Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2009

Ляля Беркутова, Елена Панкова

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

Номер газеты

Название лекции
17 Лекция 1. Источники электронного комплектования: как найти и использовать. Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы.

18

Лекция 2. Электронные каталоги библиотек: технология поиска и заимствования. Рассмотрены каталоги Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), возможности различных режимов поиска (базовый, расширенный, профессиональный).
19

Лекция 3. Коммуникативный формат библиографической записи. Общее представление о коммуникативных форматах представления библиографической записи: как организованы, зачем нужны, как читать? (На примере группы MARC-форматов).
Контрольная работа № 1.

20 Лекция 4. Национальные и корпоративные библиотечные сети: их роль в создании информационного пространства. Понятие корпоративной каталогизации, сводного каталога. Способы организации библиотечных сетей – ЛИБНЕТ, АРБИКОН, Сигла.
21

Лекция 5. Полнотекстовые электронные библиотеки в Интернете. Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт».
Контрольная работа № 2.

22 Лекция 6. Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД). Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД.
23 Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете. Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка. Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы, как ими можно воспользоваться?
24

Лекция 8. Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор. Ресурсы методического, нормативного и учебного характера в помощь профессиональной деятельности.
Итоговая работа.

 

Лекция 7.
Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете

Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка.
Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы,
как ими можно воспользоваться?

РАЗВИТИЕ Интернета и внедрение электронных документов в деятельность библиотеки довольно сильно повлияли на библиографическую работу.

Библиографической работой называют совокупность процессов подготовки и использования разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки в целях использования их читателями.

Результаты библиографической работы традиционно наиболее активно используются именно потребителями: библиограф помогает находить источники информации, формулировать запросы (и корректировать их), формировать информационные потребности, предлагая библиографические списки литературы, помогая организовывать книжные выставки и т.д. Область «интересов» библиографов довольно сильно расширилась – от каталогов и локальных справочных изданий до богатейших сетевых ресурсов (справочных, полнотекстовых и т.д.).

Можно выделить два направления работы библиотеки в Интернете:

создание электронных информационных ресурсов библиографического характера и предоставление их для использования;

использование электронных информационных ресурсов, созданных третьими лицами, в процессе справочно-информационного обслуживания читателей.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Среди информационных продуктов, создаваемых библиотеками в рамках библиографической деятельности, отметим следующие:

– Библиографические списки литературы и указатели. Формирование библиографических пособий – одно из ведущих направлений работы библиографов. Такие пособия дают возможность пользователю познакомиться с книгами, представленными в библиотеке по данной теме. Это могут быть универсальные списки новых поступлений, тематические подборки документов рекомендательного назначения, объёмные научно-вспомогательные указатели. Посмотрите, например, биобиблиографический список литературы «Сергей Юльевич Витте и его время «конец XIX – начало XX века» на сайте научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (www.unilib.neva.ru/dl/657/contents.html).

В ходе использования интернет-сайтов стали создаваться списки электронных информационных ресурсов. Безусловно, многие списки назвать библиографическими можно лишь условно, поскольку в них приводятся только самые необходимые данные о ресурсе: название и местонахождение. При наличии методических материалов по описанию электронных ресурсов вполне возможно создать полноценное библиографическое описание и, соответственно, корректный библиографический список интернет-ресурсов.

В процессе развития корпоративных (объединённых) ресурсов и создания большого числа сайтов появилась такая форма списка, как «путеводители» по ресурсам Интернета. Это аннотированные или не аннотированные списки сетевых ресурсов с электронными адресами. В данном случае говорить о «путеводителе» как жанре библиографического пособия не представляется логичным.

Библиографический список, размещённый на сайте, может отражать «наполнение» книжной выставки, представленной в стенах библиотеки (см. например, список к книжной выставке с сайта Ленинградской областной детской библиотеки – www.deti.spb.ru/exhibition/vistavka_lih/lih_vist3/). В этом случае мы говорим о списке литературы на сайте, а не о виртуальной книжной выставке (о ней здесь ещё будет сказано).

Обратим внимание ещё на одну ошибку, типичную для рекомендательных списков литературы, которая касается нумерации книг. Напомним, что нумерация книг характерна для государственных и научно-вспомогательных библиографических пособий и связана с организацией поискового аппарата (в частности, вспомогательных указателей). К этой группе можно отнести и макеты книжных выставок, где нумерация книг соответствует их расположению на выставке. В рекомендательных библиографических пособиях нумерация используется только в планах чтения, где показывает установленную последовательность чтения книг.

– Полнотекстовые дайджесты. В 1990-х годах разрабатываются новые жанры библиографических пособий – «библиографическая энциклопедия», «библиографический справочник», «библиографический путеводитель» и «библиографический дайджест». Особенностью новых жанров явилось сочетание вторичной (библиографической) и первичной (фактографической) информации. В электронной форме в Сети представлены библиографические дайджесты.

Дайджестами (от англ. digest – краткое изложение, обзор) принято называть фрагменты текстов нескольких документов (цитаты, выдержки, реже – полный текст статьи или заметки), подобранные по определённой теме и не обеспеченные обобщающими публикациями. Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей (информационные) или по тематическим направлениям (чаще всего – краеведческие и экологические).

Сегодня приняты следующие подходы к организации дайджеста:

– от библиографического списка источников с переходом по гиперссылке на фрагмент текста или полный текст материала (библиографический подход);

– от фрагмента текста (цитаты) или полного текста документа к библиографическому описанию источника (классический подход).

Например, Томская муниципальная информационно-библиотечная система (www.library.tomsk.ru/source/full-text/) создаёт различные виды дайджестов: информационные, экологические, краеведческие.

Дайджесты представлены в формате pdf и не обладают, например, гиперссылками, связью с мультимедийными ресурсами и т.п., но показывают классический подход к организации библиографического дайджеста.

– Библиографические обзоры. Библиографический обзор является традиционным видом библиографического пособия и представляет собой связный рассказ о документах с той или иной степенью обобщения. Для обзора характерен единый текст (в ряде случаев говорят о литературном тексте), в который введены данные об изданиях. (Следует отметить, что библиографические обзоры встречаются крайне редко.) Например, журнал «Литературное обозрение» опубликовал обзор, посвящённый И.Бродскому. Обзор расположен на сайте, далёком от библиотеки и журнала (http://www.screen.ru/vadvad/Litoboz/brbibl1.htm).

На библиотечных сайтах под названием обзора литературы бывают представлены различные библиографические списки (т.е. название может не соответствовать содержанию). Тогда можно предположить, что сотрудники библиотеки поместили на сайт список документов, которые в библиотеке использовались для обзора, но не сам библиографический обзор (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент «обзора»

 

Виртуальные книжные выставки. Новое направление в библиографической работе библиотек связано с организацией виртуальных (электронных) книжных выставок. Для них можно отметить большое разнообразие форм представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок.

Книжные выставки:

– создаются для представления изданий;

– отличаются актуальностью выбранной темы;

– выполняют информационную и рекомендательную функции;

– отличаются чётким целевым и читательским назначением (не может быть «широкого круга читателей»!), о чём сообщается в «предисловии» к выставке.

Посмотрите, например, виртуальную книжную выставку Детской библиотеки им. В.Н. Орлова (Республика Крым, Украина) «Детские книги-юбиляры 2009 г.» (www.orlovka.crimea.ua).

Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

библиографическое описание книги;

аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки смогли создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно. Посмотрите, например, цикл книжных выставок «Вселенная в алфавитном порядке», представленный на сайте Свердловской областной межнациональной библиотеки (www.somb.ru) в разделе «Электронные выставки».

Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге. Научная библиотека Уральского государственного университета создала виртуальную книжную выставку «Наставникам, хранившим юность нашу…», для перемещения по которой применяются гиперссылки. (http://lib.usu.ru/rus/our_resources/exhibitions/newexhibitiob/nastavnikam/).

Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.

Очень красивая виртуальная выставка редких книг «Без титула, в сафьяне и редка…» организована научной библиотекой Витебского государственного университета им. П.М.Машерова (www.lib.vsu.by:8081/web_resurs/rare_book/index.html). Выставка имеет форму мультимедийной презентации с интерактивной навигацией.

В перспективе для детей и подростков можно организовывать электронные выставки-игры, предусматривающие прохождение различных испытаний и предоставляющие в качестве приза информацию о книгах (информация о книге может быть нужна также для прохождения следующего испытания).

Виртуальная выставка способна представить не только книги, но и периодические издания, изобразительные материалы, электронные ресурсы. С помощью виртуальной книжной выставки можно знакомить пользователей с новыми поступлениями, раскрывать содержание периодических изданий. Посмотрите, например, виртуальные книжные выставки, организованные Фундаментальной библиотекой им. императрицы Марии Фёдоровны Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (http://lib.herzen.spb.ru/page13.asp?s=11).

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет. (Например, технология создания электронного библиографического пособия с помощью текстового процессора Word рассматривается в пособии Е.В.Панковой и Л.С.Беркутовой [4].)

ВИРТУАЛЬНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СЛУЖБЫ

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) представляет собой совокупность процессов, связанных с выполнением разовых запросов пользователей. Обращение читателя (пользователя) в библиотеку называют информационным запросом. Ответ на запрос, выданный библиотекой, называется справкой. Задачей библиотекарей и библиографов является оказание помощи в поиске информации по запросу. Для этого используется либо фонд библиотеки, в которую читатель обратился, либо иные источники информации. СБО осуществляется в режиме «запрос – справка».

В последнее время, благодаря «представительству» библиотек в Интернете, пользователь имеет возможность получать многие услуги через удалённый доступ: самостоятельный поиск в электронном каталоге, заказ документа по системе ЭДД, самостоятельный доступ к информационным ресурсам библиотеки (полнотекстовым базам данных, виртуальным выставкам, тематическим подборкам и т.д.). Но самостоятельный поиск означает, что пользователь «знает и умеет», а ресурс – доступен.

С 2002 года в России появилась возможность воспользоваться профессиональными знаниями библиотекарей и библиографов в удалённом режиме – виртуальные справочные службы (ВСС).

В монографии, посвящённой ВСС [2, с. 17], выделены формы обслуживания, используемые в библиотеках:

– справки по электронной почте;

– сетевые формы (через сайт библиотеки);

– чат-формы (в режиме «живого» общения);

– сетевой контактный центр (использует специализированное программное обеспечение);

– видеоконференции;

– голосовой Интернет.

В подавляющем большинстве случаев используются возможности электронной почты и сетевых форм.

ВСС может быть организована в любой библиотеке, обладающей людскими и информационными ресурсами. Причём библиотека может выполнять запросы как на базе своих фондов, так и на базе корпоративных или свободных интернет-ресурсов.

Выделим две модели ВСС, которые различаются используемыми источниками и выдаваемым результатом:

1) интернет-ориентированные ВСС;

2) библиографически ориентированные ВСС.

Интернет-ориентированные ВСС осуществляют поиск интернет-ресурсов и переадресуют к ним пользователя. Пользователи этой службы плохо владеют навыками работы в поисковых системах (или не имеют для этого времени) и ориентированы на получение полнотекстовых ресурсов. Персонал этих служб определяет себя как «операторов». Тематика запросов универсальна, т.е. любые запросы выполняются.

Эта модель применима для библиотек с небольшим по объёму собственным фондом, но таких, где умеют работать с интернет-ресурсами. Постепенно складывается весьма мощная база «выполненных» справок и, соответственно, образуется массив используемых внешних ресурсов.

Рассмотрим ВСС, относимые к данной модели.

«Поручи поиск человеку» (http://www.library.ru/help) – ВСС, расположенная на сайте «Library.ru». Служба была создана в 2003 году на основе бесплатной справочно-информационной службы «Виртуальная справка», которая в течение трёх лет размещалась на сайте Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Главной особенностью службы является публичный характер задаваемых вопросов и ответов на них. Все вопросы появляются на соответствующей странице «Виртуальной справки», там же через некоторое время (как правило, в течение одного дня) появляются ответы. Это даёт возможность пользователям сразу находить ответы на свои запросы, просто посмотрев уже имеющиеся результаты работы по аналогичной теме.

Предлагаются два уровня доступа: «гость» (практически постраничный просмотр текста вопросов-ответов) и «пользователь» (возможность многоаспектного просмотра архива и задания вопроса). Все услуги бесплатны, кроме ЭДД. Существует ограничение на количество запросов, принятых у одного пользователя.

Популярность у пользователей Интернета «Виртуальной справки» подвигла на создание подобных служб другие библиотеки, в числе которых:

• Свердловская областная научная библиотека,

• Саратовская централизованная библиотечная система (ЦБС),

• Томская муниципальная информационно-библиотечная система (МИБС),

• Новоуральская городская детская библиотека,

• ЦБС г. Курсавка Андроповского района Ставропольского края.

Библиографически ориентированные ВСС осуществляют поиск по библиографическим ресурсам библиотеки или группы библиотек. Кроме собственных электронных каталогов (ЭК) и библиографических БД, библиотека может использовать свободно доступные (РКП, РГБ, РНБ и т.д.) и подписные (ВИНИТИ, ИНИОН и т.п.) ЭК и библиографические БД. В результате выполнения запроса пользователь получает уточнённое библиографическое описание документа, указание на место хранения документа (сигл библиотеки и/или шифр книги). Персонал определяет себя как «библиографов», «библиотекарей». Тематика запросов связана с направлениями работы библиотеки и особенностями комплектования фондов.

Данная модель применима для библиотек с большим по объёму собственным фондом или для участников корпоративных объединений. Постепенно складывается весьма мощная база «выполненных» справок и определяется эффективность используемых ресурсов.

Рассмотрим ВСС, относимые к этой модели.

«Спроси библиографа» (http://wss.nlr.ru) – ВСС, организованная Российской национальной библиотекой. Тематика запросов не ограничена (исключением являются общие ограничения, о которых будет сказано ниже). Служба осуществляет поиск как по ресурсам библиотеки, так и с привлечением интернет-ресурсов. Прежде чем отправлять вопрос в службу, можно поискать его в архиве (ссылка «поиск в архиве»). Существует ограничение на количество принятых в день запросов.

Виртуальная справка (http://book.uraic.ru/belinka_online/reference/) – ВСС, организованная Свердловской ОУНБ им. В.Г.Белинского. Тематика здесь ограничена – это библиотечное дело и возможности ресурсной базы библиотеки. Даются консультации по работе библиотеки и её возможностям.

Справочные службы могут быть созданы и не библиотечными организациями. В этом случае справка носит фактографический характер, т.е. отвечает на конкретный вопрос (часто без указания источника). Такого рода ВСС могут быть универсальными и тематическими. На сайте «Library.ru» в четвёртом разделе («Справочные службы в Интернете») приводится аннотированный список (см., например: www.library.ru/4/services/others/#13).

Рассмотрим ВСС, относящиеся к этой группе.

«Спроси знатока» (http://www.znatok.ru) – ВСС, созданная в 2000 году компанией «Новый диск». В основу деятельности ВСС была положена посредническая функция между теми, кто задаёт вопрос, и теми, кто знает на него ответ. Служба бесплатная для всех участников. Тематика вопросов – универсальная. Как правило, вопросы носят фактографический характер (рис. 2).

Рис. 2. Пример вопросов и ответов на сайте «Знаток.RU»

 

Свой вопрос пользователь может задать конкретному Знатоку или разместить на «Доске вопросов» (рис. 3). Для входа в систему пользователю нужно зарегистрироваться: сообщение об ответе придёт по адресу электронной почты, а ответ можно посмотреть в своей папке.

Рис. 3. Главная страница ВСС «Знаток.ru»

 

Знаток может сам задавать вопросы и отвечать на вопросы пользователей. Знаток регистрируется на сайте, заполняя довольно подробную анкету. В анкете указываются уровень образования, опыт работы в выбранной области и т.д. В ходе работы Знатока оценивают, и если он не отвечает требованиям службы, лишают данного статуса. Тем не менее, как показывает практика, ответ на вопрос может быть дан и Знатоком – неспециалистом в данной области.

«Грамота.ru» (www.gramota.ru) – ВСС, основанная в 2000 году в рамках «Справочно-информационного портала». Тематика портала связана с русским языком: правописание, произношение, склонение и т.д. На вопросы отвечают сотрудники Справочной службы русского языка при Институте русского языка им. В.В.Виноградова.

Технология работы с ВСС

Для получения виртуальной справки пользователь обращается к странице ВСС на сайте библиотеки и заполняет бланк запроса (рис. 4). Обычно в бланке запроса заполняется несколько обязательных полей:

– данные о пользователе, позволяющие его идентифицировать;

– предмет запроса (формулировка вопроса; возможные ключевые слова; может быть указание на уже изученные источники);

– ограничения поиска (хронологический период, тип изданий, географическое положение, язык и т.д.) и желаемая форма получения результатов поиска.

Рис. 4. Бланк запроса ВСС РНБ

 

Библиографы получают запрос и выполняют его, ответ посылается по адресу электронной почты или размещается на сайте ВСС (рис. 5).

Рис. 5. Пример ответа на сайте ВСС «Library.ru»

 

Внимание! Прежде чем отправлять свой вопрос в ВСС, рекомендуется:

– познакомиться с «выполненными» запросами (архивом «выполненных» справок);

– познакомиться с правилами работы службы и условиями получения ответа.

Отметим несколько общих ограничений, присущих ВСС:

– не поощряются запросы, связанные с поиском готовых рефератов и сочинений;

– большие списки литературы (более 10 или 20 названий) готовятся за деньги;

– библиографические ВСС не отвечают на вопросы о времени и правилах работы библиотеки;

– не выполняются запросы коммерческого (купить-продать) и развлекательного характера (викторины, кроссворды), тем более что «временной интервал» зачастую делает подобные запросы бессмысленными;

– имеется ограничение на количество и частоту задания вопросов.

Библиографическая работа библиотеки в виртуальном пространстве даёт новые возможности для привлечения читателей, раскрытия своего потенциала и получения помощи от других библиотек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите формы обслуживания ВСС.

2. Назовите модели ВСС.

3. Что такое библиографический дайджест?

4. Что такое библиографический обзор?

5. Назовите возможности виртуальной книжной выставки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Проанализируйте виртуальную книжную выставку, созданную Луганской ОУНБ (http://www.library.lg.ua/rus/virtual_books.php):

• читательское назначение

• наличие обязательных элементов

• наличие интерактивных элементов

2. Проанализируйте виртуальную справочную службу «Вопросы и ответы Google» (http://otvety.google.ru/otvety/ ):

• вид модели ВСС

• тематика вопросов

• кто отвечает на вопросы?

• эффективность ответов (наличие ответа на вопрос и его качество)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание читателей в электронной среде /
Е. Д. Жабко; науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова // Электронные документы : создание и использование в публичной библиотеке : справ. – СПб. : Профессия, 2007. – Гл. 9. – С. 496–527.

2. Матвеева И. Наше общее пространство [Электронный ресурс] / И. Матвеева // Библиотека в школе. – 2005. – № 12. – Режим доступа:

3. Михнова И. Б. Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках / И. Б. Михнова, А. А. Пурник, А. В. Пурник, М. М. Самохина. – М. : Гранд-Фаир, 2005. – 295 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

4. Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие. Правила создания : практич. руководство для библ. работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – М. : Форум, 2008. – 128 с.