Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2010

Марк Сартан

Будущее книги в цифровую эпоху

Марк Наумович Сартан
директор по рекламе ИД
«Первое сентября»,
главный редактор
газеты «Искусство»

ДВАДЦАТЬ пять лет своей самостоятельной взрослой жизни я собирал домашнюю библиотеку. Делал это, честно скажу, не сильно обращая внимание на то, как она разместится в обычной квартире. Потому книги не только заняли отведённое им пространство, но и нахально выплеснулись за его пределы. И чувствовали они бы себя вольготно и далее, если бы не внезапно случившийся ремонт.

Ремонт потребовал снять все книги с полок, сложить стопками на полу, а по окончании вернуть назад, на новое, отведённое для них место. Естественно, я не только протирал каждую от пыли, но и внимательно смотрел, стоит ли её хранить дальше. Кажется, в настоящей библиотеке это называется «ревизия и списание фондов», а в домашней стало просто избавлением от ненужного.

Что такое «ненужное» – вопрос спорный. Какие-то книги не выдержали проверку временем, какие-то были прочитаны и не понравились, какие-то были куплены, что называется, по случаю, и их точно никто не будет перечитывать.

Вот это был первый критерий. Если было ясно, что книгу точно никто не будет перечитывать, я от неё избавлялся.

Но в какой-то момент я понял, что и другие книги, вполне достойные и не утратившие актуальности, можно дома не хранить. Потому что, если кому-то и захочется их перечитать, он скорее возьмёт их в Интернете, чем на полке. Так появился второй критерий.

Признаюсь, это было болезненное решение. Каждая книга в доме имеет свою историю: я помню, как и где я её покупал, а в давние времена и доставал, и расставаться с любой из них было нелегко. Но квартира, как говорится, не резиновая, да и нет смысла хранить на полках всё – в цифровую-то эпоху.

Так что около тысячи томов с благодарностью приняла в дар соседняя районная библиотека. Ещё пара тысяч осталась дома.

Пока?

Попробуем заглянуть в будущее.

***

Нет, сначала в прошлое. Ибо откуда же будущему взяться, как не из прошлого.

Лет двадцать назад аудиозаписи начали переселяться с долгоиграющих пластинок и магнитофонной плёнки на компакт-диски. За какие-то десять лет этот процесс практически завершился, и начался новый. Теперь уже диски уходят в прошлое, а им на смену пришли файлы формата mp3.

То есть звуковая дорожка оторвалась от физической основы и стала обычным компьютерным файлом. Его можно записать на любой носитель, переслать, заархивировать, скопировать, удалить и даже отредактировать. И он останется звуковой дорожкой.

Кстати, мобильная телефония, а за ней и старая, проводная, тоже «внутри» оцифровались, оттого так легко сращиваются с Интернетом. Передавать цифровой звук гораздо удобнее и надёжнее, чем старым, аналоговым способом.

Тот же путь на глазах прошла фотография. Нет больше плёнок и слайдов, в больших городах уже почти исчезли так называемые минилабы, а редкие отпечатки делаются на компьютерном принтере. Теперь снимки в виде тех же компьютерных файлов хранятся на жёстких дисках и флэшках, публикуются в Интернете, обрабатываются в графическом редакторе и рассылаются по электронной почте. Фотография стала цифровой и тоже оторвалась от физического носителя.

Движущиеся картинки не отстали от общей тенденции, и сегодня цифровая видеосъёмка практически вытеснила плёночную кинематографию. Фильм и видеоролик – всё тот же файл, разве что требует для записи гораздо большего объёма памяти.

Даже наше рукописное творчество давно стало компьютернописным. Давно я не видел пишущую машинку или напечатанную на ней статью. Кстати, куда делась копирка и не разорились ли её производители? Все наши тексты «размножаются», как и набираются, уже традиционным компьютерным способом.

В общем, любая запись информации, воспринимаемой ухом или глазом, за последние десять–двадцать лет оцифровалась.

Это настоящая революция, оценить которую по достоинству мы не можем, поскольку она совершается на наших глазах.

Я знаю, пожалуй, лишь один её аналог в мировой истории. За пятьдесят лет после изобретения Гутенбергом книгопечатания было напечатано больше книг, чем за всю предыдущую историю человечества написано от руки. Это был взрывной рост информации, книга стала доступной практически любому и вот уже шестую сотню лет прочно занимает место в списке достижений человеческой цивилизации. И остаётся последним бастионом сопротивления натиску цифровой эры. По-прежнему, когда мы говорим «книга», то имеем в виду прежде всего носитель, то есть переплетённые листы бумаги, а уже потом текст, который на него записан.

***

Но это не значит, что так будет всегда. Собственно, тексты множества книг уже давно оцифрованы и в виде всё тех же файлов собраны в многочисленных сетевых книгохранилищах, то есть в интернет-библиотеках. Просто читать с экрана компьютера неудобно, даже если пользоваться ноутбуком.

Впрочем, есть выход.

Отдельные энтузиасты, в том числе и я, для чтения используют замечательное устройство, называемое КПК, то есть карманный персональный компьютер, а попросту – наладонник.

Чтобы представить себе, как он выглядит, увеличьте мысленно свой мобильник в ширину вдвое и займите большую часть его поверхности экраном. Вот на этом экране и выводится текст книги.

Подробно расписывать именно компьютерные возможности наладонника не буду, ибо сегодня не та тема. Скажу коротко, что это замечательная записная книжка, будильник, диктофон, музыкальный плеер и набор словарей. Но главное – очень удобная «читалка» цифровых книг.

В чём же удобство? Прежде всего в том, что можно спокойно таскать с собой в кармане целую библиотеку – память компьютера увеличить гораздо легче, чем жилплощадь. Как-то прикидывал, что только для тех книг, которые хранятся в памяти моего наладонника, понадобилось бы не меньше трёх книжных полок. При этом свободной памяти ещё полно. А ведь ещё есть и настольный компьютер, где места на диске гораздо больше.

Так что, где бы я ни был, могу в любой момент достать наладонник, порыться в его памяти и выбрать книгу по душе и по настроению. В командировках, в транспорте, на отдыхе, в очереди – это качество совершенно незаменимо, но и просто дома, на диване или за столом, тоже очень удобно.

Что приятно, так это независимость от внешнего освещения. Экран карманного компьютера светится, причём яркость регулируется, так что читать можно спокойно даже в полной темноте – качество, востребованное не только при бессоннице, но и в вагоне метро или в купе поезда. Начертание и размер шрифта тоже регулируются, так что их можно подобрать по вкусу или согласно зрению.

Богатые сетевые библиотеки исправно снабжают меня широчайшим ассортиментом литературы. Многие не публикуют произведения современных авторов, защищённые копирайтом, но признаюсь честно: нынешняя беллетристика меня мало волнует. Не читать же в самом деле Минаева, Сорокина или Робски? А творения Дины Рубиной или Алексея Иванова я могу и купить. Кстати, в электронном виде они тоже продаются.

Но и это ещё не всё. На сегодняшний день КПК в качестве «читалки» стремительно устаревает, уступая место так называемой электронной книге: специализированному устройству, размером и весом с обычную небольшую книжку, с качественным экраном (главное достоинство) и длительным временем работы от одной зарядки батарей. И если наладонник пуристы отвергали потому, что он при чтении не дает тех физических ощущений, что обычная бумажная книга, то книга электронная к своей прародительнице приближена максимально.

***

Вот теперь, когда контуры будущего уже вырисовались, можно пытаться его предсказывать. Моя глубокая убеждённость состоит в том, что книге никуда не деться. Ей предстоит пройти тот же путь, что прошли остальные способы записи аудиальной и визуальной информации. То есть оторваться от физического носителя и превратиться в текст, записанный в компьютерном файле. Полагаю, что и бумажная периодика не избегнет этой участи. И будем мы с вами, дорогие читатели, на ночь подключать к Интернету электронные книги, а утром за чашкой кофе перелистывать скачанные автоматически свежие номера газет и журналов, на которые мы подпишемся. А вечером дойдёт время и до новой книги, купленной с помощью того же Интернета.

Значит ли это, что бумажная книга умрёт? По-видимому, нет. Плёночная фотография жива в виде дешевейших фотомыльниц, в том числе и одноразовых, и дорогущих профессиональных камер большого формата. Лучшее мировое кино тоже снимается на плёнку, а виниловая пластинка по-прежнему популярна в узких кругах богатых аудиофилов.

То есть две крайние ценовые категории для бумажных книг, скорее всего, останутся: массовый копеечный покетбук на один раз (прочитать в дороге и выбросить) и качественное дорогое издание с полноцветными иллюстрациями, ценимое не только как текст с картинками, но и как произведение полиграфического искусства, способное украсить книжную полку.

А «просто тексту» судьба перебраться в память электронной книги. Как скоро? Не знаю. Зависит от качества, цены и скорости распространения специализированных устройств. Боюсь, что получится быстрее, чем кажется. Оглянитесь на десять лет назад и оцените степень компьютеризации, проникновения Интернета, распространения мобильной связи и оцифровки всего и вся, произошедшую за эти годы. А ведь революция продолжается...

***

И наконец, последнее. Как и всякая революция, нынешняя сопровождается плачем по старым добрым временам, когда и волны были выше, и шрифт в газетах крупнее. Когда-то, пусть и несколько по иному поводу, столкновение старого и нового замечательно выразил С.Я.Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» о лампе керосиновой и свечке стеариновой. А сегодня меломаны на голубом глазу утверждают, что вместе с цифрой они потеряли качество звука, киношники клянутся, что на плёнке фильмы получаются гораздо лучше, а фотографы ещё недавно с пеной у рта пытались доказывать, что цифра «сушит», а фотоплёнка «живая». Развитие цифровой техники при этом неумолимо.

Теперь пришла очередь читателей со стажем. Они заведомо относятся к электронной книге с пренебрежением, если не с презрением. Бумажную книгу приятно взять в руки, насладиться её запахом и шелестом страниц, а электронная что? Бездушная железка.

Не согласен, но не буду спорить. Сам читаю и КПК, и бумагу, и нахожу и в том, и в другом своё удовольствие.

Укажу лишь на одно обстоятельство, которое иногда упускается из внимания.

Начну всё с тех же аналогий. Производители фотоаппаратов во всём мире много лет мечтали о том, чтобы сделать свою продукцию доступной и нужной каждому. Сбылись их мечты только тогда, когда появились цифровые компактные камеры с автоматическими режимами съёмки. Сейчас фотоаппарат есть реально почти у каждого. И если ещё двадцать лет назад фотография была уделом профессионалов и очень увлечённых любителей, то сегодня можно смело сказать – снимают практически все.

Видеокамеру двадцать лет назад в руках любителя вообще было трудно вообразить. Теперь же качественная цифровая аппаратура стала обычной бытовой техникой, хоть и не столь популярной, как фото, но всё же весьма распространённой.

Музыкальные записи когда-то коллекционировали на пластинках и компакт-дисках, а в более давние времена переписывали на магнитофон. Массовые фильмотеки же вообще отсутствовали. Сегодня любителям музыки и синемафилам легко доступны огромные сетевые собрания, и они наслаждаются любимыми произведениями в огромных количествах.

Уверен, что широкое распространение электронных «читалок» приведёт к похожему эффекту. Книги, пусть и в цифровом виде, станут гораздо более доступны, и их станут больше читать, как стали больше фотографировать, снимать видео, смотреть кино и слушать музыку.

Так что смерть бумажной книги (пока ещё, впрочем, гипотетическая) вовсе не означает смерть чтения. Скорее, даже наоборот.

Рисунки Татьяны Фроловой