Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2010

Татьяна Рудишина

ОТКУДА взялась эта привычка читать? Читать в горе и радости, богатстве и бедности, в болезни и в здравии, покуда смерть не разлучит нас.

Кто привил, научил, увлёк?

Перво-наперво было чтение вслух. Читал папа (реже читала мама), читала бабушка. Читала, даже когда я была уже вполне великовозрастной девицей. Их кругом чтения являлась в основном классика. Я усвоила на всю жизнь, что можно всей семьёй любить Пушкина или Лермонтова. Читать их вечерами вслух, ходить в театр на постановки «Маленьких трагедий» или «Маскарада» и даже отправляться с чадами и домочадцами в путешествие в Михайловское или Тарханы.

Очень уместны были небрежно брошенные замечания старшей сестры: в твоём возрасте стыдно не знать… Далее назывались имя или книжка. К примеру, «Маленький принц» Экзюпери. Делались и более жёсткие замечания: запомни, Асадов – это не очень высокая поэзия.

Весьма полезно для чтения дружить с читающими мальчишками: тогда все Куперы, Твены, а потом и Стругацкие, Лемы, Ефремовы – твои. Надо же как-то соответствовать друзьям! А потом уже и собственный интерес проявлялся.

Самым сильнодействующим средством были семейные библиотеки друзей. Именно в них водились Апулеи и «Декамероны» (как же без них в 13 лет!).

Но почему, почему же среди тех, кто влиял на чтение, я не могу вспомнить учителей? Ни физика, ни историчку, ни русичку (она же классный руководитель)…

Десятый класс, бегаю на английский и историю к репетиторам. Почему-то эти очень занятые люди, у которых время  деньги, меня пытались развивать. Дорогая Наталья Иосифовна, спасибо Вам за Сарояна, Ли, Сэлинджера, Мёрдок, Стейнбека.

И всё-таки где были мои школьные учителя? Почему они не открыли мне ни одной книги вне, сверх, помимо школьной программы? Хочется верить, что мой случай – это не правило, а исключение.

Открывает новый год наш традиционный первый номер, посвящённый чтению. Год нам выпал – Год учителя. Вот мы и решили предложить некоторым главным редакторам газет Издательского дома «Первое сентября» поразмышлять о чтении и роли учителя в этом процессе.

Homo legens – человек читающий. А как будет по-латыни учитель читающий?