедрять? / А. Моисеев // Управление школой. – 2009. – № 18. – С. 5–11. – (Наука управлять. Преобразования).
Никитина О. Педагогика и диспансеризация : Подготовка к медицинскому обследованию / О. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 3–4. – (Здоровье. Идеи).
Смирнова О. Тем, кто идёт учить в первый раз / О. Смирнова // Литература. – 2009. – № 17. – С. 8. – (Курс молодого словесника).
Сухоплюева А. Лестница роста : 5–6-е классы / А. Сухоплюева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 17. – С. 14–19. – (Планы воспитательной работы).
План является частью воспитательной программы «Педагогика сопровождения». Цель программы – создание условий для педагогического содействия личностному развитию ребёнка через повышение его компетентности в различных сферах деятельности, ориентированных на модель выпускника общеобразовательной школы.
В этом же номере представлены планы воспитательной работы для всех классов.
Трошкова Т. Модель взаимодействия : Программа сопровождения педагога в период подготовки к аттестации и во время её прохождения / Т. Трошкова, Е. Кабалёнова // Школьный психолог. – 2009. – № 17. – С. 18–32. – (Газета в газете).
НА ЭКСКУРСИЮ
Пискунова Г. Чтобы любить, нужно знать : Открытие малой родины / Г. Пискунова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 18. – С. 18–19. – (Культура).
Посещение интересных мест в родном городе можно сопровождать творческими заданиями, благодаря которым изучение малой родины станет неотъемлемой частью жизни класса, а не формальным «воспитанием патриотизма». Особенно эффективно, если сотрудничество с музеями планируется на несколько лет. Это поможет ребятам более глубоко и последовательно познакомиться с культурой региона или своего города.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ
Рыжкова Т. Вокруг Медного всадника, или Душа Петербурга : Прогулка первая / Т. Рыжкова // Литература. – 2009. – № 17. – С. 26–30; № 18. – С. 26–29. – (Литературные прогулки).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Степанова М. Охота читать / М. Степанова // Школьный психолог. – 2009. – № 18. – С. 10–12. – (Наши дети).
Размышления о том, что и сколько читают современные дети.
Калуцкая Е. Нескучный рассказ об инфляции и конкуренции / Е. Калуцкая // История. – 2009. – № 18. – С. 31–33. – (Книгочей).
О книге И.В.Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика».
Штейман А. Няня специального назначения / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – № 17. – С. 24. – (Остров сокровищ. Книга подана).
О книге С.Востокова «Чёрный Алекс – няня специального назначения».
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Белошапкина Я. Джованни Лоренцо Бернини / Я. Белошапкина // Искусство. – 2009. – № 18. – С. 8–9. – (Арт–галерея).
ИМЕНА
Беляева Н. Поэты военной волны русской эмиграции : Иван Елагин и Николай Моршен / Н. Беляева // Литература. – 2009. – № 18. – С.22–25. – (Современная поэзия).
Козлов С. Служить истине, служить справедливости: Софья Васильевна Ковалевская / С. Козлов // Математика. – 2009. – № 18. – С. 24–25. – (Стенгазета для любознательных).
Маштакова Ю. Стихи, опалённые войной / Ю. Маштакова // Русский язык. – 2009. – № 17. – С. 42–44. – (Язык и общество).
О Юлии Друниной.
Нодель Ф. «Кому сам Хронос не указ» : Новелла Матвеева и Иван Киуру / Ф. Нодель // Литература. – 2009. – № 18. – С. 4–5. – (Листки календаря).
Порядина М. Поэзия воронежских дворников / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2009. – № 17. – С. 29–30. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 175-летию со дня рождения Ивана Никитина; к 200-летию со дня рождения Алексея Кольцова.
Шеваров Д. Ведущий за собой : Сегодня об этом истинном назначении педагога общество может догадаться лишь по нескольким уцелевшим вершинам – таким как Сигурд Оттович Шмидт / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 17. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Времена. Имя и слово).
Шеваров Д. Удерживающий тепло : 30 сентября исполняется десять лет со дня смерти академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 18. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).